Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сетевой маркетинг – современный способ заработка или финансовая ловушка?

Сетевой маркетинг – современный способ заработка или финансовая ловушка?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Сетевой маркетинг – современный способ заработка или финансовая ловушка?В последние годы в сознании наших сограждан прочно укрепилось понятие «финансовая пирамида». Причем в большинстве случаев оно приобрело негативный оттенок. Это явление означает способ привлечения денег, определенную финансовую схему, базирующуюся на постоянном привлечении новых участников. Вновь вступившие вкладывают деньги, опираясь на обещания «верхушки» о головокружительных заработках. 

 

Финансовую пирамиду также называют Понци-схемой. А получила она такое название в честь Чарльза Понци – известного мошенника 20-х годов прошлого столетия. Схема его работы строилась на привлечении новых партнеров, которые вкладывали деньги, следуя обещаниям Понци уже через месяц получить 50% прибыль. На самом деле, такие проценты выплачивались за счет привлечения новых вкладчиков. Сам Понци же исправно набивал карманы чужими деньгами. Один судебный иск от вкладчика сумел положить конец мошеннической схеме.

 

Но финансовую пирамиду никак не назовешь пережитком прошлого. С развитием новых средств коммуникации, в частности глобальной сети Интернет, мы имеем массу примеров специфических схем заработка, в основу которых положен принцип пирамиды. Упрощенной ее моделью является сетевой маркетинг. Предложения о работе в сфере сетевого маркетинга так и сыплются на головы тех, кто находится в поисках работы. Первый «капкан» от таких работодателей – это обещания. «Вы будете работать всего полтора часа в день на своей территории, и уже через три месяца вы сможете купить себе квартиру, машину или воплотить в жизнь любую другую мечту», – уверяла меня девушка, внезапно предложив работу через социальную сеть. Работа была связана с одним косметическим брендом, известным многим женщинам из стран бывшего СНГ. Девушка уверяла, что работала несложная, приятная, еще и высокооплачиваемая. При этом она постоянно делала акцент на том, что ее предложение никак не связано с торговлей и, конечно же, не является обманом.

 

Такая попытка втереться в доверие невольно навела на известную пословицу, что на воре и шапка горит. Масла в огонь недоверия подливало и то, что на конкретные вопросы о сути работы «работодатель» не давала конкретных ответов. Вместо нормального диалога девушка просила просмотреть 50-минутное видео о компании и специфике ее работы. «Вы потратите всего 50 минут, это же ничто по сравнению с возможностью хорошо зарабатывать!», – убеждала барышня. Разрекламированное видео представляло собой некие мантры, цель которых внушить человеку, что стать частью их команды и реализовывать косметику – это лучшее, что может быть в его жизни.

 

Большинством потребителей сетевой маркетинг понимается как способ продвижения и реализации товаров или услуг, которыми занимается конкретная фирма. Сетевой маркетинг имеет свои особенности: его деятельность обеспечивает хорошо продуманная система работы дистрибьюторов и применим он только к розничной торговле. Качественная работа дистрибьюторов приносит фирме доход, сами же работники получают вознаграждение в виде процента от продаж. Таким образом, дистрибьютор имеет серьезнейшую мотивацию к продуктивной работе. Он заинтересован в высоких продажах и привлечении новых партнеров (формируется разветвленная сеть), ведь от этого зависит его личностный доход и перспектива карьерного роста.

 

Для входа в мир сетевого маркетинга особые знания или умения не нужны. Заниматься сетевым маркетингом могут люди с любым образованием и в любом возрасте. Заняться сетевым маркетингом можно без капитала и высоких взносов, это возможность попробовать построить бизнес собственными руками и умом. Кстати, именно предприимчивость, умение делать прогнозы, обдумывать стратегии продвижения и продаж – основные «киты», на которых возводятся корпорации, занимающиеся сетевым маркетингом.

 

Первой такой корпорацией стала американская Nutrilite Products. В 1945 году два американских предпринимателя вызвались стать ее национальными дистрибьюторами. Уже через пять лет образовались две компании, в настоящее время являющиеся гигантами сетевого маркетинга – это Shaklee и Amway. Обе корпорации предлагают своим клиентам товары для здоровья и красоты. В 80–90-х годах прошлого столетия произошел настоящий бум сетевого маркетинга: то и дело возникали новые фирмы, руководство которых в перспективе видело развитие фирмы в мощную корпорацию, основанную на сетевом маркетинге. И действительно, некоторым из них удалось стать в один ряд с Shaklee и Amway. Это всем известные Oriflame, Faberlic, Avon Products, «Сибирское здоровье», «Имидж-лаборатория», Zepter International и другие.

 

Но все ли так безоблачно, как кажется на первый взгляд? Существуют ли реальные перспективы карьерного роста в сетевом маркетинге? Согласитесь, ни одна корпорация не хочет своими же руками взрастить себе конкурента. Почему в таких странах как США, Южная Корея и Китай законодательство жестко регламентирует работу фирм, занимающихся сетевым маркетингом? Почему так часто в объявлениях о трудоустройстве встречаем: «Не сетевой маркетинг!», «Сетевой маркетинг не предлагать!». Что это? Стереотипное мышление или все-таки искусно поставленная ловушка для желающих быстро разбогатеть?

 

Многие склонны считать, что сетевой маркетинг ни что иное, как мошенническая пирамида. Но если разобраться, то сетевой маркетинг направлен на реализацию товаров и услуг, и за счет этого корпорация получает доход. А в мошеннических пирамидах организатор строит свой бизнес на взносах новых партнеров. Однако многие акцентируют внимание на том, что фирмы, занимающиеся сетевым маркетингом, требуют у новых партнеров взносы. Это аргументируется важностью прохождения обучающих курсов и семинаров. «Вы платите за обучение, которое в будущем покроет все ваши расходы», – обещают в фирме. Проверить правдивость этих слов достаточно тяжело. Кроме этого в сетевом маркетинге нарушается ряд потребительских прав. Например, невозможность вернуть или обменять товар, который не удовлетворил ожидания покупателя. Этот нюанс заведомо подготавливает благодатную среду для развития мошенничества и производства некачественной продукции. Ценовую политику определяет сама фирма и, как правило, она не подотчетна государству.

 

Наконец, психологи предупреждают, что такие фирмы используют нечестные приемы пропаганды и манипуляции потребительским сознанием. Часто система поощрения направлена на формирование стойкого убеждения в необходимости ревностного служения «на благо всей фирмы» и переоценки личностных ориентиров ее участников.

 

Как видим, дать однозначную оценку сетевому маркетингу практически невозможно. Этот способ получения дохода очень противоречив и имеет как достоинства, так и недостатки. Однако важно помнить простую истину современности – легких и быстрых денег не существует.


Маргарита СОКОЛОВА