Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ты меня уважаешь?

Ты меня уважаешь?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Ты меня уважаешь?Украинцы продолжают массово спиваться

По итогам первого полугодия 2012 года производство алкоголя в Украине увеличилось более чем на 15%, а его потребление на целых 20%. Многие хотят в этом видеть развитие отдельно взятого сектора экономики, который выходит на докризисные показатели, хотя на самом деле это лишь подтверждение печальной тенденции: Украина уверенными темпами спивается и интеллектуально деградирует. В то время как ликероводочные магнаты получают сверхприбыли, наша страна бьет все антирекорды, связанные с алкоголем. Именно у нас каждая третья мужская смерть связана с алкоголизмом, и именно мы – лидеры по детской алкогольной зависимости. Все это стало возможно благодаря отсутствию адекватной государственной политики в сфере торговли алкоголем и засилью бизнеса, который не видит в водке ничего другого, кроме денежных купюр.

 

 

Славяне всегда считались пьющим народом. Такой стереотип витал в воздухе еще много веков назад. И даже если его серьезно приукрашивали, говорить о том, что проблемы нет – глупый и опасный самообман. Проблема существовала всегда. Боролись с ней в разные времена по-разному.

 

Для того чтобы понять природу алкоголизма, нужно выявить его корни. И здесь помимо плохих генов и несчастливого национального кода мы обнаружим массу вполне приземленных причин. Как правило, они носят социально-экономический характер. Люди пьют от безденежья, имущественных проблем, безработицы. Реже – из-за семейных проблем психологического характера. Сегодня этот список еще пополняется таким феноменом как мода на алкоголь (скорее, даже на его определенные виды).

 

Раньше с этим боролись довольно прямолинейно. Руководство СССР быстро поняло, что управлять такой махиной как страна советов можно только в условиях массовой занятости и интеграции человека в общественную жизнь. Грубо говоря, чтобы времени на попойку не оставалось. Да, сейчас все это выглядит для кого-то скучным, для кого-то посредственным. Человек «вкалывает» на заводе, затем идет в кружок марксизма-ленинизма, затем занимается самодеятельностью, а вечером – жена, дети и телевизор. Да, скучно, да, однообразно, но пропаганды алкоголизма точно не было. Хотя немало пили и тогда, и это рождало не менее маразматическую реакцию власти, например в виде «сухого» закона 80-х годов. Но государственная монополия на производство спирта – эта та страховка, которая не позволяла поставить алкогольную отрасль на бесконтрольную коммерческую карусель. Двадцать лет назад мы таки поставили.

 

Приватизация, затронувшая в 90-е все сферы общественной жизни, не могла пропустить такой увесистый кусок пирога как алкогольная индустрия. За двадцать лет у нас сформировались целые алкогольные империи, своей деятельностью повысившие рентабельность одного литра алкоголя до беспрецедентных для рыночной экономики 600%.


Такие компании как «Алкогольные традиции» (ТМ «Хлебный дар», «Козацька рада», «Цельсий»). Nemiroff, Крымская водочная компания (КВК; ТМ Medoff) и «Хортица» ежегодно наращивают сверхприбыли и увеличивают свое представительство в медиапространстве.

 

Украинские власть имущие не только не противодействуют засилью алкоголя на внутреннем рынке Украины, а скорее сами выступают в роли архитекторов этой модели тотальной алкоголизации населения – большинство решений, связанных с ликероводочной экспансией носят откровенно лоббистских характер. Практически в каждой партии существует собственное алкогольное лобби, которое щедро может отблагодарить парламентариев, особенно в условиях избирательной кампании.

 

Государство сломало все общественные институты, которые сдерживают алкоголизм. У нас уже третье поколение растет в культурном вакууме. Молодежь не видит альтернативы клевой тусовке с вагоном крепких напитков. Количество выпитого определяет неформальный статус в любой компании. Такие ценности развились из-за отсутствия культуры потребления алкоголя и эстетики досуга.

 

Ужасающую по своим масштабам роль здесь сыграла реклама. Алкоголь проник во все сферы общественной жизни. И если реклама водки и крепких алкогольных напитков последние годы кочевала из ТВ в интернет и в печать, то слабоалкогольные напитки и пиво занимают просто львиную долю любого рекламного блока. Пиво стало частью массовой культуры. Из-за круглосуточной рекламы его привязали к спорту, моде и успеху.


Из-за таких слоганов как «футбол без пива – не футбол» мы создали уже целую армию не футбольных фанатов, а безнадежных пивных алкоголиков, являющихся частью гоп-стопного образа жизни. Все это произошло под молчаливое согласие государства, которое не смогло ни организовать нормальной работы государственных контролирующих органов, ни законодательно отрегулировать вопросы рекламы алкоголя, ни создать системы штрафов за разрушение общественной морали.

 

Воистину трагическим является тот факт, что кумиры современной молодежи Виталий Кличко и Андрей Шевченко, которые сегодня вовсю стремятся стать народными депутатами, стали частью конвейера рекламной индустрии по популяризации пива. Можете себе представить, какая это травма для современной молодежи? И какой ассоциативный ряд? Кличко известный, сильный, богатый – он рекламирует пиво, чтобы стать таким как он, нужно ежедневно пропускать бутылочку. Приблизительно так это и происходит.

 

Бросило государство и систему образования, которая у нас стала настоящим полем для либеральных экспериментов. На ребенка теперь нельзя давить, это, видите ли, «травмирует его внутренний мир», чадо нельзя порицать и вообще нужно всячески содействовать его свободному развитию. Учителя уже опасаются радикальных мер. Не стоит забывать, что одно поколение украинцев, которое с алкоголем давно на «ты» уже стало родителями. Сегодня они скорее пойдут на открытый конфликт с учителем, следуя модному веянию самовыражения, чем скажут: «Марь Ивановна, накажем». Это мы за двадцать лет школу превратили из образовательного заведения в место для времяпрепровождения «особо одаренных», «детей индиго» и «опережающих развитие». Теперь занимаем первое место в мире по детскому алкоголизму.

 

Поэтому давайте не преуменьшать проблемы. Нация действительно спивается. И здесь нет одной причины. Это комплекс государственных ошибок последних двадцати лет. И выходит боком это далеко не только в виде количества выпитого алкоголя на душу населения. Это и смертность, и здоровье нации, и интеллектуальная деградация, и кризис нравов. А значит, и побороться с этим нужно на всех фронтах. И не только надеяться на государство, а начать создавать здоровую нацию в отдельно взятой семье, в которой уже сегодня растут те, кто либо пополнит стройные ряды полукриминальных алкоголиков, лежащих перед телевизором, либо начнут строить новую успешную страну. Выбирать нам.

 

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