Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Четыре наивных вопроса о языковом законе

Четыре наивных вопроса о языковом законе

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Четыре наивных вопроса о языковом законеВерховная Рада приняла закон об основах государственной языковой политики. Согласно документу в отдельных областях страны могут появиться разные региональные языки. Какие именно, будут решать сами жители – они смогут добиться этого, если в регионе проживают не меньше 10 процентов жителей одной национальности. 
 
1. Угрожает ли этот закон украинскому?

 

Хотя после принятия закона, предложенного Партией регионов, многие оппозиционные политики заявили об ущемлениях прав украинского языка, как утверждают авторы документа, украинскому ничего не грозит. Ведь он, как и раньше, остается ЕДИНСТВЕННЫМ государственным языком, что, кстати, подтверждено Конституцией.

 

При этом национальные меньшинства в свою очередь также могут быть уверены, что их дети также не забудут со временем родную речь. Согласно документу, если хотя бы 10 процентов жителей региона одобрят введение регионального языка, то его будут использовать в общественной жизни наряду с украинским. Например, на нем будут издаваться документы местной власти и судов. То есть любую справку можно будет получить не только на украинском, но и русском или татарском. Потеряет право на жизнь правило о том, что реклама должна быть только украиноязычной без других вариантов.

 

2. В каких сферах можно будет использовать региональный?

 

Эксперты считают, что говорить об экспансии русского языка неуместно. На самом деле получают равные возможности около трех десятков языков национальных меньшинств. Представитель любой нации сможет учить родной язык в школе, издавать и покупать книги, открывать телеканалы. И возводить русский язык в статус государственного, как этим пугают националисты, пока никто не планирует. Прежде чем выносить этот вопрос на голосование, будут советоваться с гражданами.

 

3. Почему русский приравняли к языку нацменьшинств?

 

По мнению депутатов от Партии регионов, сложившая в Украине ситуация подталкивала страну к конфликту. Жители страны разделились на две половины – одна говорит по-украински, вторая – по-русски. И в полной мере соблюдались только права первых, что и закономерно, поскольку их родной язык основной в государстве. А вторым было сложнее - даже в столице трудно найти школу или детский сад, с русским языком преподавания. А как быть русскоговорящим пожилым людям, которым приходиться буквально по буквам и со словарем разбирать «довідки» из госорганов?

 

А ведь Конституция гарантирует равные права на развитие, использование и защиту всем используемым языкам. Поэтому со вступлением в силу закона эти проблемы снимаются. Уйдут в небытие многие искусственно созданные неудобства для жителей русскоговорящих регионов.

 

4. Принимался ли этот закон с нарушениями?

 

Сразу после того как народные депутаты от Партии регионов быстро проголосовали за языковой закон, оппозиционеры начали трубить, что документ принят с процедурными нарушениями. Мол, по этому документу не было решения профильного комитета, не были учтены оппозиционные поправки к законопроекту, и вообще по предыдущим политическим договоренностям этот вопрос не должен был выноситься на рассмотрение Рады до конца этой сессии.

 

– Мы приняли закон красиво. Я имею в виду, с соблюдением всех необходимых норм. То, что для оппозиции это было неожиданно, – это их проблема. Если они не могут быть активными и работоспособными – пусть подтянутся, – сказал один из авторов языкового закона Сергей Кивалов. Также он отметил, что если представители оппозиции действительно считают, что при принятии этого закона были какие-то нарушения, пусть пишут соответствующие обращения.

 

– Я хочу особо подчеркнуть, что, говоря юридическим языком, обязанность доказывать какие-то нарушения в данном случае лежит именно на оппозиции, – уточнил регионал.

 

По словам лидера парламентской фракции Партии регионов Александра Ефремова, они постоянно говорили коллегам из оппозиции, что при первой же возможности поставят данный законопроект на голосование.

 

– Мы предупреждали своих оппонентов, что согласно регламенту будем настаивать на рассмотрении законопроекта в сессионном зале, – резюмировал Ефремов.

 

Алена КЛИМОВА, Елена ПОНОМАРЕНКО