Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рейтинг самых комфортных для жизни городов

Рейтинг самых комфортных для жизни городов

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ

Рейтинг самых комфортных для жизни городов В Киеве, Йоханнесбурге и Рио-де-Жанейро жить не слишком комфортно, но и не очень дорого. Идеальной средой обитания для человека аналитики признали Мельбурн, Вену и Ванкувер. 
 

 

Александр Ватерс, 23-летний житель Мельбурна, с восторгом описывает родной город. "У нас потрясающие дороги и общественный транспорт, который работает четко по расписанию, - рассказывает Ватерс, - а трамвайное полотно самое большое в мире”. Те, кто бывал в Мельбурне, могут добавить, что мегаполис прямо-таки утопает в парках и скверах, за что его часто называют городом-садом.

 

Эксперты британской исследовательской компании Economist Intelligence Unit (EIU) полностью разделяют эти впечатления. Иначе они в 2012 году не дали бы австралийскому мегаполису первое место в ежегодном рейтинге городов по комфортности жизни.

Вторая и третья строчки в нем среди всех 140 участников достались соответственно Вене и Ванкуверу. Киев расположился только на 91-м месте, зато имеет колоритных соседей - Кувейт (90-е место), южноафриканский Йоханнесбург (92) и Рио-де-Жанейро (93). Замыкает рейтинг бангладешская Дакка.

Оценивая комфортность городов, аналитики EIU учитывали такие факторы, как стабильность жизни горожан, а также состояние здравоохранения, образования, инфраструктуры, культуры и экологии.

Так, администрация Мельбурна, достигшего наилучших показателей за последние 20 лет, еще в середине 1990-х запустила многочисленные инвестиционные проекты, взяв курс на развитие туризма.

Расположение Киева лишь во второй трети рейтинга, где он уже третий год кряду занимает 91-ю строку, эксперты объясняют тем, что условия жизни здесь едва ли улучшались. Площадь зеленых зон за семь лет сократилась на 3 тыс. га, а уровень преступности, по данным столичной прокуратуры, вырос на 20 % по сравнению с 2009 годом. Так, в Киеве коэффициент количества убийств на 100 тыс. человек сегодня составляет 3,7, тогда как в Вене - всего 1,1.

Хотя за последние годы в украинской столице появилось огромное количество бизнес-центров, ее транспортная система практически не развивалась, в результате чего пробки на дорогах и переполненный общественный транспорт стали неотъемлемой частью жизни.

В Киеве до сих пор остро стоят проблемы переработки мусора и очистки воздуха и воды. Если добавить к этому отсталую медицину, станет понятно, почему в среднем киевлянин живет 71,5 года - на семь лет меньше среднего жителя ЕС.

Несмотря на все эти составляющие, цены на недвижимость в Киеве за прошедшие десять лет выросли вчетверо. Индекс Numbeo, международной статистической базы по городам и странам, учитывающий соотношение цен на жилье к средней заработной плате, достиг в украинской столице 17,99, обойдя по этому показателю такие мегаполисы, как Нью-Йорк (10,65), Лондон (14,87) и Париж (16,7).

Контраст между комфортом и ценами эксперты ООН объясняют нехваткой жилья - актуальной для динамично развивающихся городов проблемой.

"За последние 20 лет в Киеве ухудшилась экология, выросло число автомобилей на улицах и во дворах, недвижимость достигла заоблачных цен, - резюмирует Александр Сергиенко, директор столичного Института города, - то есть жить стало однозначно сложнее”.

Дорогая моя столица

Четыре года назад украинка Наталия Вахомчик эмигрировала в Вену, занимающую в рейтинге EIU вторую строчку, и ничуть об этом не жалеет. По сей день ее приводит в восторг четкая слаженная работа местного общественного транспорта.

"На остановках есть табло с указанием времени прибытия следующего автобуса, трамвая, а метро работает круглосуточно по пятницам, субботам и воскресеньям, в остальные дни можно добраться на ночных автобусах”, - рассказывает Вахомчик.

Кроме того, в Вене, население и площадь которой вдвое меньше киевских, работает пять линий метро, тогда как в Киеве - всего три.

"Киевское метро в сравнении с другими европейскими городами - прошлый век: неудобно, перегружено, вагоны старые”, - характеризует подземку украинской столицы уроженка Будапешта Чилла Шимонна Тачик - она живет в Киеве десять лет.

С Украиной Тачик связывают исключительно профессиональные интересы: поначалу она работала здесь главой представительства крупной венгерской фармацевтической компании Egis, а сегодня является директором по маркетингу и продажам компании - импортера иностранных препаратов Сона-Фарм. Венгерка не оставляет надежд киевскому общественному транспорту с его неудобными, по ее мнению, маршрутками: он далек от обычных европейских стандартов.

По комфортности киевский транспорт уступает и городам далекой Австралии. Например, в Сиднее, который в британском рейтинге занимает седьмую позицию, немало эстакад, несколько тоннелей, благодаря которым можно без проблем проехать через весь центр города, ни разу не остановившись на светофоре.

