Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Генпрокурор Виктор Пшонка: "Будем ли сажать нынешних министров? Все зависит от них!"

Генпрокурор Виктор Пшонка: "Будем ли сажать нынешних министров? Все зависит от них!"

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика

Генпрокурор Виктор Пшонка: "Будем ли сажать нынешних министров? Все зависит от них!"За два последних года Генеральная прокуратура Украины смогла довести до суда ряд резонансных дел в отношении бывших высокопоставленных чиновников. И даже добиться обвинительных заключений. 

Ждут ли нас и в будущем разоблачения власть имущих? Не останутся ли без работы следователи ГПУ в связи с вступлением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса? Какие указания дает прокуратуре президент Украины? Об этом "КП" беседовала с генеральным прокурором Украины Виктором ПШОНКОЙ.

"ПОЛИТИКА МЕНЯ НЕ ОСОБЕННО УВЛЕКАЕТ"

- Виктор Павлович, в стране наступил довольно сложный предвыборный период. Многие ли ваши подчиненные изъявили желание бросить работу в прокуратуре и идти в парламент?

- Никто из ныне действующих сотрудников прокуратуры не баллотируется в Верховную Раду, только бывшие прокуроры, в том числе и генеральные. Насколько мне известно - это Святослав Пискун, Геннадий Васильев.

- Ну это уже традиционно, когда экс-генпрокуроры страны становятся депутатами. Вы свое будущее тоже связываете с политикой?

- Нет, политика меня не особенно увлекает. Я всю жизнь посвятил работе в органах прокуратуры, уже более 30 лет, и никогда об этом не пожалел. Другая деятельность, в частности и политическая, меня не интересует… Но знаете, как часто говорят: "Никогда не говори "никогда". 

- Ваш сын снова собирается в парламент, на этот раз не в списке ПР, а по мажоритарному округу. Признайтесь, помогать ему будете в предвыборной борьбе?

- Нет. Это его путь и его выбор. Я уважительно к этому отношусь. Он давно самостоятельный молодой человек с опытом работы в правоохранительных органах, с опытом парламентской деятельности, и он сам принимал решение баллотироваться по мажоритарному округу. В какой-то конкретной моей помощи он уже не нуждается... И вообще, по жизни мы скорее друзья, чем наставник и ученик (улыбается). Если пройдет - хорошо, нет - значит сделает выводы, возможно, займется чем-то другим. 

- Вам ни одна из партий не предлагала войти в предвыборный список?

- Нет, не предлагала. Да и я бы не согласился (смеется).

ЗА ТИМОШЕНКО В ОЧЕРЕДИ ПИСКУН?

- По новому Уголовно-процес-суальному кодексу Генпрокуратура может остаться без работы, если все следствие перейдет МВД?

- Не все, еще будет над чем поработать и СБУ, и Налоговой, и нам. Если сегодня прокуратура имеет право истребовать любое дело из МВД, СБУ и Налоговой, то после вступления в силу нового УПК будет не только надзирать за ходом расследования того или иного дела, но и руководить следствием. Кроме того, в этот сложный период перехода к практической реализации норм УПК, который нам предстоит пройти, законодатель на пять лет закрепил за прокуратурой расследование одних из самых сложных уголовных преступлений, совершенных должностными лицами - министрами, чиновниками, депутатами и так далее. 

Милиция будет расследовать около 98% всех уголовных дел, которые есть в стране, Налоговая - 0,5%, СБУ - 0,5% и до одного процента останется в прокуратуре. Но в то же время прокурор через Единый реестр досудебных расследований будет иметь права войти в материалы любого уголовного дела, перепредъявить обвинение, допросить, провести следственные действия. Таким образом, процессуальные полномочия прокурора требуют от него еще большей ответственности. 

- Тимошенко посадили, Луценко тоже. Какие интересные дела можно ожидать в ближайшее время? Будут ли расследования в отношении нынешних министров и чиновников?

