Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Блеск и нищета запорожских церквей

Блеск и нищета запорожских церквей

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Блеск и нищета запорожских церквейРынок Анголенко – один из самых посещаемых районов нашего города. Здесь, среди нецензурной брани маршрутчиков и зазываний неутомимых торговок, умиротворенно блестят купола Свято-Покровского кафедрального собора. Сегодня этот незаконченный архитектурный объект соседствует с недавно начатой реконструкцией подземного перехода. Данный факт вызывает некоторое недоумение, ведь строительство Свято-Покровского кафедрального собора началось еще в 1993 году, и продолжается по сей день. Получается, что построить новое важнее, чем закончить старое? 
 
Этот вопрос не раз поднимался в прессе и до сих пор волнует многих запорожцев. Мы адресовали его настоятелю Свято-Покровского кафедрального собора протоиерею Олегу Семенчуку.

 

– Удивляться особо нечему, ведь проспект и другие архитектурные объекты принадлежат городу, а церковь – общине. Мы можем рассчитывать только на спонсоров и пожертвования горожан», – пояснил он. Наиболее весомый вклад в строительство Свято-Покровского кафедрального собора внес Леонид Хаджинов, занимавший в 1995 году должность генерального директора «Запорожтрансформатора». С его помощью был создан Запорожский Областной Благотворительный Фонд «Собор» по строительству Свято-Покровского кафедрального собора, средства в которые вкладывали крупные предприятия, городская власть, видные чиновники, бизнесмены и простые запорожцы. За счет этих средств в 2007 году стало возможным начало богослужений.

 

Красивая архитектура денег стоит


По словам настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора, сегодня ведутся работы по росписи, изготовлению иконостасов, обустройству территории и отделки фасада. Однако, средства для завершения строительства нужны немалые. Например, отделка фасада обойдется в 600–700 тысяч гривен, а стоимость церковной росписи стартует от 5 миллионов гривен за 5 тысяч квадратных метров. Сегодня медленные темпы строительства связаны только с отсутствием серьезных спонсоров. Поэтому вопрос, когда же Свято-Покровский кафедральный собор лишится статуса долгостроя, продолжает быть открытым.

 

– То, что такой крупный город имеет недостроенный храм прямо на проспекте – это, конечно, неправильно, – подытожил настоятель храма. – Тем не менее, эта проблема никак не влияет на количество прихожан, а Свято-Покровский кафедральный собор по-прежнему считается одним из самых красивых в нашей стране. Но строительные опоры на входе – не единственная составляющая экстерьера Свято-Покровского кафедрального собора.

 

«Кто не работает, да не ест»Блеск и нищета запорожских церквей


Кажется, традиция просить подаяние у стен церкви живет в веках и не искоренится никогда. К тому же современные малоимущие граждане успешно перехватили эстафету у своих предков, демонстрируя замечательную находчивость во время выпрашивания лишней копейки у сердобольных граждан. Не удивительно, что подобная ситуация вызывает недовольство у местных жителей. Ведь прежде чем попасть в божий дом нужно пройти мимо живой вереницы людей, которые охотно оголяют гниющие раны и отсутствующие конечности. Из-за явной алкогольной зависимости возраст большинства бездомных определить практически невозможно. А на том месте, где мог бы раскинуться аккуратный зеленый газон, свалены тряпки, одежда, одеяла, на которых средь бела дня спят бездомные. Эту картину, практически в центре города, ежедневно наблюдают сотни прихожан и местные жители. Грязь, смрад, скопище всевозможного тряпья и бутылок – все это имеет место под забором Свято-Покровского кафедрального собора. Насмотревшись на это, кто-то первым делом благодарит Бога, что его такое миновало, а у кого-то этот неприглядный вид напрочь отбивает охоту даже приближаться к церкви. Мы поинтересовались у горожан, что чувствуют те, кто прокладывает дорогу к Богу через колонну нищих.

 

Кирилл, 30 лет, посещает храм раз в месяц:


«Когда речь заходит о церкви, то здесь мы все равны, независимо, кто ты – миллиардер или бомж. Вопрос в том, что нормальные люди, способные помочь, должны обеспечить бомжей хотя бы самым необходимым: водой, едой, кровом. А мы приходим к Богу, а не к этим людям».

 

Дмитрий, студент:


«Если человек нуждающийся, то я ему, безусловно, помогу. Милостыню я подаю, по возможности, но суммы эти незначительные. А вообще моя цель не состоит в том, чтобы увидеть или не увидеть этих людей, я прихожу к Богу. Но если я вижу, что человек ведет совершенно асоциальный образ жизни и его это устраивает, то вряд ли я стану ему помогать. Но церковь в любом случае учит нас помогать ближнему».

 

Людмила, запорожанка:


«Я считаю, что если церковь позволяет бомжам здесь находиться, то пусть дает им кров на своей территории. Потому что днем все так неопрятно, а ночью здесь вообще опасно ходить. Рядом театр, мы возвращаемся в хорошем настроении и что мы видим? Они же ночуют прямо на земле! А если говорить о помощи, то помогать нужно не так. Решить эту проблему могут приюты, в которых эти люди за небольшую плату (я уверена, они достаточно зарабатывают здесь) смогли бы помыться, постирать свою одежду. Если человек оказался в таком положении по стечению обстоятельств, то он воспользуется этой возможностью, а если нет – то, наверное, его все устраивает и к социальной жизни он возвращаться не хочет».

