Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Что делать, когда гаишник неправ?

Что делать, когда гаишник неправ?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Авто

Что делать, когда гаишник неправ?Водители выполняют незаконные требования из-за того, что не знают законодательства.  

 

Автолюбители все чаще и чаще жалуются на некорректное поведение сотрудников Госавтоинспекции: останавливают без видимой причины (даже если водитель не нарушал ПДД), требуют необязательные документы (например, у одного из наших читателей попросили... таможенную декларацию о ввозе машины), своеобразно формулируют пункты правил (один из столичных гаишников потребовал у водителя взятку за то, что тот ехал со скоростью 70 км/час, сославшись на «новые правила» и требования дорожного законодательства...). Но как водителю понять, какое требование работника Госавтоинспекции законно, а какое – нет.

 

Остановка без явной причины


Любимое занятие инспекторов ГАИ – остановить авто и сразу же попросить предъявить права и техпаспорт. Например, в этом году по дороге в Крым меня попросили показать документы пять раз при проезде КПП. Пойдя на принцип, я ни разу не показал ни одного документа – в ответ на просьбу инспектора сразу спросил: «назовите причину остановки». Практически во всех случаях гаишники рассказывали, что такое же авто находится в розыске (универсальный предлог), но на ответную просьбу показать ориентировку на такую же машину замолкали и молча отходили. Фантазию проявил только сотрудник ГАИ уже в самом Крыму – заявил, что они проводят спецоперацию «маячок» (ищут незаконно установленные спецсигналы). Однако на требование указать признаки незаконно установленных спецсигналов в письменном виде также быстро ретировался.

О чем говорит закон. Согласно Закону Украины «Про милицию», сотрудник милиции имеет право остановить авто только в случае нарушения ПДД, наличия признаков, свидетельствующих о технеисправности авто либо о том, что машина побывала в ДТП. Кроме того, при наличии данных о пребывании авто в розыске. При этом в законе четко указано, что милиционер обязан указать суть правонарушения. Если формулировка размыта, спокойно можно и нужно жаловаться – остановка «просто так» считается превышением власти и служебных полномочий.

 

На штрафплощадку можно не ехать


Часто после того, как водителя обвинили в нетрезвом вождении, гаишники предлагают ехать вместе с ними на штрафплощадку. Забрать оттуда автомобиль потом дорого – за каждый день простоя просят от 80 до 260 грн. за сутки (в зависимости от региона и аппетитов владельцев площадки). Многие водители не знают, что такую «просьбу» можно не выполнять.

 

О чем говорит закон. Если даже водителя признали пьяным, автомобиль, согласно ст. 265-2 КУАП, блокируется спецсредством. Доставка на штрафплощадку осуществляется только если авто существенно (!) мешает дорожному движению. То есть ключи можно не отдавать, а просто закрыть машину. Если забирают силой – звонить 102.

 

Обвинения в нетрезвой езде


После остановки для «проверки документов» любимая фраза гаишников «Пили? А ну дыхните». Отметим, что ни один нормативно-правовой акт «дышать» на инспектора водителя не обязывает. Адвокат Владимир Караваев советует в этом случае отвечать «дышать я буду на жену», однако отказаться можно и вежливо, сославшись, что этого вы не хотите. Можно при этом не отдать свои права гаишнику в руки – согласно законодательству и ПДД, достаточно предъявить документы (например, показать через стекло). Также закон не требует от водителя выходить из машины.

 

О чем говорит закон. Прежде чем предпринимать по отношению к водителю какие-либо действия, инспектор обязан предложить водителю в присутствии двух свидетелей пройти осмотр с использованием алкотестера. По факту проверки сразу составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения. После этого инспектор должен показать документы на прибор (свидетельство о госрегистрации и проверке) и, распечатав одноразовый «мундштук», попросить водителя продуть трубку. Если результат меньше 0,2 промилле, инспектор пишет об этом в протоколе со ссылкой на прибор и отпускает водителя.

 

В случае, когда результат больше 0,2 промилле, инспектор должен спросить у водителя, согласен ли он с результатами. Если «да», то протокол передают в суд, водителя отпускают. Если «нет», то в протоколе ничего не указывают, а водителя везут на машине ГАИ в медучреждение. И только там врач-нарколог выносит вердикт. Интересно, что если врач считает, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если водитель пьян, протокол также передают в суд, где принимают решение о наказании.

 

Проверка машины на дороге


Техосмотры, как известно, отменили. Однако время от времени инспектора ГАИ после остановки автомобилей «находят» техническую неисправность и сообщают, что «запрещают эксплуатацию автомобиля».

 

О чем говорит закон. Проводить такую проверку и запрещать движение автомобиля сотрудники ГАИ имеют право. Но только в исключительных случаях, которые прописаны в п. 31.6 ПДД. Согласно ему, водители не имеют права продолжать движение, если у них: во-первых, неисправны тормоза или рулевое управление, во-вторых, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных огней, в-третьих, если во время дождя или снегопада не включены стеклоочистители со стороны руля.

 

Сотрудник ГАИ имеет право выявить дефекты авто по внешним признакам. Их немного: если на автомобиле не работает левая фара в режиме ближнего света, лобовое стекло покрыто трещинами, нет зеркала заднего вида, из выхлопной трубы идет черный дым либо отсутствуют предусмотренные кузовные детали.

 

Касательно увеличения мощности или замены двигателя самый распространенный вопрос, часто бывает так что конструктивные изменения, например расточка цилиндров - перейти на сайт - то это надо регистрировать в техпаспорте, как и полную замену силовой установки вместе сопутствующими изменениями. Отсутствие отметки  в документах - повод для штрафа и даже изъятия транспортного средства.

 

В таких случаях инспектор обязан остановить машину, заблокировать авто и составить протокол. Но решение о наказании принимает суд (штраф составляет 340–850 грн.). То есть инспектор должен прикрепить к протоколу доказательства, полученные с помощью сертифицированного оборудования. Во всех остальных случаях проверка будет считаться превышением полномочий.