Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » 48 часов: что посмотреть, послушать и прочесть на уикенд

48 часов: что посмотреть, послушать и прочесть на уикенд

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура
48 часов: что посмотреть, послушать и прочесть на уикендНовый фильм Оливера Стоуна, альбом The 2nd Law британской группы Muse, заметки шведа Бенгта Янгфельдта об Иосифе Бродском - в обзоре
 
КИНО

"Дикари" (США), 130 минут

Кто: Оливер Стоун, голливудский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Обладатель трех "Оскаров" и многих европейских кинопремий. Первую золотую статуэтку получил за сценарий к фильму Алана Паркера "Полуночный экспресс". Две другие - за режиссуру "вьетнамской трилогии", где осмысливал свой опыт участия в главной американской войне. После Вьетнама разобрался с другими политическими нарывами США. Самые нашумевшие работы - "Сальвадор" о финансируемых кабинетом Рейгана террористах, "Выстрелы в Далласе" об убийстве Кеннеди, "Уолл-стрит" - об истинной цене американских ценностей, "Башни-близнецы" - о трагедии 11 сентября. Человек, который для многих в первую очередь режиссер ленты The Doors. Фильм о судьбе легендарного рок-музыканта Джима Моррисона тоже не без привета социальным идолам США. Правда, знаменитым на весь мир фильм сделало другое - актер Вэл Килмер в главной роли, блестящая режиссура и хорошая музыка.

Сняв в 2010-м второй фильм об Уолл-стрит, Стоун решил повернуться лицом к молодежи и сделать что-нибудь для нее. Получился криминальный триллер.

Кому смотреть: тем, кому сладок и приятен дым марихуаны - на экране его более, чем достаточно. Неравнодушным к словам: экшн, перестрелка, дружба, любовь, Калифорния. Желающим узнать, кто такая Офелия в понимании Стоуна, как выглядит Сальма Хайек в образе леди-вамп и что сделали годы с Джоном Траволтой. А также всем, кто, в отличие от Офелии, никогда не слышал о мексиканской мафии.

Что: кино о том, что может получиться из хорошей травы. Самая лучшая в мире, как известно, растет на юге Калифорнии. Там, впрочем, растет все - от длинноногих калифорнийских блондинок до монструозных мафиозных структур. Последнюю представляет Сальма Хайек родом из соседней Мексики. Первую - актриса Блейк Лайвли в образе прелестной девушки Офелии. Обе дамы совершенно неотразимы, но вести повествование фильма режиссер доверил блондинке.

Офелия рассказывает о напастях, свалившихся на головы девушки и ее друзей - буддиста Бена (Тэйлор Китч) и бывшего спецназовца Чона (Энди Джонсон). Ребята решают приторговать калифорнийской травкой. И у них получается - до тех пор, пока в их райскую жизнь не врываются опытные мафиози. Прекрасная и безжалостная Елена (Сальма Хайек), ее заместитель (Бенисио Дель Торо) и банда головорезов берут молодежь за жабры. Мексиканские наркоторговцы просят поделиться наваром - молодые американские бизнесмены отказываются. И получают по полной: политые кровью авто, мучения заложницы, эффектные перестрелки, неумолимые счетчики, продажные агенты ФБР. Одного из них сыграл растолстевший и полысевший Джон Траволта.

Чем все закончилось, догадайтесь сами. Скажу лишь, что мексиканцы получили на орехи, а в эпизоде мелькнула Ума Турман. Стоун тоже получил удовольствие, лишний раз посидев на любимом коне. Он выставил на посмешище законы Калифорнии, поглумился над бессилием властей перед мексиканской экспансией и дал пару пинков коррумпированной полиции.

МУЗЫКА

The 2nd Law

Кто: три сверхмощных британских парня из рок-группы Muse. Мэттью Бэлами (вокалист, гитарист, клавишник), Крис Уолстенхолм (бас-гитарист, бэк-вокалист) и барабанщик Доминик Ховард - это имена настоящих концертных магов с вселенскими амбициями. На уровне славы и наград ставки уже сыграли - Muse получил все, что только может получить британская рок-группа на планете Земля. Денег тоже много заработали: продажи девяти альбомов превысили 15 млн. фунтов. Лонгплеи Muse разлетаются с бешеной скоростью во всем мире. При том, что всему миру известно: этих британцев надо слушать на концертах, шоу - неотъемлемая часть их музыки. Всей харизмы, как не настраивай уши, на пластинках не слышно. Примерно так дело обстояло и с Фредди Меркьюри, чей дух постоянно присутствует в том, что делают Muse. Второе заклятый дух команды - группа Radiohead, за схожесть с которой "мьюзыканты" не раз были биты критиками.

Кому слушать: тем, кому интересно, что имел ввиду Мэттью Беллами, когда сказал, что альбом станет "христианской гангста-рэп-джаз-одиссеей с элементами бунтарского дабстепа, метал-фламенко и ковбойской психоделики".