- Все зависит от них. У нас равное и ровное отношение ко всем, кто нарушает закон, независимо от того, о каком органе государственной власти или чиновнике идет речь. Думаю, что мы итак немало возбуждаем уголовных дел в отношении как членов прошлого правительства, так и нынешнего за превышение власти, за взятки, за хищение бюджетных средств. И это отнюдь не политические преследования. Есть факты, есть доказательства, есть результаты экспертиз. Как доказательство - сбежавшие за границу фигуранты. К примеру, с 2010 года по статье Уголовного кодекса за превышение власти и полномочий судами был рассмотрен ряд уголовных дел и по их результатам осуждены более 150 человек, из них почти половина отбывают наказания в местах лишения свободы.   

- Экс-генпрокурор Святослав Пискун, закрывший дела Тимошенко, которые сейчас возобновлены, тоже ведь по логике вещей может понести ответственность? Как в прокуратуре относятся к "своим"?

- Тогда был 2005 год, и складывается впечатление, что в этот период закон отошел на какой-то дальний план. Мы знаем, как гласно закрывались уголовные дела, и против Тимошенко в том числе… Святослав Пискун без следствия, одним взмахом руки закрыл дела против Тимошенко. Поставил и подпись, и печать, чего действительно никто никогда не делает. Они были прекращены незаконно и даже без какого-либо предварительного расследования. Когда уголовные дела по обвинению Юлии Владимировны будут рассмотрены в суде, тогда суд должен и сможет дать оценку всем этим обстоятельствам. У государственных обвинителей также есть право ставить такой вопрос перед судом. 

"С НОЯБРЯ АРЕСТОВАННЫХ БУДЕТ МЕНЬШЕ. ЭТО ТОЧНО…"

- Прогноз правозащитников в связи с новым УПК в том, что заметно опустеют следственные изоляторы. Многим ли арестованным смогут заменить меру пресечения с содержания под стражей на альтернативные?

- То, что с ноября арестованных будет меньше, это точно. Это будет еще и значительная экономия выделяемых государством средств на содержание одного заключенного. Новый УПК предусматривает в качестве меры пресечения не только удержание под стражей или на подписке, но еще, к примеру, и возможность применения домашнего ареста. Как по мне, так нет ничего плохого в том, чтобы социально неопасный преступник сидел дома под домашним арестом, не проедая казенные харчи, являлся в суд или к следователю по их требованию. Это очень распространенная практика в странах Европы.

- В структуре ГПУ появилась экологическая прокуратура, чем она занимается?

- Идея создания такой прокуратуры продиктована реальностью - мягко говоря, нехорошим состоянием нашей главной водной артерии - Днепра. Сегодня мы уже говорим о том, что такой шаг был и есть оправданным. Максимально использовав правовые инструменты, таким образом мы ставим перед собой задачу: дать возможность людям пить чистую воду, дышать чистым воздухом, отдыхать на берегах водоемов… То есть иметь безопасную среду обитания. Я гарантирую, что органы прокуратуры будут тщательнейшим образом контролировать соблюдение законодательства в экологической сфере. 

Сейчас под вопросом снос одного коттеджного городка под Киевом, он только строится, но вопреки нормам закона. Уже освободили киевскую набережную от дебаркадеров. И работа на этом не останавливается. Поверьте, что мы снесем все незаконные постройки вдоль реки.

- По роду вашей деятельности вам приходится затрагивать интересы многих высокопоставленных лиц государства. Вы обсуждаете эти вопросы с главой государства?  

- Миссия прокурора - давать правовую оценку событиям и анализировать состояние законности в целом по стране. И это - те главные вопросы, которые волнуют главу государства. Кроме того, много внимания уделяется законодательным аспектам. Мы ведь не имеет собственной законодательной инициативы, поэтому вносим свои предложения и наработки на рассмотрения президенту. Сегодня прокуратура на острие многих вопросов. И главное - не только накопить проблемы, но и своевременно предложить пути их разрешения. 

- Устаете ли от работы, как отдыхаете?

- Устаю, как любой нормальный человек. Рабочий день, действительно, как правило, получается ненормированным. И работа уже давно стала стилем моей жизни. А отдыхаю… Отдыхаю, когда работаю дедушкой. Также во время пеших прогулок, которые стараюсь планировать каждую неделю, или когда читаю любимые книги.