Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Бизнес на беде: места на ВИП-кладбищах продают по 10 тысяч долларов и хоронят в чужих могилах

Бизнес на беде: места на ВИП-кладбищах продают по 10 тысяч долларов и хоронят в чужих могилах

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

Бизнес на беде: места на ВИП-кладбищах продают по 10 тысяч долларов и хоронят в чужих могилах"Сегодня" провела свое расследование, чтобы выяснить, кто и как правит бал на рынке ритуальных услуг в Одессе.  

 

Похороны влетают убитым горем родным в солидную копеечку. Причем, помимо официальных расценок, люди дают взятки работникам кладбищ за место под могилу. 

 

ВИП-КЛАДБИЩА. Весь погребальный бизнес в Одессе находится под надзором городского КП «Специальное предприятие коммунально-бытового обслуживания». Под управлением этого ведомства — все кладбища и крематорий, заключение договоров на оказание ритуальных услуг с частными похоронными агентствами, а также автопарк катафалков и собственные помещения. По словам директора КП «СПКБО» Владимира Ачкасова, сейчас в Одессе есть 11 действующих кладбищ, на всех производятся захоронения. А общая площадь погостов — около 500 гектаров! Для сравнения: это площадь 17 современных стадионов с трибунами. Ачкасов говорит, что все одесские кладбища, включая 2-е Христианское на Люстдорфской дороге и Новогородское (более привычное название — Таировское. — Авт.) — открытые, и на них продолжают хоронить. «Массовые захоронения производятся на Западном кладбище, Тираспольское шоссе, 22Д», — уточнил глава городского похоронного КП.

 

Впрочем, согласно информации наших источников в коммунальном похоронном бюро, хоть по документам погосты и считаются доступными каждому, на деле получить место на них — невозможно. «Например, негласное право быть когда-нибудь погребенными на 2-м Христианском кладбище имеют лишь випы: нардепы, крупные чиновники, известные артисты, бизнесмены и криминальные авторитеты, вроде легендарного смотрящего Одессы Карабаса», — говорит наш собеседник.

 

По его словам, кладбище получает статус закрытого, когда там просто негде хоронить — каждый квадратный метр официально уже использован. «После того как кладбище закроют, оно все равно продолжает функционировать — снести погост имеют право только тогда, когда с момента последнего посещения могилы родней умершего пройдет 50 лет! Если на закрытом погосте есть могилы известных людей, а также интересные надгробия, сделанные руками знаменитых скульпторов, он получает статус мемориального. Таких кладбищ в Одессе нет. Но даже на закрытом или мемориальном кладбище всегда есть пара метров земли, которую администрация погоста держит для вип-клиентов», — рассказывает сотрудник КП.

 

Стоимость резервного места под могилу, уверяет он, может доходить до нескольких десятков тысяч долларов! «Место под погребение на центральной аллее 2-го Христианского стоит от $10 до $30 тыс. Могилка на центральной аллее Таировского — от $3 до $10 тыс. Еще есть Офицерское — на Дмитрия Донского. Там тоже давно нет мест. Но за $5—10 тыс. руководству кладбища найдут место и там», — приводит расценки на погребальные метры наш источник. К слову, украинское государство гарантирует своим гражданам бесплатное место на кладбище.

 

МОГИЛА ПРОПАЛА. Умудряются могильщики зарабатывать и на... старых захоронениях. «На 2-м Христианском кладбище когда-то была похоронена моя тетка. В середине 80-х я уехала на ПМЖ в США и с тех пор на могиле не была. Приехать получилось только в 2010-м. Когда пришла на кладбище, то могилы... просто не было! Вместо креста с ее фамилией красовался огромный памятник с портретом незнакомого человека. Когда я пожаловалась в администрацию, мне ответили: мол, такое погребение не числится на учете. А позже посоветовали не поднимать шум», — рассказала нам экс-одесситка Виктория М.

 

В свою очередь, наш источник в КП «СПКБО» заверил нас, что незаконными подзахоронениями в Одессе грешили в смутные 90-е. «Незаконно хоронили в те могилы, которые десятилетиями никто из родственников не посещал. А чтобы скрыть такие факты, старые кладбищенские учетные книги сжигали, списывая на пожары, порчу и утерю. Но сейчас такое не практикуется — каждая могила на компьютерном учете», — поясняет коммунальщик. Правда, «свободные» метры для благодарных клиентов все равно найдутся. «Для этого есть маленькие хитрости. Например, под могилы для богатых пускают заасфальтированные аллеи. Никто не замечает, что дорожки вдруг стали немного уже. Еще потихоньку «врезают» новую могилу между двумя старыми. Это тоже незаконно, но администрация любого кладбища «живет» на этом, получая хорошие деньги», — утверждает наш собеседник.

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ. Рынок ритуальных услуг в Одессе давно поделен между частными похоронными агентствами и КП «СПКБО». Благодаря тому, что похоронный бизнес гарантирует немалые прибыли, в нем царит жестокая конкуренция. «Руководство КП «СПКБО» давно монополизировало весь рынок. Для этого под крылом коммунального предприятия бывший и нынешний директора КП «СПКБО» создали карманные частные похоронные бюро», — говорит один из владельцев мелкого похоронного агентства Юрий Юрчик. А наш информатор в городском похоронном ведомстве добавялет: «Прежнее начальство КП собирало дань со всех частников. И сейчас это продолжается». На жирный пирог погребального бизнеса, уверяет наш источник, часто претендовали другие одесские бизнес-группы: «Из-за этого на Николая Пеструева (экс-глава КП «СПКБО». — Авт.) неоднократно покушались». По словам Юрчика, сейчас несколько частных похоронных контор, созданных бывшими и нынешними чиновниками, незаконно используют имущество и вывеску городского комбината (см. фото). Мы проверили слова частного предпринимателя.

 

Как выяснилось, ведомственные автомобили-катафалки КП «СПКБО», собственником которых является горсовет и которые находятся на балансе мэрии, действительно работают на одно из одесских частных похоронных агентств (фотографии и документы в редакции). А на рекламном сайте одной из частных похоронных фирм мы нашли... телефон и электронную почту самого директора КП Владимира Ачкасова. Примечательно, что телефоны частного похоронного агентства, владение которым приписывают бывшему и нынешнему директорам КП «СПКБО», красуются на всех вывесках... коммунального погребального ведомства Одессы. К сожалению, самому Николаю Пеструеву нам не удалось дозвониться. По слухам, он подолгу лечится за границей.

 

В свою очередь, Владимир Ачкасов опроверг информацию наших источников о существовании коррупции в его ведомстве. «Ваши источники — это группа негодяев, которые пишут анонимки о том, чего нет на самом деле. Никакой коррупции в КП «СПКБО» нет. На кладбищах города ведется постоянный контроль за правильностью осуществления захоронений. Слухи о том, что технику коммунального предприятия используют частные похоронные агентства, — ложны. Мы провели реорганизацию, и сейчас никаких катафалков на балансе КП «СПКБО» нет. В ведомстве остались только тракторы и экскаваторы, которыми роют могилы», — заверил нас Владимир Леонидович. А наличие своих контактных данных на сайте частного ритуального агентства Ачкасов объяснил забывчивостью. «Когда-то я занимался частным погребальным бизнесом и забыл стереть свои телефоны и почту с сайта», — добавил глава КП. Кстати, в названии почтового ящика Ачкасова, кроме его фамилии, фигурирует и аббревиатура «СПКБО».

 

По теме: Как сэкономить на похоронах 


 <a href="http://www.segodnya.ua/news/14401074.html">Источник</a>