Иван Алещенко: «Украина обязательно вернет себе статус житницы Европы»
Набравшись достаточного опыта еще в советские времена, наиболее способные аграрии еще в первые годы независимости предпринимали попытки организовать собственные фермерские хозяйства. Однако далеко не все из них в итоге добивались успеха. Видимо, одних только способностей к ведению хозяйства недостаточно – нужны и другие качества характера. К когорте тех руководителей, у которых совпали все необходимые «ингредиенты», относится наш сегодняшний собеседник Иван Алещенко, директор фермерского хозяйства «Зустріч» (село Новояковлевка Ореховского района Запорожской области), которое в апреле этого года отмечает свой 15летний юбилей.
Иван Иванович родом из Сумской области, с детства помогал родителям в животноводстве, в школьные годы работал на сеялке, разгружал зерно – словом, с сельским хозяйством связан с младых лет. По окончании школы перебрался в Киев, где занимался спортом, потом был призван в армию, служил в Афганистане. Именно тогда понял, что хочет в будущем посвятить себя именно сельскому хозяйству. Поступил в столичную сельхозакадемию, где впоследствии закончил аспирантуру. После четвертого курса Ивана Алещенко пригласили работать главным агрономом в колхоз «Россия» в Ореховском районе, а в 1985 году назначили на аналогичную должность в местный колхоз им. Шевченко.
– Хозяйство это тогда звезд с неба не хватало, но нам с тогдашним председателем Алексеем Спасским удалось уже в первый год получить запланированный урожай, – рассказывает Иван Иванович. – А уже спустя два года заняли третье место по урожайности в районе. С тех пор на протяжении десятка лет меня неизменно признавали лучшим агрономом района. Самые высокие урожаи по району были в нашем колхозе с 1987 по 1996 годы. А уже в 1997м, в апреле, я открыл фермерское хозяйство «Зустріч».
– Признайтесь, никогда не жалели, что связали свою жизнь с селом, а не спортом, например?
– Поверьте, ни разу! Были, конечно, разочарования от того, что не все получалось, но рвать с делом всей своей жизни не собирался и не собираюсь. Я получаю удовлетворение от работы и уверен, что могу еще применять свои знания на практике, буду приносить пользу агропромышленному комплексу страны. Конечно, во времена СССР подходы к АПК применялись, скажем так, более человечные – занятые в сельском хозяйстве люди были уверены в завтрашнем дне. Сегодня нам не хватает именно той былой стабильности, даже спрогнозировать ситуацию хотя бы на год вперед фермеры не могут. С другой стороны, ностальгировать никто не запрещает, однако нужно было приспосабливаться к новым реалиям. Тот, кто сумел перестроиться, сегодня пожинает плоды своей работы.
– То есть ваше фермерское хозяйство в районе на хорошем счету?
– Безусловно. И, в основном, потому, что правильно используем имеющиеся ресурсы. Сегодня мы серьезно развиваемся: у нас полный спектр овощного направления и переработки, для чего были оборудованы теплицы (их пока семь – одна с обогревом, остальные станут теплыми в текущем году), в будущем планируем построить еще несколько. Занимаемся переработкой овощей, есть маслобойка, мельница, будет крупорушка, строим консервный цех, овощехранилище в будущем возведем, фруктовый сад разобьем. А это, сами понимаете, новые рабочие места, в создании которых сельское население крайне заинтересовано. Сеем также подсолнечник, кукурузу, пшеницу и еще ряд культур. Всего под обработкой в «Зустрічі» – более 1500га земли.
– Вроде бы раньше и животноводством занимались...
– Были свиньи и коровы в хозяйстве, однако направление вынуждены были ликвидировать: закупочные цены на продукцию аховые. Натуральное молоко у селян принимают по 1,5–2,5 гривны (вода стоит в три раза дороже), а в магазинах его продают за 10–11 гривен. Нонсенс! К тому же, то, что втюхивают сегодня людям в магазинах – это не молоко, а какойто молочный продукт. Вот изза таких подходов село деградирует катастрофически! Молодежь уезжает, старики умирают, а их дома выкупают под разбор. Потому приходится приобретать опустевшие жилища, дабы подтягивать сюда людей из других сел и даже областей для работы в хозяйстве. Мы ведь овощное направление развиваем еще и потому, чтобы люди были заняты круглый год, а не только на сезонных работах.
– Со сбытом продукции проблем нет?
– Абсолютно. Практически вся она скупается перерабатывающими организациями – как в нашем регионе, так и в соседних днепропетровском, донецком и т.д. Одно беспокоит: ценовая политика государства в части закупочных цен на сельхозпродукцию не отображает реальных интересов и запросов селян. Допустим, в прошлом году наше хозяйство недополучило около 2,5 миллионов гривен. Да, мы не можем влиять на стоимость удобрений или горючесмазочных материалов. Бастовать смысла нет – нужно работать. Но не должно правительство ни в коем случае вмешиваться в ценовую политику на сельхозпродукцию! Ручное регулирование рынка ни к чему хорошему не приведет. Скажите, почему падают закупочные цены на зерновые или подсолнечник, если не только не снизилась, но еще и выросла стоимость хлеба и подсолнечного масла для населения? Сверхприбыли получают те, кто вообще не занимается сельским хозяйством, а это ненормально.
– Но ведь говорят же отдельные чиновники о том, что это украинские аграрии нередко получают сверхприбыли.
– Таким людям не место в руководстве сельским хозяйством Украины, потому что они не понимают, о чем говорят. Фермеры для достижения результата, обеспечения расчета с пайщиками пашут с восхода солнца и до позднего вечера! А полученную прибыль не отправляют в офшоры, как это принято у крупных бизнесменов и чиновников – вкладывают в развитие производства, тратят на удобрения, технику и новые технологии. Ради того, чтобы вложенные средства вернулись бумерангом в трехкратном объеме – увеличатся объем и качество урожая.
– Но для этого, по всей видимости, приходится и кредиты брать?
– Да, и ничего зазорного лично я в этом не вижу. Весь цивилизованный мир живет с их помощью, потому что это двигатель прогресса. Наше фермерское хозяйство привлекает кредиты, ибо без этой меры рискуем остановиться в развитии. Другое дело, что государство должно частично компенсировать проценты по ставкам кредитов для фермерских хозяйств и дотировать каждый гектар пашни, как в Европе. К сожалению, нам никто и ничем не помогает, поэтому в чемто приходится себя обделять. Например, несмотря на то, что парк техники у нас на высоком уровне, не прочь обновить его до последних образцов, гарантирующих еще более высокое качество сбора урожая и обработки земли.
– Государство вам не помогает, а вот фермерам приходится брать на себя социальную ответственность за население тех территорий, где они работают.
– Ну, а почему мы должны отказывать тем, кто нуждается в помощи? Дороги ремонтируются со скрипом – ладно, часть этой работы берем на себя. Сельсоветы помочь просят – пожалуйста. Школа в чемто нуждается – отчего не подсобить? Понимаете, я по натуре оптимист и считаю, что будущее Украины – за аграрным сектором, потому и село возрождать нужно. У нас огромный потенциал, великолепная плодородная почва, трудолюбивый народ – и потому верю, что Украина сможет вернуть себе утерянный некогда статус житницы Европы. При условии, что государство окажет существенную поддержку сельскому хозяйству, – резюмировал Иван Алещенко.
Максим КОРОБЕЦ |
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
КОММЕНТИРУЮТ

10322
13

ОПРОС
Чего вы ждете от будущего президента?

...
Автор: pozitciya
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|