Что: конец света. Неизвестно как еще назвать собранные в одном альбоме музыкальные активы человечества, помноженные на космический пафос. Все, что сказал Мэтью Беллами, чистая правда, что бы он при этом ни имел ввиду. Фраза отлично отражает принцип подхода Muse к своему зрелому творчеству, и разбираться в ней буквально не имеет смысла.

Крышесъемное начало - трек Supremacy, помесь симфонии с рок-оперой и добротная визитка группы. Фирменный фальцет, гитарные рифы, уход в эстетику Led Zeppelin и возращение к современной поп-культуре происходит на максимальной громкости. В этом же духе, но еще более изобретательно, сделан финал. Последняя песня альбома - Isolated System - это таки дабстеп с мощной оркестровкой, которая, наверняка, взорвет не один стадион, когда будет звучать вживую.

Посредине - гвозди. Запевший отец шестерых детей, он же басист Крис Волстенхолм, поет что-то с незамысловатыми названиями (Save Me, Liquid State) и таким же смыслом - о борьбе с собственным алкоголизмом и роли семьи в этой борьбе. Трек Animals, который многие светлые головы считают лучшим на диске. Стук сердца младенца - сына Мэттью Бэлами и Кейт Хадсон - которым украшено произведение Follow me.

Сплошные эксперименты, много самоповторов и неубиваемая музыкальная мощь. Чувствуется, что команда может играть еще долго и счастливо - если решит, что именно. Пока играют всё, что под руку попадется, выкладываясь на все сто. Решать, хорошо это или плохо, каждому слушателю придется самостоятельно.

КНИГА

"Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском", издательство "Астрель: CORPUS", 368 стр.

Кто:  Бенгт Янгфельдт, симпатичный профессор из Швеции. Один из самых знаменитых тамошних писателей, блистательный переводчик, редактор солидного журнала Artes. Лауреат двух престижных шведский премий.

Человек, положивший жизнь на исследование загадочной русской души. С 19 лет читает лекции по русской культуре. Защитил диссертацию о русских футуристах. Написал пару полок книг и статей о русских писателях. В предмет с головой погружен на работе - как доцент кафедры славистики стокгольмского университета, и дома - как муж загадочной русской жены, певицы Елены Янгфельдт-Якубович. Свидетелем на их свадьбе была Лиля Брик, в дом которой Ягнфельдта привел интерес к Маяковскому.

Кому читать: тем, кто еще способен вспомнить о том, что Бродский - это не только синагога в центре Киева и глава Госкомпредпринимательства, но и великий русский поэт. Неравнодушным к жанру биографической книги - Бенгт Янгфельдт признанный мастер жанра. Тем, кто хочет убедиться, что специфические литературные темы можно раскрывать легко и увлекательно.

Что: элегантно изданный том с фотографиями из личного архива автора, многие из которых публикуются впервые. "Я пишу о том, что было в судьбе и творчестве Бродского интересным для меня лично. Тем не менее, я хочу надеяться, что эти разрозненные заметки о большом поэте и противоречивом человеке образуют узор, поддающийся пониманию", - предупреждает автор. Не напрасно надеется: заметки шведского профессора - едва ли не единственная книга, добавляющая что-то новое в портрет лауреата Нобелевской премии.

Когда Бродский хотел поздороваться с симпатичным ему человеком, он легонько царапал его по плечу и говорил "Мьяу". Отвечать на приветствие нужно было тоже как-то по-кошачьи, иначе страстный кошатник огорчался. Бродский был обжорой, обожал котлеты с петрушкой и укропом и при случае ел их кастрюлями. У него были особые отношения с одеждой. Оценивая пиджак Янгфельдта, он долго гладил мягкую твидовую вещь, после чего произнес: "Женщина". Бродский любил выпить, но в Америке пил меньше, чем в СССР, утверждая, что здесь - в США - "ты сам отвечаешь за свою головную боль". Бродский до полусмерти испугал жену автора Елену при первой встрече. Когда та собиралась петь стихи поэтов Серебряного века, он рассказал ей историю из жизни. О том, как бил по голове человека гитарой, пытавшегося исполнить под музыку его творения. Поэт любил сомнительного качества шутки, скабрезные анекдоты и рассказывал их, где ни попадя. Его нет на групповой фотографии Нобелевских лауреатов - когда после вручения премии все выстроились для памятного снимка, он выбежал перекурить.

В книге немало подробностей из личной жизни поэта. Тем не менее, главная тема "записок" - отношения Бродского с языком - как с русским, так и с английским. Немало сказано об Уистене Одене, втором "я" Иосифа Александровича и его проводнике в западном мире. Рассуждения о времени и пространстве, литературных "нервах", вопросах веры и прочих философских проблемах Янгфельдт превращает в захватывающее чтение. Все, что может нагрузить читателя, разделено на маленькие главки, изложено ясным языком и разбавлено иллюстративными историями.