Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Галиция отделяется от Украины?

Галиция отделяется от Украины?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Галиция отделяется от Украины?Еще в августе стало известно, что Львов решил выпустить собственные учебники истории – отличные от тех, по которым обучается остальная Украина. 

 

Как указывала на пресс-конференции 8 августа и.о. начальника управления образования Львовского горсовета Екатерина Гороховская, в новом пособии галицийского автора (26-летнего учителя львовской школы № 28 А. Закалюка) раскрыты темы, которые, по ее мнению, «мало освещены» либо «вообще не раскрыты» в общеукраинских учебниках истории. При этом, добавила она, управление образования Львовского горсовета будет рекомендовать учебник местным школам в качестве «дополнительной помощи» по изучению истории Украины.

 

Какие же темы оказались «мало освещены» и «вообще не раскрыты» в пособиях, по которым учат детей в других регионах? На сей счет пояснения дал сам автор, которого цитировало интернет-издание Zaxid.net: в его учебнике, в отличие от тех, что рекомендованы Министерством образования, например, «однозначно указано, что Голодомор – это геноцид», а «УПА и Бандера – герои».

 

Главными лоббистами этого «исторического труда» выступили деятели ВО «Свобода», которые в августе даже устраивали демарш во Львовском горсовете, отказываясь заслушивать отчет мэра о работе исполнительных органов до тех пор, пока не будут выделены необходимые средства (около 70 тыс. грн. из городского бюджета) на издание учебника.


Кстати сказать, автор нового пособия по истории не забыл «осветить» действительно «вообще не раскрытую» в украинских учебниках тему политической деятельности «Свободы». В частности, изучающим историю школьникам, как оказалось, крайне важно знать, что «свободовцы» устраивали протестные акции в Киеве против принятия закона «Об основах государственной языковой политики».

 

«Попытка ввести второй государственный язык вызвала резкое сопротивление патриотических сил, как сообщает портал http://lapto.ru/. В Киеве началось голодание нескольких народных депутатов Верховной Рады Украины. Попытки милиции разогнать голодающих завершились неудачей, поскольку в защиту людей выступили члены Всеукраинского объединения «Свобода», – сказано в этом, с позволения сказать, учебнике (30.08.12, «УП»).

 

Совершенно очевидно, что он имеет ярко выраженную идеологическую направленность и узкорегиональный (галицийский) взгляд на исторические события. Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что издание пособия патронировалось представителями партии «Свобода».

 

В контексте данной ситуации Министерство образования и науки Украины направило в главные управления образования письмо, где сказано, что все учебники и пособия, которые используются в учебном процессе, должны быть согласованы с Министерством.

 

Но 11 октября пресс-служба Львовского горсовета сообщила со ссылкой на мэра Садового, что город не намерен согласовывать пособия по истории галицкого образца с Минобразования. «Задача школы – дать ребенку всестороннее образование, всесторонние знания. Эти пособия не требуют никакого согласования в Министерстве образования. Это – дополнительные книги», – заявил г-н Садовой. Он добавил, что все учителя истории и директора школ «активно их используют и будут использовать в своей работе» (очевидно, имелись в виду учителя истории и директора школ Галиции. – Ред.).

 

«Наши дети должны знать правду об истории нашего государства. Поэтому министерство пусть занимается своей работой, а мы будем делать все от нас зависящее, чтобы наши дети получали правдивую историю о жизни нашего народа», – подытожил г-н Садовой.

 

Подобная позиция мэра Львова – дескать, «это дополнительные книги» – могла бы иметь место, если бы данные пособия не выпускались за бюджетные средства и не вводились в курс школьной программы, существенным образом ее корректируя. И это грубое нарушение законодательства в сфере образования.

 

В частности, ст. 5 закона «Об образовании» гласит, что «государственный контроль за деятельностью учебных заведений независимо от форм собственности осуществляется в целях обеспечения реализации единой государственной политики в области образования». Но в Галиции считают, что они вправе игнорировать единую государственную политику в области образования и самостоятельно определять, что (и в каком свете) необходимо знать местным школьникам.

 

Опять-таки приходится напоминать, что органы местного самоуправления и их должностные лица, согласно ст. 19 Конституции, «обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины». При этом в ст. 43 Закона «О местном самоуправлении в Украине», содержащей исчерпывающий перечень вопросов, которые вправе решать местные советы, нет ни слова о том, что эти органы могут самостоятельно определять образовательные программы.

 

Отсутствие единой образовательной системы присуще федеративным государствам. К примеру, в США: в соответствии с 10-й поправкой к конституции право формировать образовательную систему имеет каждый штат.

 

Нет единой системы образования и в ФРГ. В соответствии с федеральной конституцией каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление школьного и высшего образования на своей территории. В каждой – свой закон об образовании. Хотя между землями и имеются соглашения об унификации основных положений системы образования (продолжительность обучения и каникул, взаимное признание экзаменов, аттестатов, свидетельств об окончании школ, дипломов и званий) – программы обучения и учебники утверждаются на уровне земельных правительств.

 

Возвращаясь к галицийским учебникам истории и отказу властей Львова согласовывать содержание данного пособия, использующегося в учебном процессе в местных школах, с Минобразования, – по сути Галиция в очередной раз явочным порядком вводит у себя федеративные элементы. Но очевидно, что в стране не может быть неких исключительных областей, имеющих особые права по сравнению с другими. Если Галиция издает и внедряет в школьную программу собственные учебники, со своим собственным взглядом на историю, то и другие области должны иметь такую же возможность.

 

Данная ситуация – еще один аргумент в пользу перехода Украины к федеративному государственному устройству, что, в частности, предлагает программа Компартии.

 

От редакции

 

Мы считаем, что обсуждение столь неординарного начинания во Львове есть как раз тем аспектом, который напрямую влияет на формирование гражданского общества в Украине. Только отвечая на политические, гражданские, социальные вызовы, мы сможем со временем сформировать общество, неравнодушное к происходящему в стране, непосредственно влияющее и на правительство, и на законотворческие процессы. Но это все непростой и длинный путь.

 

 

Сергей ЛОЗУНЬКО