Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Днепрострой в картинах Константина Богаевского

Днепрострой в картинах Константина Богаевского

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Днепрострой в картинах Константина БогаевскогоВизитная карточка Запорожья – Днепрогэс. Строительство крупнейшей в мире гидроэлектростанции продолжалось пять лет, и было завершено в 1932 году. Плотина, замкнувшая днепровское Волчье Гирло, соединившая берега Днепра, и отправившая под воду пороги могучей реки по объему соизмерима с египетскими пирамидами. Увидеть и запечатлеть это гигантское строительства приезжали поэты, писатели, художники, фотографы, кинематографисты. Среди них был и феодосийский художник Константин Федорович Богаевский – автор исторических, романтических, героических и фантастических пейзажей. Летом 1930 года он впервые приехал в Запорожье. Думал на 3–4 дня, но задержался на три недели. Первое впечатление было сложным. «Правду сказать, я был до некоторой степени разочарован тем, что увидел здесь, – вспоминал художник – не самим, конечно, размахом строительства, а тем, что за ним или вокруг него никакого пейзажа не оказалось, все было закрыто объектами строительства. Куда-то делись и берега Днепра и самый Днепр, где-то он там течет внизу…» 

 

Как вдохнуть жизнь и душу в эти строительные объекты? Не останутся ли они в картине «мертвыми истуканами?» – волновался художник.

 

За зиму, в своей феодосийской мастерской, он написал три картины на тему Днепростроя. Выставил их в Москве на выставке в Союзе художников. Хвалебные отзывы были для него неожиданны. Искусствовед Сергей Шервинский написал: «Ваши Днепрострои превосходны. Думаю, что Вы и сами чувствуете, что это удача. Любопытно, до чего они живописно претворены, а вместе с тем не оторваны от технической реальности».

 

В своих самых ранних полотнах индустриального цикла Богаевский с документальной точностью фиксировал строительные объекты и конструкции. «Здесь нельзя было так свободно обращаться с представшей перед глазами натурой, как я привык распоряжаться в композиции обычных пейзажей с деревьями, скалами и облаками» – вспоминал художник.

 

И все-таки он не удержался: создал свободную композицию – «Днепрогэс ночью», когда огни создают необычайно живописные эффекты и выделяют громаду возводящейся плотины на фоне уходящих в перспективу ажурных мостов. Эта картина, не обладая документальной точностью, передает пафос грандиозного строительства.

 

Через год Богаевский получил приглашение от директора музея Днепровского строительства Григория Филянского. «Сейчас я в сложных сборах перед поездкой на Днепровские пороги – писал он друзьям. – Это будет последний рейс на пороги перед их затоплением в августе. Еду туда с радостью, странствовать и жить будем на трех дубах, состав экспедиции – 14 челов., писатели, ученые, художники».

 

По возвращении написал художнице Юлии Оболенской: «Поездка всех отношениях чудесная – пустынные песчаные и скалистые острова с душистой осокой, то тихая, то шумная река, приволье и простота кочевой жизни и дружное общество людей». В папках и альбомах накопился огромный документальный материал.

 

Он находит новую точку зрения – «Вид плотины Днепрогэса с острова Хортица». Высокое небо с кучевыми облаками. На переднем плане песчаные отмели с густым ракитником, просмоленные лодки. А посередине высокая плотина, перекрывающая воды Днепра. Эта картина стала уже историческим документом: на ней запечатлены песчаные косы в северной части острова Хортица, которых давно не существует. Эта песчаная коса есть на старых картах.

 

Вскоре Богаевский получает предложение написать диораму Днепровского строительства. На протяжении нескольких лет он продолжал эту работу. Эскизы писал в родной Феодосии, саму картину в Москве.

Диорама таит немало загадок. Во-первых, уже много лет никто не видел. Известно, что «Днепрострой» должен был входить в серию диорам, отражавших успехи страны, для которых в Москве строилось специальный павильон. Художнику приходилось участвовать даже на совещаниях у наркома просвещения РСФСР А. C. Бубнова, курировавшего эту работу. Но по неизвестной пока нам причине эта работа не была завершена. По воспоминаниям директора Феодосийской картинной галереи Н.С. Барсамова художник написал всю пейзажную часть – плотину, шлюзы, электростанцию, а на переднем плане остались эскизно набросанные фигуры рабочих, над которыми работали другие художники. Ведь Константин Федорович был «чистым» пейзажистом и никогда не писал человеческие фигуры. В таком виде он и привез ее в Феодосию. В феврале 1943 года художник трагически погиб.

 

В Феодосийскую картинную галерею диорама поступила в 1944 году из Управления по делам искусств. Эта организация после войны занималась возвращением в музеи произведений искусств. В 1975 году картина была передана в только что созданный Запорожский художественный музей. Из-за большого размера (1,75х5,75 метра) она хранится намотанной на вал. Трудно даже говорить о возможности реставрации, так как неизвестно ее состояние. Неизвестны даже ее репродукции и фотографии.

 

Больше повезло написанной в то же время диораме Н.Г. Котова «Кузнецкстрой в октябре 1931 года», переданной в 1937 году музею Новокузнецка. Этот музей, основанный одновременно с музеем Днепровского строительства, стал Научно-техническим музеем имени академика И.П. Бардина – одним из самых интересных российских музеев эпохи индустриализации. И диорама Кузнецкстроя является украшением его экспозиции.

 

Во многих музеях и картинных галереях сохранились «Днепрогэсы» Богаевского и фантастические, тоже навеянные большим строительством, «города будущего». Но остается загадочной судьба его работ выполненных во время экспедиции на пороги. Этюды и зарисовки исчезли вместе с порогами. В каталоге Феодосийской художественной галереи, располагающей наиболее обширным собранием работ художника, значится только акварель «Порог Ненасытяцкий».

Его работы были в Запорожье, ведь он приезжал по приглашению директора музея Днепровского строительства? А в структурном плане музея был отдел «Отображение Днепровского строительства в искусстве».

 

Но в 1938 году Филянский был расстрелян. В 1939 году музей преобразован в краеведческий. Часть его экспонатов погибла при эвакуации, попав под бомбежку, остальные утрачены во время оккупации.

 

Возможно, что где-то еще сохранились зарисовки Днепровских порогов, сделанные выдающимся пейзажистом во время его поездок в Запорожский край. И сбудутся слова профессора Саркисова-Серазини, обращенные к К.Ф. Богаевскому: «Ваши зарисовки это документы эпохи. Через сто лет в каком-нибудь украинском музее будут стоять наши потомки и внимательно вглядываться в исчезнувшие очертания Днепра… Ведь гоголевская романтическая Сечь Запорожская не исчезнет. Внимание к буйной казацкой вольнице не умрет. Судьба даст Вам возможность не исчезнуть из памяти народной много сотен лет».

 

Выставка работ Константина Богаевского и издание альбома репродукций может быть интересна жителям нашего города, интересующимся его историей.

 

По теме: Украинцы переориентировались на речные курорты

Сергей АЛИМОВ, краевед