Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Яремче: зеленый туризм открывает сокровища Карпат

Яремче: зеленый туризм открывает сокровища Карпат

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура

Яремче: зеленый туризм открывает сокровища КарпатКто не мечтал хотя бы раз побывать в Украинских Карпатах, одолеть хотя бы одну горную вершину, вдохнуть полной грудью пьянящий воздух, услышать песню звонкоголосых ручьев? Поэтому неудивительно, что горы манят туристов не только из ближайших городов, но и из дальнего зарубежья. 

 

В этом удивительном крае живут трудолюбивые и милые люди – гуцулы – еще не вполне испорченные цивилизацией, которые веками мирно сосуществовали с природой и имеют свои особые черты – непостижимые и таинственные. А какие горы без волшебства? Здесь живут разные мифические существа, невидимые и неосязаемые, однако их влияние, говорят, очень мощное.

 

Красоту гуцульского края описали Иван Франко, Михаил Коцюбинский, Леся Украинка, Ольга Кобылянська ... Но, пожалуй, ни в одном романе никто из великих не описал, какие ужасные дороги ведут в эту благодатную страну. Асфальт чернеет огромными выбоинами, кое-где кое-как залатанными. Туристам придется медленно ползти по горному серпантину с крутыми поворотами и с ужасом отворачиваться от окна, потому что дорога скользкая и всякое может быть...

 

Но разве можно плохой дорогой испугать настоящего туриста? Едут сюда на разнообразные фестивали или чтобы погрузиться в сказочно-мольфарский дух Гуцульщины, овеянный легендами.

 

«...Если прокопать завал и зайти в пещеру, то можно найти там огромные сундуки, полные серебра и золота. Только люди боятся копать, потому что сокровища опришков завороженные». Каждая вторая легенда Гуцульщины рассказывает об удивительных богатствах, спрятанных в пещерах или закопанных в долинах. И всегда находились смельчаки, которые пытались материализовать этот приятно интригующий миф – «перепахивали» полонины, втискивались в ущелья, спускались на дно «зачарованных» колодцев. Только старые мудрые гуцулы иронически улыбались в пространные усы, ибо знали: опришковских сокровищ не найти, поскольку хранит их сам черт. А кто приблизится к тайне, возьмет в руки найденное золото – на следующий день уже ему и не жить.

 

Более надежное счастье – в еловом ветре Черногоры, в котором скрыто эхо стона трембит. Под этот стон здесь рождаются, женятся и отправляются в лучшие миры.

 

Гуцульский рай, раскинутый в Карпатском поднебесье, собственно раем есть только визуально. Условия жизни здесь далеки от Эдемских, впрочем, как везде в высокогорье. Историки до сих пор не могут прийти к выводу: кто или что заставило целое племя остановиться в живописной, но суровой стране между карпатских хребтов и суженных долинами рек? Одни ученые считают гуцулов потомками летописных тиверцев, осевших здесь, отступая под натиском кочевников, а затем перемешавших свою кровь с кровью румынов. Другие склонны считать гуцулов украинизированными румынами, причем далеко не лучшими представителями своего народа. Ведь распространенная трактовка названия «гуцул» – от румынского «hucul», то есть разбойник.

 

Но народ этот отнюдь не разбойный, а трудолюбивый и веселый: гуцулы умеют из обыденной жизни сделать праздник. Даже обычные, на первый взгляд, проводы овцеводов на пастбище перевели в ранг фестиваля. В четырехмесячную командировку на пастбище с овечьими отарами овцеводов отправляют всем селом. Всем селом и встречают. Поют, танцуют, словом, веселятся. Проводы или встреча пастухов завершаются распитием бутылочки-другой... А дальше – рутинный тяжелый труд.

 

За выпас одной овцы хозяин платит примерно 80 гривен в сезон. Бригада из 3-4 овцеводов гонит на пастбище около полутысячи овец. Следовательно, пребывание в долине – далеко не «зеленый» туризм. Пастухи просыпаются в 4-5 утра. Молятся за здоровье свое и стада, а затем – четкое разделение труда: кто-то пасет овец, кто-то делает сыр...

 

Традиции – важный атрибут в работе пастуха. Звуком трембиты передают сигналы с одного пастбища на другое, различными заклинаниями пытаются уберечь себя от дождя и молнии, а овец – от хищников (волки и медведи в Карпатах еще не перевелись). Традиция готовить брынзу зародилась тогда, когда гуцул впервые выдоил овцу. Так говорят в горах.