"Правда, все тоннели платные, как и многие автострады, но в Сиднее довольно спокойно с пробками, хотя автомобилей гораздо больше, чем в Киеве”, - сравнивает программист Павел Туболец, бывший киевлянин, перебравшийся в Австралию.

Отмечает Туболец и более высокий уровень жизни в австралийском мегаполисе. Средняя сиднейская зарплата, по его словам, - $ 4 тыс. в месяц, в 11 раз выше киевской.

Казалось бы, Киев мог быть вполне конкурентоспособным с точки зрения экологии - недаром он считался самым зеленым городом бывшего СССР. Действительно, в столице Украины 122 парка, а самый большой, Голосеевский, охватывает солидную площадь 150 га. Но и в этом Киеву далеко, например, до Ванкувера, который по площади на 772 кв. км меньше Киева, зато имеет 180 парков, а самый знаменитый из них, Стэнли, занимает 400 га.

И даже сравнительно большие зеленые зоны не спасают украинскую столицу от целого клубка экологических проблем, не решаемых десятилетиями. Местные технологии очистки воды давно устарели, и ее качество в водопроводе оставляет желать лучшего. Высокую загазованность стабильно поддерживают предприятия, работающие в городской черте, и выхлопные газы автомобилей, заправленных некачественным бензином, от переизбытка которых страдает мегаполис.

Кроме того, около 80 % столичного мусора гниет на свалках, в то время как в Западной Европе большая часть отходов повторно перерабатывается и утилизируется. Например, в Германии в переработку идет до 70-80 % мусора.

Тем временем киевские цены на жилье уже вполне сравнимы с евросоюзовскими. По данным Татьяны Леоненко, замдиректора агентства недвижимости Барс-Трейд, 1 кв. м в Киеве обойдется в среднем в 1 тыс. евро. Почти такая же цена в Праге, Будапеште, Бухаресте и Афинах (от 1,5 тыс. евро).

Однокомнатная квартира в Вене в среднем стоит 60-70 тыс. евро, а в Киеве лишь немногим дешевле - 50-60 тыс. евро. При этом средние зарплаты в столицах Австрии и Украины разнятся существеннее - 2.000 и 300 евро. Да и тамошние банки выдают кредиты под 2-4% годовых, тогда как в Киеве - не менее чем под 16-20%.

Вахомчик добавляет, что в Вене покупателю квартиры не придется тратить дополнительные тысячи евро на ремонт и мебель: всем необходимым жилье уже оборудовано.

В противоположность этому качество киевского жилья, даже нового, далеко от европейских стандартов, говорят эксперты. "В моей квартире много неполадок по водоснабжению, сервису, лифтам, - рассказывает Тачик, арендующая квартиру в новостройке. - А стоимость жилья в Киеве явно завышена”.

И хотя ближайшие три года Тачик планирует работать в Украине, продавать свой дом в Будапеште и покупать недвижимость здесь, как собиралась изначально, она теперь не торопится.

Впрочем, аналитики особого противоречия между высокими ценами на недвижимость и невысоким уровнем инфраструктуры не видят. Столица стабильно испытывает нехватку жилья - в поисках работы и достойных зарплат сюда едут со всей Украины.

С другой стороны, цены взвинчивает система получения разрешения на строительство жилья. Все деньги, уплаченные чиновникам по коррупционным схемам, застройщики вкладывают в конечную стоимость квартиры, напоминает Леоненко. Например, в турецкой Анталии, где разрешительная система гораздо проще киевской, стоимость 1 кв. м составляет $ 632 - вдвое ниже, чем в украинской столице.

План города

Причиной низких показателей Киева эксперты в один голос называют недофинансирование. К примеру, для развития здравоохранения в городах Западной Европы привлекает средства хорошо развитая там страховая медицина, в то время как в Киеве, где эта система широко не принята, государственных денег на городские поликлиники и больницы постоянно не хватает, напоминает Лариса Канаровская, глава Киевского городского профсоюза работников здравоохранения.

Материальное обеспечение школ и дошкольных учреждений в Киеве переложено на плечи родителей, а в Евросоюзе эта сфера финансируется в достаточном объеме правительствами, говорит Лилия Гриневич, экс-руководитель Главного управления здравоохранения столицы.

"Во главу угла поставлена нажива и желание разбогатеть, а не мысли о том, как жить дальше и как сохранить то, что есть”, - категорично резюмирует Василий Шевчук, экс-министр экологии и глава Украинского общества охраны природы, рассуждая о накопленных в городе экологических проблемах и нежелании их решать.

