Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Чего нам ждать от жилищной реформы?

Чего нам ждать от жилищной реформы?

Категория: Позиция » Cтатьи » Реформы

Чего нам ждать от жилищной реформы?В Украине реформу жилищно-коммунального хозяйства пытаются осуществить уже давно. Мероприятия сводились в основном к выделению соответствующих средств на ремонтные работы. Научного и системного подхода к преобразованию такой сложной отрасли как ЖКХ, не было. Поэтому весь период подобного реформирования можно охарактеризовать как время «проб и ошибок», хотя и безрезультатным его назвать нельзя. Сегодня гость ПОЗИЦИИ – новый первый заместитель городского головы Запорожья Дмитрий Свиркин. 

 

– Дмитрий Александрович, давайте начнем разговор с вопроса о работе, которой Вы занимались последние десять лет на должности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации. Что собой представляет эта сфера, какие в ней существуют проблемы и имеет ли ЖКХ области региональную специфику?


– Жилищно-коммунальное хозяйство – одно из приоритетных направлений развития региона и страны в целом. Это та сфера, которая в случае правильного подхода может стать стимулом и рычагом развития других отраслей. Ведь здесь потребляется огромный объем энергетических ресурсов, продукции металлургических и машиностроительных предприятий.

 

ЖКХ необходимо рассматривать со стороны технического и финансово-экономического состояния. Наш регион представлен всеми подсферами данной отрасли. В пятнадцати городах области существует централизованное теплоснабжение и во многих – водоснабжение. Почти в каждом городе есть предприятия по обслуживанию жилья и придомовых территорий.

 

Одна из наиболее проблемных подотраслей в области – водоснабжение. Несмотря на то, что у нас имеется открытый источник водозабора – река Днепр, регион географически и по другим аспектам характеризуется как дефицитный по вопросам питьевой воды. У нас практически отсутствуют запасы подземных питьевых вод. А одна треть населенных пунктов не имеет централизованного водоснабжения. Двести населенных пунктов за неимением подземных источников и централизованного водоснабжения пользуются только привозной питьевой водой.

 

Кроме того, степень изношенности сетей по водоснабжению и водоотводу достигает по некоторым территориям до шестидесяти-семидесяти процентов. Представьте, мы более половины воды, отпущенной в сеть, теряем на пути к потребителю, в том числе из-за утечек.

 

В системе теплоснабжения ситуация сложная, но контролируемая. На сегодня, уже несколько лет подряд, активно реализуются проекты, связанные с эффективностью энергосбережения. Назвать их слишком масштабными нельзя, но частично устанавливается оборудование на действующие котлы; новые газовые горелки, приводящие к повышению эффективности КПД, реальной экономии потребления природного газа, повышению качества услуг; предварительная изоляция труб – к уменьшению теплопотерь и обеспечению надежности поставок тепла нашим потребителям.

 

Сегодня в области, действительно, существует тарифный разбег, например, услуги водоснабжения по некоторым территориям составляют от четырех до двадцати гривен; услуги теплоснабжения – от четырех до десяти гривен.

 

– Извините, но разве разные тарифы ЖКХ на территории области – это допустимо?


– Тариф – это цена, складываемая из затрат. И если где-то проводится эффективная работа по оптимизации этих затрат, – речь идет о разумной кадровой политике и внедрению энергосберегающих технологий, – тогда мы можем удерживать тариф на должном уровне. Где эти работы не проводятся, то в связи с подорожанием электроэнергии, ростом зарплаты, цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), тариф высокий.

 

– Где в области самая высокая цена на коммунальные услуги, если, например, сравнить Запорожье с глубинкой?


– Запорожье не очень интересно сравнивать с глубинкой; показательно будет, если привести примеры по другим областным центрам Украины. Наш город находится «посредине ценовой политики» на услуги тепло- и водоснабжения, а на услуги по содержанию домов и придомовых территорий – на одном из последних мест, то есть данный тариф у нас более низкий, чем в других регионах Украины. Работа по модернизации предприятий ЖКХ и энергоснабжению в нашей области позволяет тарифы удерживать на сегодняшнем уровне, хотя можно уверенно говорить о том, что они не покрывают затрат.

 

В малых населенных пунктах области ситуация гораздо сложнее; в некоторых районах тарифы на водоснабжение, действительно, высоки. Известно, что в селах уменьшается количество жителей, местами закрываются предприятия, а старое оборудование, рассчитанное на большие объемы, потребляет прежнее количество электроэнергии.

