Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Музей Донецкой железной дороги

Музей Донецкой железной дороги

Категория: Позиция » Новости Позиция » Наука и IT

Музей Донецкой железной дорогиВ Украине есть много интересных научно-технических музеев. Даже составили небольшой реестр, который насчитывает сотню таких заведений. Среди них известный киевский музей воды, несколько музеев почты, музей истории канализации, музей сахара, музеи техники и вооружения, несколько музеев космонавтики, музеи авиации, политехнический музей, подземные музеи в соляных шахтах... 

 

Вообще, все технические музеи привязаны к какому-либо институту или к конкретной отрасли.

 

В наше время, когда Украина развивается в гуманитарно-юридическом векторе, о технической стороне общества все забыли. Неудивительно, что эти музеи выпали не только из украинских туристических маршрутов, но и из школьных экскурсий. Хотя их можно было бы проводить в рамках программы профориентации (если кто помнит, была такая в советские времена).

 

В западных странах, особенно в США, научно-технические музеи – самые популярные. Особенно любят их дети. В этих музеях проводят лекции, практические уроки. Дети изучают историю техники, проводят опыты, пишут рефераты...

 

Первый музей такого типа был создан в Париже и носил название Национальный музей техники. Как и Лувр, он был основан после Французской революции.

 

Сама идея такого музея возникла еще в ХVII веке. Рене Декарт предложил создать музей научных инструментов и механических ремесел – и это было больше, чем просто коллекция объектов. Опытные мастера отвечали на вопросы посетителей и разъясняли им производственные процессы.

 

В 1799 году музей был открыт в средневековом монастыре Сен-Мартен-де-Шан. Там были собраны коллекции машин, моделей, научных инструментов.

 

За два века он собрал очень ценные экспонаты – сконструированную Паскалем в 1652 году архивную машину, ранние образцы фотоаппаратуры, оборудования, которыми пользовался Лавуарье, и одну из лучших в мире коллекцию часов. Со временем этот музей превратился благодаря старению его экспонатов в экспозицию, посвященную, скорее истории, чем учебе принципам и практическим методам науки и техники.

 

Но вернемся к украинским музеям. Одним из самых оригинальных технических заведений, является музей истории и развития Донецкой железной дороги.

 

В залах музея представлены более 6,5 тысяч экспонатов железнодорожных предметов и документов: спецодежда работников ЖД, своеобразный набор охранника от фирмы ТК Альянс, знаки различия разных времен, железнодорожные награды, служебные часы, фонари, инструменты и инвентарь, документальные коллекции и многое другое.

 

Большинство коллекции принадлежит директору музея Донченко Владимиру Николаевичу, который приложил много усилий, чтобы открыть музей. Он расположен рядом с железнодорожным вокзалом Донецка в помещении бывшего паровозного депо. Но самое интересное - сами поезда.

 

Владимир Николаевич при встрече в Киеве рассказал, что на смотровой площадке расположены натуральные образцы раритетной железнодорожной техники: шесть паровозов разных серий 1930-1950 годов выпуска: 3 в, 3м, ФД, Л, ТЗ, 9П, электровоз ВЛ-8, четыре тепловозы: ТС -3, 2Т3116, ЧМЗ-5, ТГМ, пассажирский и три грузовых 2-осных вагонов и 2-осная цистерна образца 1930 года, электросекции, имеющие историческую ценность.

 

Из существующего подвижного состава сформирован поезд спецрезерва Наркомата путей сообщения с воспроизведением внутреннего интерьера на период 1943 года. Происходит реставрация салон-вагона Ворошилова 1898 года изготовления, а также последнего экземпляра паровоза на дороге серии Зр. Еще найдено около 25 единиц железнодорожной техники, требующей спасения от превращения ее в металлолом.

 

И все же, музей Донецкой железной дороги уже приобрел международную славу. Киевская фирма «Джерело», которая проводит ретро-туры для любителей железных дорог из иностранных государств, занесла посещение музея в свой туристический маршрут. В июне 2004 года музей согласно решению Координационного Совета Фонда сохранения железнодорожного наследия Новой Европы (ФЗЗСНЕ) вошел в состав Фонда, а директор музея был приглашен в штаб-квартиру Фонда в Великобританию с докладом о деятельности железнодорожных музеев Украины и перспективы их развития.

 

Так, если судьба приведет вас в Донецк на вокзал, зайдите в помещение бывшего паровозного депо. Там хранится история поездов. История железной дороги.

 

Наталья Иванченко, шеф-редактор журнала «Музеи Украины».