Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Переплаченные налоги не вернут?

Переплаченные налоги не вернут?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Переплаченные налоги не вернут?Правительство продолжает совершенствовать взаимоотношения между фискалами и предприятиями. В парламенте зарегистрированы очередные правки в Налоговый кодекс, которые сокращают перечень оснований для проведения документальных внеплановых выездных проверок налоговой и вводят ответственность для должностных лиц ГНС за неправомерные решения. 

 

Но эти новации – всего лишь прикрытие для по-настоящему резонансной нормы, ограничивающей возможность компаний исправлять ошибки в отчетности, что неизбежно выльется в значительные переплаты налогов.

 

Свежая порция правок в Налоговый кодекс (законопроект №11391) появилась благодаря стараниям ГНС. В свое время, презентуя плоды собственного законотворчества, подопечные Александра Клименко уверяли: утверждение законопроекта уменьшит вмешательство государства в работу бизнеса и сделает невозможным проведение безосновательных ревизий.

 

И действительно, документ запрещает фискалам проводить документальные внеплановые проверки за уже ревизованные периоды. Правда, из этого правила есть ряд исключений: снова проинспектировать компанию ревизоры смогут в том случае, если предыдущие проверяющие привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

Благо таких случаев будет немного. Согласно официальным данным Государственной налоговой службы, за девять месяцев текущего года против работников налоговой службы были возбуждены 132 уголовных дела, что на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще 89 нарушений предупреждено Управлением внутренней безопасности ГНС.

 

Помимо этого, оговоренное ограничение на проведение внеплановых проверок не будет действовать, если налогоплательщик сам попросит его проинспектировать (в рамках процедур ликвидации, реорганизации или закрытия бизнеса), если против предприятия возбуждено уголовное дело, ревизия инициирована судом, нарушения выявлены у контрагента и требуется проведение встречной проверки.

 

Столь широкий список исключений вряд ли позволит существенно уменьшить количество внеплановых ревизий. Тем более что основная их масса (до 60%) проводится именно на основании обстоятельств, предусмотренных п.п. 78.1.1 Налогового кодекса: получение информации или установление вследствие проверок других налогоплательщиков фактов, свидетельствующих о возможном нарушении предприятием действующего законодательства.

 

Поэтому при желании фискалы и дальше смогут проверять внепланово любое «понравившееся» предприятие и за любой период. В то же время налоговая избавится от рутинной работы, которая зачастую не приносит финансовых результатов. К примеру, после вступления в силу упомянутого законопроекта инспекторы уже смогут не утруждать себя проведением внеплановой проверки по факту неподанной компанией отчетности. Ведь, как правило, игнорируют эту обязанность лишь «брошенные» фирмы, с которых взыскать задолженность невозможно.

 

Явной показухой выглядит в законопроекте норма, которая устанавливает ответственность сотрудников органов ГНС за принятие неправомерных решений, в том числе в части начисления налоговых обязательств. Ведь в документе нет ни слова о конкретных санкциях к фискалам, особо ревностно относящимся к своим обязанностям. К тому же Налоговый кодекс уже содержит аналогичную норму, давая возможность привлечь к административной ответственности инспектора, превысившего свои полномочия.

 

«Однако на практике данное положение не работает: во-первых, отсутствует четкий механизм, по которому это можно сделать, во-вторых, руководство Государственной налоговой службы покрывает провинившихся сотрудников. Законопроект не отвечает на вопросы: какие штрафы или другие санкции будут применяться к налоговикам, уличенным в неправомерных действиях, куда и как предприятие должно подавать документы о зафиксированных нарушениях. Без таких пояснений оговоренная в документе ответственность налогового инспектора – чистой воды популизм», – считает Татьяна Зацерковная, глава комитета по связям с общественностью и международным отношениям Союза аудиторов Украины.

 

Однако среди упомянутых бесполезных и относительно безвредных новшеств затесалась и весьма неприятная для бизнеса норма – запрет на внесение уточнений в налоговые декларации за уже проверенные периоды. Сейчас Налоговый кодекс разрешает предприятиям исправить ошибку в отчетности в течение 1095 дней после ее подачи в органы ГНС. Дело в том, что такая возможность частенько позволяет фискалам уломать подопечных заплатить больше налогов.

 

«Чтобы выполнить план, налоговики, особенно в последнее время, просят предприятие занизить убытки или сумму налогового кредита, дающего право на возмещение НДС. Таким образом искусственно завышается размер налогов, которые предприятие должно уплатить в отчетном квартале. В следующем квартале компания «исправляет ошибки» в отчетности и переплаченные суммы зачитываются в текущие налоговые обязательства. Если же предприятиям запретят корректировать «старые» декларации, переплаченные суммы вернуть уже не удастся», – поясняет член Союза налоговых консультантов Людмила Рубаненко.

 

Понятно, что такая схема может сработать лишь один раз. Ведь после вступления в силу новых правил работы с отчетностью вряд ли найдется много желающих пойти на уступки фискалам, переплачивая налоги.

 

 

По материалам издания «Деловая столица»

Лина ГОЛУБЬ