Учительский олимп
10 травня 2012 10:09
Переглядів: 1709
Коментарів: 0
Надрукувати
Опыт
запорожского региона по внедрению единого информационного пространства
распространят по всей Украине.
Обеспечение качественным образованием юного поколения украинцев – это фактически инвестиции в будущее. В Запорожье 26–29 апреля прошел ІІІ Международный образовательный форум «Личность в едином образовательном пространстве», инициированный Запорожским областным институтом последипломного педагогического образования.
Приятно, что в последнее время государство поворачивается лицом к педагогам. Главное для нашей страны – направить все силы на образование, причем как молодежи, так и взрослых людей.
Третий год подряд в Запорожье собираются представители Украины, России, Молдовы, Беларуси, Польши, Казахстана, Словакии, Литвы, Финляндии и других стран. На приглашение запорожских специалистов откликнулись около 600 научных работников: академики и члены Национальной академии наук Украины, доктора и кандидаты наук, ректоры высших учебных заведений, аспиранты. Форум проводился с целью организации единого информационного пространства для обмена опытом между специалистами разных стран, осуществляющих научный поиск подходов и стратегий в области проектирования моделей образовательных систем.
Что общего у политики и образования?
26 апреля в здании Запорожского областного совета состоялось торжественное открытие форума (его соорганизатор – Запорожская облгосадминистрация). Тема для обсуждений: «Влияние политики на образование».
– Образование – наиболее эффективная отрасль для вложения инвестиций, – считает председатель Запорожского областного совета Павел Матвиенко. – На сегодня нужно не только констатировать наличие проблем в образовательной сфере, но и предложить пути их решения. В частности, это касается реформы образовательного процесса в сельских школах и внедрения современных технологий в повседневную педагогическую практику.
На сегодня все школы региона оснащены компьютерными классами с Интернетом. Но в одних учебных заведениях компьютеров мало и их давно пора менять, в других – «машины» новые, но учеников так много, что нужен второй кабинет.
По словам заместителя председателя Запорожской облгосадминистрации Николая Ярмощука, «такое мероприятие направлено не только на активизацию развития науки в стране, укрепление дружеских отношений между учреждениями высшего образования, но и на обеспечение интеграции отечественного образования в мировое пространство. Мы искренне поздравляем участников такого престижного форума на запорожской земле и желаем достичь конкретных результатов в этой работе».
Начальник управления образования и науки Запорожской облгосадминистрации Александр Верозубов поблагодарил ректора Запорожского областного института последипломного педагогического образования Владимира Пашкова за проведение подобных форумов и проинформировал коллег о выдающихся достижениях запорожского образования в области освоения Интернет-пространства. Речь, в первую очередь, идет о проекте запорожцев, все еще уникальном в Украине – «Единое образовательное пространство». Данный проект прошел апробацию в трех районах области на соответствие отчетности государственным требованиям, получил положительные отзывы. Министерством образования и науки в письме рекомендован программный комплекс для использования в других областях Украины.
Также представители власти коротко очертили приоритетные направления развития образования в Запорожской области. В частности, это расширение сети дошкольных учебных заведений, реструктуризация средних и профессионально-технических заведений, наполнение идеологическим содержанием учебных программ.
От школы традиционной – к школе инновационной
В Запорожской области в сфере образования работают 50 тысяч человек, обучая более 300 тысяч учащихся и студентов. Задача же учителя – разносторонне воспитанная личность ученика. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям.
– На форуме обсуждались актуальные проблемы образования и воспитания детей, начиная от качества образования как составляющей развития личности, его европейской модели до инноваций в оценивании достижений учащихся, – говорит кандидат философских наук, доцент, ректор Запорожского областного института последипломного педагогического образования, депутат Запорожского облсовета Владимир Пашков. – Самое важное в образовании – диалог между учителем и учеником. Модель «Учитель – ученик» главенствует в образовании и существует с незапамятных времен как незыблемая духовная традиция. Сейчас в быстроменяющемся современном мире необходимо учиться непрерывно, впитывая знания из различных источников, и развивать соответствующие навыки.
