Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Шаг вперед – два назад

Шаг вперед – два назад

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Шаг вперед – два назадУважаемая редакция! Всегда с интересом читаю каждый номер газеты «Позиция», поэтому знаю, что для вашего издания нет запретных тем и табу. Сегодня решил обратиться в редакцию любимой газеты с просьбой опубликовать мое скромное мнение относительно проблемы, интересующей многих читателей. Речь идет о языковом законе, который блестяще использовав как предвыборную PR-акцию уже готовят к не сильно приятным изменениям.

 

 

Не успели еще высохнуть чернила на бюллетенях, как тут же заговорили о возможных изменениях в Закон «Об основах государственной языковой политики», который «на ура» восприняли избиратели юго-востока Украины. Бомба была заложена еще до выборов. 19 октября на заседании рабочей группы был представлен проект Закона «О порядке применения языков в Украине». Автор документа – Леонид Кравчук со своей группой языковых энтузиастов, которым, видимо, не терпится в очередной раз перекроить законодательство, и так давшееся крайне непросто тем, кто хотел раз и навсегда установить справедливость.

 

Но нет. После закона Кивалова–Колесниченко, который, при всей критике, существенно расширял возможности национальных меньшинств, а главное – законодательно закреплял право использовать свой родной язык для такой массивной группы как русскоговорящие, мы имеем проект документа, в один момент перечеркивающий все позитивные начинания в данном вопросе.

 

Законодательные новеллы Кравчука содержат в себе такие нормы как повышение барьера для языков до 30% (для получения статуса регионального), утверждение каждого языкового решения сельского совета законом Верховной Рады, ликвидация двуязычного паспорта и т.д. Фактически – это отмена закона Кивалова–Колесниченко, которым регионалы еще вчера размахивали, как знаменем победы. Кравчук выступает за возращение к антигуманному квотированию и цензурированию СМИ в части обязательной квоты в 75% и больше для украиноязычного вещания, что является настоящей дискриминацией.


Называется – приплыли. Миллионы русскоязычных граждан (и не только русскоязычных), которые с огромным энтузиазмом восприняли языковой закон регионалов и выразили им поддержку на парламентских выборах, теперь вынуждены наблюдать, как на глазах все завоевания рушатся из-за непоседливости человека, которому уже давно пора на пенсию.

 

Под видом национального компромисса нам пытаются преподать откровенный диктат. Чего только стоит норма о том, что в случае принятия законопроекта Кравчука, национальным меньшинствам будет отказано в праве знакомиться с актами органов государственной власти на родном языке. Мало того, что миллионы русскоговорящих жителей юго-востока считают термин «нацменьшинства» унизительным по отношению к себе, так они еще и согласно положению этого документа не имеют возможности реализовывать свои конституционные права на родном языке. Не варварство ли это?

 

Кравчук и Ко также пытаются убрать русский язык из такой сферы как образование, что прямо прописано в ст. 17 их законопроекта. Она содержит положение о том, что гражданам гарантируется получение образования только на государственном языке. Остальные, выходит, у нас вне государственных гарантий. Зато налоги у нас одинаково берутся и с русского, и с украинца, и с таджика. Здесь государство не побрезгует.

 

Дух этого законопроекта полностью пропитан шовинизмом. В нем нет ни капли уважения к Украине как она есть – с учетом исторических и культурных особенностей. Лексикон законопроекта составляют такие фразы как «в пределах возможностей». Именно на таком уровне закрепляется право представителей не титульной нации использовать свой родной язык для осуществления прав и свобод, гарантированных Конституцией Украины.

 

Возникает ряд логичных вопросов, которые следовало бы адресовать вовсе не первому президенту Украины, а действующей власти. В программе Партии регионов черным по белому прописаны две фундаментальные и предельно понятные вещи:

 

– законодательно утвержденное право гражданина на родной язык;

 

– предоставление русскому языку статуса второго государственного.

 

Господа, Вы под этим подписались и за Вас, в том числе и благодаря этим строкам, проголосовали. С чем связано появление законопроектов, которые откровенно противоречат этим принципам? Причем их инициирует не оппозиция, а человек, который возглавляет Конституционную Ассамблею.

 

Когда мы дождемся достойной реакции на подобные поползновения не только от Вадима Колесниченко, который последовательно отстаивает права русскоязычных, но и от остальных регионалов? Или во власти нет единого мнения по этому поводу?

 

Пока эти вопросы будут оставаться без ответов, впечатление, что власть пытается держать собственных избирателей на «коротком поводке», будет только усиливаться. И это невыгодно в первую очередь самой власти. Глядишь, на политическом олимпе появится сила, которая будет более решительна в вопросах, которые волнуют добрую половину населения нашей страны.

 

 

Александр ПОБЕДОНОСНЫЙ