Например, количество зеленых зон с каждым годом сокращается, а на их месте растут высотки и торговые центры, добавляет Шевчук. Если в советские времена зеленая часть столицы была самой большой в Европе, порядка 30 кв. м на человека, то сейчас этот показатель составляет всего 16 кв. м, а до 2025 года, согласно принятой программе развития города, под застройку отдадут еще 486 га парков и скверов. На такой территории могут уместиться три Голосеевских парка

Однако пресс-служба Киевгоргосадминистрации уверяет, что к 2025 году в столице будет увеличена площадь парков и скверов более чем на 3 тыс. га. - на окраинах города за счет благоустройства лесных территорий.

Вместе с тем за десятилетие количество машин в Киеве увеличилось в разы, и нынче их более 1 млн. Спасти город от транспортного коллапса может идея, заложенная в Генплане Киева, согласно которой к 2025 году в столице дороги будут занимать 6 % территории, а не 2 %, как сейчас. Это поможет мегаполису вздохнуть свободнее. Ведь сегодня здесь на 1 кв. км земли приходится лишь 2 км дорог, в то время как в Москве этот показатель равен 6 км, в Париже - 8 км, а в Лондоне - 12 км.

Правда, на реализацию всего проекта, по подсчетам экспертов, нужно потратить $ 62,5 млрд. Эта цифра сопоставима с ВВП всей Украины, и аналитики сомневаются, что власти столицы смогут привлечь щедрых инвесторов. Опыт развития Киева свидетельствует, что большая часть подобных проектов оставалась на бумаге.

В Киевгоргосадминистрации рассказывают, что в ближайшие несколько лет многие проблемы будут решены - планируется объявить конкурс на лучшую компанию в сфере переработки мусора, расширить парк автомобилей скорой помощи, а также реконструировать больницы и станции неотложки.

Наряду с этим эксперты советуют городским властям позаимствовать опыт реорганизации общественного транспорта у небогатого бразильского города Куритибы с населением около 2 млн человек, который еще в середине 1980-х годов был признан ООН городом с образцовым транспортом.

Здесь обошлись без вложения колоссальных средств в строительство метрополитена, ограничившись запуском экологически безопасных автобусов, скользящих по магнитным рельсам на отдельной полосе, благодаря чему они никогда не попадают в пробки и всегда приезжают на остановки четко по расписанию.

Разгрузить Киев может если и не такая инновация, то хотя бы активное развитие левого берега, уверена Марина Ткаченко, эксперт Института Горшенина. Ведь сегодня 80 % рабочих мест находятся на правом берегу, а на левом проживают 40 % из 2,8-миллионного (без учета приезжих) населения столицы.

"Но в целом должно появиться четкое понимание: если мы ничего не будем менять в ближайшее время, нас ожидает коллапс”, - резюмирует Ткаченко

Цена комфорта

Различные города мира с точки зрения соотношения цена/качество, где цена - стоимость недвижимости в них, а качество - оценка таких показателей, как стабильность, здравоохранение, культура и окружающая среда, система образования и инфраструктура

Город Количество баллов в рейтинге комфортных городов* Индекс доступности жилья** Средняя стоимость 1 кв. м недвижимости в центре, $ тыс. Население, млн чел.
Мельбурн 97,5 12,37 8,9 4,1
Вена 97,4 6,05 4,9 1,7
Ванкувер 97,3 9,83 7,3 0,6
Сидней 96,1 9,40 10,5 4,6
Хельсинки 96,0 9,90 7,1 0,6
Женева 95,2 9,47 13,5 0,2
Осака 95,2 7,04 6,0 2,8
Стокгольм 95,0 11,57 8,3 0,8
Гамбург 95,0 11,22 7,5 1,8
Париж 94,8 16,71 13,1 12,1
Токио 94,7 18,96 12,7 13,2
Франкфурт 94,7 5,83 3,9 0,7
Берлин 94,0 5,75 3,6 6,0
Копенгаген 93,8 6,66 5,2 1,9
Осло 93,4 7,88 8,5 1,4
Брюссель 92,7 6,21 3,8 1,8
Мюнхен 92,6 9,62 6,8 1,4
Гонконг 92,0 30,71 10,9 7,0
Барселона 91,2 11,53 5,9 5,0
Чикаго 91,1 2,66 2,1 9,5
Мадрид 90,9 11,13 6,5 6,5
Детройт 90,7 3,03 1,7 4,2
Лос-Анджелес 89,8 4,35 6,0 12,8
Дублин 89,5 6,84 4,2 1,8
Милан 89,5 15,38 9,1 1,3
Рим 89,0 29,37 14,4 2,7
Киев 69,2 17,99 3,0 2,8
Тегеран 45,8 14,24 2,5 13,4
Карачи 40,9 7,96 0,6 13,2
Алжир 40,9 31,66 2,0 5,0
Дакка 38,7 4,08 0,3 12,8


* Баллы, полученные городом в результате оценки экспертами таких показателей, как стабильность, здравоохранение, культура и окружающая среда, система образования, инфраструктура

** Индекс доступности жилья определяется соотношением средней стоимости жилья и среднего дохода и выражается в количестве лет, необходимых, чтобы приобрести жилье при таком уровне дохода