Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кабмин взялся за наведение порядка на рынке труда

Кабмин взялся за наведение порядка на рынке труда

Категорія: Позиція » Статті » Реформи

Кабмин взялся за наведение порядка на рынке трудаПравительством подготовлен законопроект, экономически стимулирующий работодателей создавать рабочие места, платить «белую» зарплату и помогающий работникам трудоустроиться и делать карьеру. Сейчас документ проходит общественное обсуждение и через два месяца может быть внесен в ВР. Планируется, что закон поможет найти легальную работу примерно 8 млн. человек, в основном молодежи, среди которой 20% безработных при среднем уровне безработицы в стране 2%. В чем же плюсы и минусы основных предложений правительства? 

 

Без пола и возраста


В объявлениях о вакансиях хотят запретить указывать возраст и пол кандидатов, требовать при приеме на работу сведения о личной жизни (национальность, семейное положение, вероисповедание, партийность). Не касается случаев, когда по закону работу могут выполнять только лица определенного пола (например, женщинам запрещено работать шахтерами), а также при приеме на работу недостаточно конкурентоспособных: лиц без опыта работы, инвалидов, одиноких матерей и отцов, детей-сирот, судимых, лиц старше 50 лет.

  • Плюсы. Устраняет неравные условия для соискателей, может помочь найти опытного специалиста любого возраста.
  • Минусы. Добавляет явно непроходных резюме, но по сути ничего не меняет, так как у работодателя остается право отказать в месте на основании кастинга из нескольких претендентов.

 

Новые рабочие места


Работодатели, создающие новые места для молодежи (первое рабочее место) и безработных старше 50 лет не менее чем на два года, год не платят единый соцвзнос (41,2% начислений на зарплату этих работников). При досрочном увольнении работника работодатель обязан уплатить соцвзнос за весь отработанный период.

  • Плюсы. Выгодно работодателям и работникам – последним могут платить за счет этого на 40% больше.
  • Минусы. Уменьшает доходы бюджета и Пенсионного фонда, работника могут уволить через два года, в итоге бюджет и ПФ получат вдвое меньше, чем могли бы.

 

Помощь по безработице

Помощь по безработице не может превышать четырех прожиточных минимумов для трудоспособных (4376 грн.) независимо от проживания. Сейчас она не может быть выше средней зарплаты по региону, которая по данным госстатистики за март, колеблется от 1941 до 4306 грн. Напомним, первые два месяца безработному выплачивают 70% от его зарплаты (официальной, разумеется), потом сумма снижается до 50% и 30%.

  • Плюсы. Работник одинаковой квалификации, потеряв место, получит одинаковую сумму помощи по безработице независимо от региона. Сейчас, например, безработный программист с зарплатой 6000 грн. в Киеве получает помощь 4306 грн., а в Тернополе с такой же зарплатой – всего 1941 грн. После принятия закона обоим выплатят по 4376 грн.
  • Минусы. Резко увеличатся расходы на выплату помощи по безработице в депрессивных регионах, возможны задержки с выплатой.

 

Легализация высоких зарплат


Работодатель, в течение года создавший новые рабочие места с зарплатой не менее трех минимальных зарплат (то есть от 3282 грн.) в следующем году получит право на уменьшение единого соцвзноса на 50% за каждого новоустроенного работника (но только на 1 год).

  • Плюсы. Легализация высоких зарплат увеличит доходы бюджета и Пенсионного фонда, работники в старости получат достойную, а не минимальную пенсию.
  • Минусы. Может не сработать, потому что работодателю выгоднее платить работнику «белую» минимальную зарплату и еще две «минималки» в конверте.

 

Трудовая книжка – стажерам

При стажировке (даже без зарплаты) работодатель будет обязан выдать работнику трудовую книжку с записью о прохождении стажировки. Сейчас такого нет, трудовая книжка выписывается только тем, кому платят официальную зарплату.