 

О том, устраивает ли бомжей их образ жизни и есть ли у них желание жить в приютах и мыться там за копейки, мы поинтересовались у них самих. Большинство бездомных с удовольствием пообщались с журналистами ПОЗИЦИИ. 48-летняя Лена уже 5 лет живет под Свято-Покровским кафедральным собором. С 1997 года Лена работала на корейцев, однако из-за тяжелой травмы ноги (со слов женщины, ее тазобедренный сустав раздроблен) от нее отказался муж, а свекровь, ссылаясь на то, что калека в доме ей не нужна, выставила Лену на улицу. Женщина нашла приют под стенами храма и надеется собрать денег на лечение. Мы поинтересовались, насколько щедры люди в подаяниях и добром слове. «Чаще всего оскорбляет и материт молодежь, а самые щедрые – старики. Но дают копейки, в день всего 10–15 гривен максимум», – жалуется Лена. Однако во время нашего недолгого разговора друг Лены заработал 5 гривен. Ее товарищ Сергей, не сдерживая слез, рассказал, что с 17 лет живет под стенами храма и никак не может забыть любимую, которая трагически погибла. В перерывах между причитаниями Сергей не пропускал ни одного прохожего, провожая их заплаканными нетрезвыми глазами, и протягивал грязные руки в надежде на милостыню. При этом все бездомные, которые годами живут под Свято-Покровским собором, уверяли нас, что воспользовались бы возможностью изменить жизнь и найти постоянное пристанище в приюте.

 

Блеск и нищета запорожских церквейНо реально ли воплотить мечты бездомных о нормальной жизни? На чьи плечи должна лечь ответственность за «церковных» бомжей и как сами священнослужители относятся к тому, что подход к их храму усеян бездомными? Мы задали эти вопросы протоиерею Свято-Покровского кафедрального собора Олегу Семенчуку.

 

– Конечно, никому не нравится, когда во время службы у храма покотом лежат пьяные физиономии. Но под банками они лежать не будут, потому что денег там не раздают. А под храмом гораздо легче заработать на сердобольных прихожанах, – рассказал отец Олег. По словам настоятеля, церковные бездомные всю жизнь проводят в приличной стадии алкогольного опьянения и попрошайничестве. И что самое печальное, эти люди не желают возвращаться к нормальной жизни.

 

– Я обращался к 30–40-летним здоровым мужикам, которые опустились, с предложением помочь с уборкой территории за деньги, на что все время слышал от них отказы, – продолжает отец Олег. По его словам, бомжи не торопятся в церковь даже за благословением и добрым словом, рассматривая храм только как место, где можно заработать. Что же касается социальной помощи бездомным, то, по словам настоятеля, их храм не имеет таких возможностей: нет помещения и разрешений санэпидстанции. Однако зимой бомжи получали теплую одежду и горячую еду, благодаря совместным усилиям работников Свято-Покровского храма и Красного Креста. Отец Олег подчеркнул, что «если кто-то имеет возможность и расположен сердцем, то церковь всячески поддержит эту инициативу и будет трудиться на благо этих людей». В конце разговора настоятель Свято-Покровского кафедрального собора напомнил, что все заслуживают милосердия и каждый человек – это образ и подобие Бога, а вот во что мы превратим этот образ, зависит только от нас.

 

Красота церковной архитектуры до сих пор поражает воображение обывателей. Но похоже, что, по мнению городских властей, сегодня материальные ценности куда важнее для запорожцев, нежели духовная составляющая их жизни. Иначе как объяснить то, что, не достроив для прихожан собор, городские власти решили «подарить» нам торговый комплекс над подземным переходом? Однако стоит честно признаться, что состояние собора едва ли волнует всех тех, кто приходит туда к Богу и уже тем более эта проблема не волнует тех, кто под его стенами пытается выжить.

 

А как в других храмах?

 

Ситуацию прокомментировал протоиерей Свято-Андреевского кафедрального собора Константин Костюкович:


– Сегодня большинство храмов имеют свои трапезные, которые обеспечивают бездомных горячим питанием. Мы, например, кормим ежедневно до тридцати бомжей. Решить эту проблему цивилизованным методом можно, но для этого нужно желание и, прежде всего, местного руководства. Ведь это очень хлопотное дело. Даже для того, чтобы организовать ночлег на территории храма, нужно обойти несколько инстанций и получить разрешение. Все упирается только в него. Поэтому мы проявляем милосердие, как можем. А что касается самих бомжей, то большинство из них – ленивые алкоголики, которым есть где жить. Я предложил им очистить территорию храма от бумажек за 30 гривен и услышал отказ, мол, мы и так заработаем больше. У этих бомжей своя мафия, поэтому я попросил их покинуть территорию, так что возле Свято-Андреевского собора вы не увидите ни одного бомжа. Тем же, кто действительно нуждается, я не откажу никогда.

 

 

Маргарита МЕЛИХОВА