Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Кому нужен дифференцированный подход в обучении?

Кому нужен дифференцированный подход в обучении?

Категория: Позиция » Cтатьи » Общество
Кому нужен дифференцированный подход в обучении?Повысить результаты школьного обучения и развитие логического мышления ребенка возможно, если применять приемы дифференцированного подхода. В начальной школе учебный план и программы до недавнего времени были едиными, но существует издавна так называемая внутренняя дифференциация. Актуальность данной темы заключается в заказе общества на творческую саморазвивающуюся личность.
 

У сына знакомой в школе (3-й класс) на родительском собрании объявили о грядущей перетасовке детей по классам по признаку успеваемости: сильный класс, класс середнячков и слабый. Причем по итогам четвертных оценок опять происходит перетасовка.

 

Одни родители негодовали, а вторые отнеслись с пониманием: «слабых» детей нужно подтягивать.

 

Не секрет, что одни первоклассники уже книжки читают, а другие еще букв не знают. Учитель вынужден объяснять материал по несколько раз, из-за этого весь класс недорабатывает на уроке. Сильный класс же будет нацелен на взращивание победителей олимпиад.

 

Учителя не скрывают, что по понедельникам почти весь обычный класс не готов к урокам (без «домашки»), на английский могут тоже в большинстве без выполненного задания прийти. И это – в спецшколе по английскому языку. Кроме того, у тех, кто плохо учится, еще и проблемы с дисциплиной – ребенку скучно, он отвлекается и другим мешает. Учитель тратит время и силы на поддержание дисциплины.

 

Даже в моем детстве (в школе училась в девяностые годы) была подобная система. Правда, разделяли не по классам, а по предметам. И первичным

Кому нужен дифференцированный подход в обучении?Повысить результаты школьного обучения и развитие логического мышления ребенка возможно, если применять приемы дифференцированного подхода. В начальной школе учебный план и программы до недавнего времени были едиными, но существует издавна так называемая внутренняя дифференциация. Актуальность данной темы заключается в заказе общества на творческую саморазвивающуюся личность.  

 

был именно отбор, а не желание ребенка или его родителей. По предмету «русский язык» ты ходишь в А группу, вместе со всей параллелью, по английскому – в Б. Так в подгруппы по предмету «английский язык» зачисляли детей успевающих на «пятерки» (по старой системе оценивания), также и по другим предметам. Мол, всем по способностям. На математике мы также делились на сильную группу, среднюю и слабую.

 

По одному предмету можешь попасть в группу попроще, по другому – в более сильную. Соответственно дети почти постоянно находились в разных коллективах. В 10–11 класс нашей школы пошли только сильные ученики. Остальные либо разбрелись по другим школам, либо пошли в училища и техникумы.

 

Сейчас в школе ребят нацеливают учиться лучше и прогрессивнее: с первого класса вводится английский язык, информатика, ритмика, музыка; есть спортивные группы на «продленке». В одной запорожской школе открыли компьютерный класс, в который пошли дети, чьи родители смогли купить ноутбуки, стоимостью до 4 тыс. грн. каждый. С одной стороны – это стимул для родителей дать ребенку лучшее образование, с другой – школьнику получить новые на сегодня востребованные знания и умения. Возможно, оставшиеся дети и их родители возражали против деления, но на «последних», как известно, не равняются. Да и тянуться в слабом классе не за кем.

 

Многие родители хотят, чтобы сделали такой класс (опустим слово «умный») для мотивированных и старательных детей, куда мог пойти и их ребенок (в Англии действует такая система и все довольны). С другой стороны, если в обычном классе половина детей не успевает, а хорошо учится пять человек из тридцати, то надо серьезно думать о смене школы.

– В первом классе не ставят оценки, но, проверяя работы, учительница моей дочери каждый раз говорит: «Если бы я ставила оценки, то поставила бы....», – делится мать первоклассницы Мария Данильченко. – Недавно распределили весь класс на четыре списка (висят на доске в классе): от тех, которые учатся лучше всех, до самых худших. С моей точки зрения, это хорошо, надо стремиться быть лучше себя, а не лучше других.

 

Запорожанка Лидия Иванченко также придерживается мнения, что разделение в школе по классам – это хорошо. «Занимайтесь с ребенком: нет глупых детей, есть глупые родители, – говорит Лидия. – Со мной тоже не занимался никто и никогда. Мама и папа даже уроки не проверяли. Была в классе для «дураков», как нас называли все за глаза».

 

Бывает так, что ребенок в начальных классах еле плетется в хвосте, а потом вдруг устремляется вперед, оживает, мотивируется и увлекается чем-то, но я бы не говорила о навязанном стереотипе и навешивании ярлыка, т.к. постоянно предполагается перетасовка. Это лишь некая демонстрация ребенку того, что есть ученики сильнее и если хочешь быть с ними, то придется потрудиться. Ущемление самолюбия бывает хорошим пинком для более ответственного отношения к учебе (не стопроцентно, но работает). Нужно учитывать, что у каждого учителя свое видение «пятерок»: в одной школе ребенок бывает отстающим, в другой, если уже потребовалось перевести, – даже отличником.

 

Родители солидарны: «суперодаренные» дети, развитие которых очень сильно тормозят одноклассники, должны учиться в спецшколах. С остальными пусть занимаются в обычных школах. И подтягивать неуспевающих, и объяснять тем, кто недопонял, – задача педагога, а не более успевающих учеников, даже если это предусматривает деление класса на подгруппы.

 

Именно так и делают на курсах, в спортивных секциях, тестируя исходный уровень и распределяя по группам. Обидно другое, что в нашей стране можно отсидеть в школе десять-одиннадцать лет круглым отличником, а потом с трудом устроиться на хорошую работу, если нет связей.

 

В заключении отмечу, что очень спорным является вопрос, что лучше для ребенка: быть лучшим в классе без дифференциальной системы образования или серой мышью в лучшем классе своей параллели. Часто как раз прогресс в первом случае больше, т.к.   есть лидерская мотивация (есть желание оставаться лучшим). Остается лишь не упустить момент, когда ребенок действительно может «перерасти» уровень своей школы (это будет уже не дошкольник и не младшеклассник) и сам, а не по подсказке родителей, будет готов учиться в школе с углубленным изучением предметов (желательно тех, которые сам, а не родители, выберет).

 

Справка


Основателями понятия «дифференцированный подход» в обучении считают представителей гуманистической психологии К. Рождерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. Это понятие впервые появилось за рубежом в начале ХХ века.

 

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.

Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников.

 

Виктория КИРИЛЕНКО