  • Плюсы. Начинающий работник получает небольшой трудовой стаж, наличие записи в трудовой книжке повышает его шансы на прием на работу, особенно если он стажировался в известной, как минимум, в своем регионе компании. Работодатель имеет «бесплатную рекламу» своей фирмы, особенно если стажер после «практики» хорошо устроится в другом месте.
  • Минусы. Если стажер не получает зарплату, ему (как и сейчас) не насчитывается страховой стаж, влияющий потом на размер пенсии.
  •  

За село – пять минимальных зарплат


Молодые специалисты, заключившие контракт (не менее трех лет) на работу в селе (как правило, врачи, учителя, агрономы) сразу получают «подъемные» в размере пяти минимальных зарплат (5470 грн.).

  • Плюсы. Государство обеспечивает глубинку специалистами, а начинающий врач или учитель получает не только гарантированное на три года место работы, стабильную зарплату, возможность набраться опыта, но и деньги на обустройство.
  • Минусы. Такая небольшая сумма мало кого привлечет «в кабалу» на три года, особенно в депрессивные регионы. Идея начнет работать, если «подъемные» увеличить хотя бы в пять раз. При этом платить их не сразу, а равными частями в течение трех лет.

 

Безработный – с первого дня


Статус безработного человек получает с первого дня обращения в центр занятости. Сейчас – с седьмого.

  • Плюсы. Безработный становится более социально защищенным, потому что пособие по безработице ему начинают платить сразу же, как только он потеряет место. Работодателю станет морально проще сократить человека, выставив его на улицу.
  • Минусы. Потребуются дополнительные бюджетные деньги для таких выплат.

 

Бесплатное переобучение


Лица старше 45 лет со стажем работы не менее 15 лет получат право на ваучер для бесплатного переобучения либо повышения квалификации в выбранном ими вузе. Сейчас такого нет.

  • Плюсы. Кардинально решает проблему с трудоустройством работников старшего возраста, профессия которых стала невостребованной на рынке (это может касаться экономистов, юристов, бухгалтеров, длительное время не повышавших свою квалификацию). Люди смогут бесплатно получить второе высшее образование, найти новую работу.
  • Минусы. Потребует миллиардных затрат бюджета на переобучение или (что более вероятно) уменьшит количество выделяемых бюджетных мест для выпускников школ – часть квоты отдадут «стажникам». В итоге часть талантливых молодых людей не сможет получить высшее образование либо будет вынуждена обучаться платно.

 

Контракт с работодателем


Работодатель оплачивает обучение работника при условии, что тот отработает потом на фирме 1–3 года, в зависимости от затрат: например, курсы пользователей ПК – один год, второе высшее образование – три года.

  • Плюсы. Такая практика существует и сейчас в серьезных бизнес-структурах, заинтересованных в подготовке для себя квалифицированных кадров, однако носит характер джентльменского соглашения. Стороны заключают письменный договор, но если кто-то из них захочет его расторгнуть, заставить через суд фирму оплатить обучение либо обязать досрочно увольняющегося работника вернуть деньги – нереально.
  • Минусы. Узаконивает своеобразное «рабство», нарушая право человека на свободный выбор рабочего места. Либо бьет его по карману при досрочном увольнении.

 

Рабочие руки


Государство будет обучать безработных востребованным рабочим профессиям по заявкам предприятий (токарь, слесарь, сварщик), а тот, кто обучился самостоятельно, может сдать экзамен и получить «корочку».

  • Плюсы. Обучают рабочим профессиям и сейчас, но без гарантии трудоустройства, поэтому нередко случается, что государственные деньги уходят в песок: например, новоиспеченный токарь без опыта работы не может найти место и, помыкавшись, гражданин снова становится на учет как безработный.
  • Минусы. Пока неясно, заполнятся ли вакансии, ведь зарплаты на госпредприятиях небольшие, поэтому и желающих мало. При сдаче экзамена экстерном могут требовать взятку.