 

Гуцульская брынза – это совсем не то, по словам знатоков, что можно увидеть на городских рынках. Да и сама процедура ее приготовления сложнее, чем об этом может догадываться кулинар-любитель. Минимум две сотни овец надо выдоить, чтобы «слепить» 10-килограммовый комок творога. Полученное молоко через марлю и еловые ветки процеживают в деревянные чаны – путеры. Затем вливают в них кляг – сыворотку из молока, побывавшего в желудке ягненка, который не пробовал еще ничего, кроме материнского вымени. Путеры ставят у огня и по мере появления сгустков вылавливают сыр...

 

Пока пастухи пасут овец на пастбище, другие продают собственные изделия на базарах в Косово и Яремче. Этот городок – музей под открытым небом, который сохранил большое количество исторических, архитектурных памятников. Среди культовых сооружений города особого внимания заслуживают деревянные церкви – шедевры гуцульской сакральной архитектуры. Когда мы приехали сюда, казалось, что небо открылось – дождь лил как из ведра. Но мы все же совершили прогулку к водопаду Пробой с двенадцатиметровым мостом над ним. Перейдя мост, попали на самый сувенирный рынок Яремчи. Это – Мекка народно-прикладного искусства. Из умелых и работящих рук местных мастеров выходят писанки, резные, инкрустированные и выжженные деревянные вазы, шкатулки, тарелки, ложки, кадки, разнообразная керамическая посуда, изразцы, скульптурки, вышитые и тканые рубашки, полотенца, ковры и вретища, покрывала, изделия из бисера, металла и кожи...

 

Знаете ли вы, какой самый популярный товар базара? Конечно, большинство туристов хотят все-таки  одеяло купить – большое шерстяное пушистое карпатское чудо. Оно может стать роскошным покрывалом на кровать, ковром на стену или на пол, а для многих – это легкое и теплое одеяло. Качественное одеяло должно быть хорошо сбито, чтобы палец не проходил. Основой должна быть шерстяная, а не просто нить, потому что на ней все «едет».

 

Чтобы выбрать качественное покрывало, нужно хорошо разглядеть цвет. Если покрывало имеет черные, серые и белые тона, то оно натуральное. Ворс должен быть длинным. Говорят, у настоящего покрывала особая энергетика, которая передает силу гор и тепло рук мастера, а чередование естественных цветов положительно влияет на зрение. Кроме того, это карпатское одеяло известно своими целебными свойствами в лечении радикулита и простудных заболеваний. Чтобы избавиться от этих болячек, рекомендуют натереться водкой и раздетым закутаться в одеяло. Сила овечьей шерсти сделает свое дело, и болезнь отступит.

 

Трудно удержаться, чтобы не приобрести гуцульскую писанку, очень мелко написанную. Писанки – это искусство миниатюры. Их разрисовывают оригинальными орнаментами с сочной колористикой.

 

Цены на Яремченском базаре, пожалуй, не меньше, чем на львовском «Вернисаже». Резные шкатулки и тарелки достигают заоблачных цен – от 400 до 1300 гривен. Самый ходовой товар делается из ореха, груши, черешни, и вообще, охотно резчики используют в своей работе древесину плодовых пород. Широко представлены на сувенирном рынке и изделия из керамики. Это кувшины, чаши, декоративные тарелки, изразцы, свистульки, «дзбанчики», конфетницы и сахарницы, колокольчики... Цены на продукцию гончаров тоже очень разные. Есть декоративные тарелочки по 10 грн., а есть и крупные расписные тарелки по 50-100 грн. Большая ваза может стоить от 100 до 1000 грн.

 

За вышитые рубашки просят от 200 до 1000 гривен. Запаска на пятилетнюю девочку – 200 гривен, кромка – 25, «чильце» мне удалось выторговать за 20. Хотела купить внучке лапти, но не решилась. Просили за них 350 гривен...

 

Не знаю, как скоро мне улыбнется счастье еще раз побывать в этом волшебном краю, но даже несмотря плохие дороги, снова вернусь на яремчанський базар хотя бы ради того, чтобы все-таки купить своей дорогой внучке лапотки...

 

По теме: 2016 год стал рекордным по показателям внутреннего туризма