Отметим, что в Запорожье 27 апреля в Классическом приватном университете в рамках форума состоялась конференция «Школа современных знаний: информационные технологии обучения в рамках единого образовательного пространства». В дальнейшем свою помощь в научной работе предлагает Запорожский национальный университет; темой для обсуждения станет содержание современных учебников истории Украины.
Как рассказала старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (Москва) Светлана Гудилина, в нынешнем году состоялся Международный образовательный проект «Медиафестиваль для школьников», прошедший в Москве и других регионах (в телемосте «Москва–Запорожье» нашу сторону представлял Запорожский Сечевой коллегиум. – Ред.). Украинские и русские дети совместно создавали социальную рекламу – мультфильмы, видеофильмы и репортажи на тему здорового образа жизни.
Участники форума считают, что на сегодня основой образования современных учителей должна стать экономика, иностранные языки и компьютерная грамотность, освоение информационных технологий, без знания которых достойно конкурировать на рынке труда вообще невозможно. Насколько будет высококачественно образование у наших детей, настолько будет развиваться государство.
В Украине внедряется медиаобразование
За круглым столом в Запорожском областном центре НТТУМ «Грани» рассматривалась тема формирования гражданина Украины в современном обществе, а также вопросы внедрения медиаобразования в Украине.
Медиаобразование – часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой массмедиа, включая как традиционные (печатные издания, кино, радио, телевидение), так и современные (Интернет, мобильная телефония). Современные технологии позволяют упростить процесс обучения, в 21-ом веке уже никого не удивишь аудио- и видеоконференцсвязью, она используется для проведения вебинаров, прослушать лекции на которых можно не выходя из дома или образовательного учреждения, организовать трансляцию и видеомост лучше всего при помощи оборудования Polycom. Также большое распространение получили технологии IP- и VoIP-телефонии, которые также используются в образовательных процессах.
В мероприятии также приняли участие ученые: гость из Москвы Михаил Нечаев – доктор педагогических наук, Ирина Авдеева – проректор Севастопольского городского гуманитарного университета, представитель Саратовского университета (РФ) Владимир Лешуков.
Педагоги, в частности, предлагают Запорожскому облсовету обратить внимание на необходимость господдержки по внедрению областного проекта «Гражданин».
По завершении форума все наработки и предложения его участников будут направлены в Министерство образования и науки Украины.
Также в этот период на базе КП «ЗОИППО» прошла областная выставка «Образование Запорожского края-2012». В ЗГИА состоялось заседание философского клуба по проблемам, связанным с взаимодействием политики и образования.
Отметим, что проведение Международного форума «Личность в едином образовательном пространстве» имеет огромное значение как для Запорожского края, так и в целом для всей Украины. Система образования нашего государства требует реформирования. Поэтому главная задача форума – это на основе обмена опытом между учеными и практиками, педагогами и представителями власти – выработать стратегию для проектирования единого национального и межнационального образовательного пространства, опираясь на опыт научных работников, практиков, представителей власти, которые захотели присоединиться к этой работе.
Справка
Соорганизаторы мероприятий форума:
– Петровская академия наук и искусств (Россия, Санкт-Петербург)
– Институт педагогики НАПН Украины
– Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова (Киев)
– Институт содержания и методов обучения Российской академии образования (РФ, Москва)
– Институт педагогических исследований (Молдова, Кишинев)
– Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Беларусь, Минск)
– Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РФ, Санкт-Петербург)
– Педагогическая академия последипломного образования (РФ, Москва)
– Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (РФ)
– Центр новых технологий в образовании Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (РФ, Москва)
– Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (РФ)
– Тульский государственный университет (РФ)
– Запорожский национальный университет
– Мелитопольский государственный педагогический университет им. Б. Хмельницкого
– Классический приватный университет (г. Запорожье)
– Керченский морской государственный технологический университет
– Севастопольский городской гуманитарный университет
Виктория КИРИЛЕНКО
|