Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Запорожские мосты как зеркало украинской антикоррупционной реформы

Запорожские мосты как зеркало украинской антикоррупционной реформы

Категория: Позиция » Cтатьи » Регион
Запорожские мосты как зеркало украинской антикоррупционной реформыНа днях Счетная палата подвела итоги строительства запорожских мостов в период 2010–2011 годов: неэффективно израсходованы 116,4 миллионов грн. бюджетных средств. Эпопея борьбы рабочей группы депутата горсовета от Партии регионов Елены Бондаренко и мэра Запорожья Александра Сина против коррупции на мостах, развернувшаяся год назад, получила логическое завершение, а Украина – пример антикоррупционной реформы в действии. 
 
Самую большую стройку Запорожья – мостовые переходы через реку Днепр, которые разгрузят старые мосты Преображенского и спасут от изоляции в пробках шестую часть жителей Запорожья, – должны были закончить еще в 2009 году. Однако стратегический объект уже в докризисное время начал превращаться в долгострой: во времена президентства Ющенко «оранжевое» правительство не нашло ни воли, ни мотивации серьезно взяться за мосты. За это время стоимость строительства выросла втрое, достигнув астрономической суммы в 5,7 млрд. гривен: консервации и расконсервации, задержки финансирования, коррупция и безответственность власти дорого обошлись Запорожью и Украине.
 

В 2010 году новая власть начала постепенно присматриваться к стройке, пытаясь понять: почему «заколдованные» мосты до сих пор не сданы? Однако остановить коррупцию было не так просто: ответственные лица все еще оставались на своих должностях, подрядчик  ООО «Мостобуд» (Киев) и куратор строительства КП «Управление капитального строительства» (Запорожье) отчитывались, что у них все хорошо, только не хватает денег. В этих условиях инициатива по выяснению ситуации могла исходить только от самого Запорожья.

 

В 2011 году депутат запорожского горсовета от Партии регионов Елена Бондаренко от всеобщего вопроса «Почему мосты никак не достроят» первой перешла к конкретным действиям. Пытаясь разобраться в ситуации, она собрала рабочую группу со специалистами по строительству мостов и по финансовому менеджменту. За короткое время группе удалось обнаружить факты неэффективного расходования средств «Мостобудом» на более чем 3 млн. гривен. На эти доказательства тут же обратил внимание мэр Запорожья Александр Син, поддержавший деятельность рабочей группы по контролю строительства. Однако отстранить коррупционеров от «кормушки» оказалось не так-то просто.

 

Паника запорожских «мостопилов»


Сразу же после заявления Елены Бондаренко обнаружилось: коррупционные схемы, которые превратили мостострой в затяжной и «золотой» проект, кое-кого в Запорожье вполне устраивали. На рабочую группу по контролю строительства посыпались обвинения. ООО «Мостобуд» приложило максимум усилий, чтобы оставить проект за собой: предприятие направило в Киев жалобу, требуя отстранить въедливых проверяющих от «их» объекта. Мостостроители, под присмотром которых сдача мостов была оттянута на долгие годы, неожиданно встретили сочувствие и поддержку у руководства «Управления капитального строительства». Чиновник, который должен был в этой ситуации защищать деньги бюджета и интересы города, почему-то встал грудью на защиту субподрядчиков, уличенных в неэффективном расходовании средств.

 

И он оказался не одинок: ряд оппозиционных СМИ с откровенным осуждением начали писать о действиях Александра Сина и депутата горсовета от Партии регионов Елены Бондаренко. По воспоминаниям самой Елены Бондаренко, «…на тот момент звучали лозунги о том, что мы хотим «дешевых мостов», что это неправильно, и так далее. В заказных статьях наводили ужас на людей, что мы-де предлагаем экономию не за счет эффективности использования средств на аналогичные материалы, а предлагаем использовать некачественные материалы. Эту глупость пытались навязать сознанию людей ради одной цели: спрятать истинную причину своих страхов быть разоблаченными и лишенными возможности привычно воровать на такой грандиозной стройке. А между тем именно злоупотребления и сам подход предыдущей власти, при котором строительство воспринимается как большая дойная корова, был наибольшей угрозой…».

 

«Черные» материалы против Александра Сина и Елены Бондаренко летом 2011 года буквально наводнили запорожскую оппозиционную прессу и интернет-издания, однако борцов с коррупцией это не остановило. По решению Александра Сина были отстранены от работы чиновники, виновные в сложившемся положении вещей. Однако точку в конфликте должны были поставить в Киеве. Центральная власть приняла соломоново решение: контроль над строительством передали государственному предприятию «Укравтодор». Попутно – критику мостостроителей за неэффективное расходование средств начала проверять Счетная палата Украины.

 

Антикоррупционный свет в конце туннеля


На прошлой неделе пресс-служба Счетной палаты Украины обнародовала результаты аудита. За период 2010–2011 года, пока коррупционеры продолжали по инерции работать по схемам, заложенным предыдущей властью, за счет неэффективного расходования средств мосты недосчитались 116,4 миллиона гривен (то есть, более 30% от общего количества выделенных ресурсов). Куда делись деньги? «Мостострой» внес свою лепту: аванс, выданный предприятию в размере 70 млн. гривен, попросту не был освоен. Возможно, строители могут эти деньги вернуть, но в таком случае получается, что государство на год прокредитовало их предприятие на огромную сумму. УКС «отличился» тоже: коммунальное предприятие неэффективно израсходовало на плавучий кран 31,5 млн. гривен (а всего с 2004 года на ту же статью ушло «в никуда» более 70 млн. гривен).

 

Само время подвело черту под вопросом мостов: правота Александра Сина, Елены Бондаренко и других энтузиастов кажется теперь, в свете установленных Счетной палатой фактов, очевидной.

 

Но реакция на ситуацию со стороны оппозиционных СМИ Запорожья, которые еще год назад яростно защищали мостостроителей от «коварного Александра Сина», оказалась молниеносной. Они тут же попытались возложить ответственность за схемы, с которыми боролся мэр (он же – глава запорожских «регионалов». – Ред.) и депутаты Партии регионов на… мэра и Партию регионов.

 

Понятно: в предвыборное время, когда оппозиция каждое лыко ставит в строку партии власти, ей очень хотелось бы обвинить действующую власть в коррупции. Однако из истории запорожских мостов видно, что волна борьбы с насажденной в «оранжевую эпоху» коррупцией, преодолев первое сопротивление цепляющихся за свои должности казнокрадов, достигла и Запорожья. Маховик антикоррупционной политики президента раскручивается медленно, но сейчас остановить его уже не получится даже у тех, на службе у кого черный пиар, политтехнологии, лояльные газеты и услужливые юристы.

 

Что же касается самих мостов, то вред, нанесенный их возведению запорожскими казнокрадами, трудно переоценить: они не только подрывали доверие Киева, заставляя крайне осторожно ассигновать средства на проект, но и сорвали сроки сдачи целых этапов строительства. Задача «Укравтодора» в свете того, что запланированные на начало 2012 года работы фактически не были выполнены и наполовину, кажется титанической. Однако строительство мостов сейчас ведут такими темпами, что в своевременную сдачу первой очереди масштабного проекта верится.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.