 

– В Бердянске проблема централизованного водоснабжения на протяжении многих лет остается нерешенной; моя мать периодически звонит и просит по дороге к ней купить питьевой воды. Жителям периодически включают, а потом отключают воду; данный вопрос решается в судах. Когда же курортный город будет с питьевой водой?


– Напомню, откуда Бердянск берет воду. Каховский магистральный канал сбрасывает питьевую воду в так называемый канал Р-9, протекающий по югу области. Водонапорные станции подают чистую воду из скважин, затем ее гонят через Приморский и Приазовский районы – а это более ста километров – на Бердянск. Изначально при проектировании закладывалось две ветки; но на сегодня реализована только одна. И любая аварийная ситуация на магистральном водопроводе приводит либо к уменьшению подачи воды в Бердянск, либо к полному отключению.

 

В последнем случае городской водоканал вынужден переключаться на бердовскую воду (смешанная вода из Бердовского водохранилища и Луначарских артезианских скважин. – Ред.), которая по основным характеристикам соответствует питьевой, но по некоторым находится на грани нормативных показателей.

 

– Возможно ли установить очистные сооружения на бердовскую воду, как в нашем городе на днепровскую, чтобы решить данный вопрос?


– Есть современные очистные технологии, позволяющие хоть и не стопроцентно, но в значительной степени улучшить качество бердовской воды. Но какой при этом будет тариф для потребителей? Ее не смогут покупать простые бердянцы.

 

– Какие изменения произошли в сфере ЖКХ за последний год? Продвинулась ли реформа в части формирования тарифов?


– На сегодня создана и полноценно функционирует Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (председатель – Валерий Саратов), которая является и лицензиатом, и органом, устанавливающим тарифы на услуги тепло- и водоснабжения для крупных городов или предприятий.

 

Это одно из направлений реформы, приведшее к тому, что тарифообразующая политика полностью является управляемой со стороны государства по Украине; нет больших разночтений в областных центрах. Ставится цель оптимизировать затраты коммунальщиков на местах, чтобы «войти в существующий тариф». Вместе с тем соцопросы подтверждают, что часть населения готова платить за коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам, то есть больше, чем сейчас, но за соответствующее качество!

 

– Иная сфера, на которую влияет ЖКХ – это организация ОСМД. Ваше мнение, насколько кондоминиумы смогут решить бытовые проблемы запорожцев?


– Без преувеличения, ОСМД является одним из ведущих звеньев цепи реформирования ЖКХ. Эта мировая практика успешно внедряется в Украине на протяжении многих лет и имеет позитивный результат.

 

Что фактически получили люди при проведении приватизации? Квартиру. Однако она не может существовать отдельно от жилого комплекса, коммуникаций, чердачных и подвальных помещений, придомовой территории. Мы это не ощутили и до конца еще не поняли. Горожане, создавшие ОСМД, взвалили на себя огромную ответственность, но и право самим содержать свой дом. Только на данном этапе они становятся его хозяевами.

 

На коллективном собрании люди рассчитывают стоимость ремонтных работ и контролируют их проведение. ОСМД имеет право привлекать как ПРЭЖО для обслуживания своего жилья, так и частные структуры; включаются рыночные механизмы. Это тот кусок работы, который интересен каждому предприятию, работающему в данной нише. И за него нужно сражаться либо ценовой политикой, либо качеством!

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

По теме: Тарифный геноцид. Как минимизировать затраты

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
КОММЕНТАРИИ (5)
Cold 25 июля 2012 02:51
Без реформирования дальше некуда тянуть, коммуникации изношены, политика ЖКХ тоже, все идет ко дну.
Цитировать          5
OverDOzeD 25 июля 2012 02:37
ЖКХ одна из основных структур города, на данный момент толку от нее мало, после реформмы должна наладится её работа, перестать расти тарифы и стать видна ихняя деятельность
Цитировать          4
Весна 25 июля 2012 02:10
Медленно - это потому что тормозят во всю недоброжелатели реформы, а их немало. Те же комунальщики, GH":J//bv выгодно не работать а воровать, поэтому они и не хотят, чтоб реформу проводили
Цитировать          3
ТИмур 25 июля 2012 02:01
Очень хорошо, что всё таки решили реформировать ЖКХ. Жаль, правда, что медленно это всё идёт.
Цитировать          2
Слава 25 июля 2012 01:48
Реформа - это большой шаг для города. И она сейчас просто необходима, ведь старая система ЖКХ уже протёрлась до дыр, через которые то и дело утекают кому-то в карман деньги!
Цитировать          1
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: