Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Водка выиграла войну

Водка выиграла войну

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Водка выиграла войнуЗа девять месяцев 2012 года Государственная налоговая служба не смогла выполнить даже весьма скромный план по сборам акцизного налога - 19,8 миллиарда гривен. Да, собрано по факту на 1,6 миллиарда больше, чем в прошлом году, но 75% из этих дополнительных поступлений собрано с табачной отрасли, а акциз на алкоголь увеличился всего на 300 миллионов гривен. 

 

  «Налоговая милиция объявила настоящую войну теневому рынку алкоголя. Перед руководителями региональных управлений налоговой милиции я поставил задачу к концу года ликвидировать теневой рынок алкоголя как явление, обеспечить в полном объеме поступление акцизного налога в бюджет Украины» - так говорил в марте Андрей Головач, начальник налоговой милиции, первый заместитель председателя Государственной налоговой службы Украины.

 

    В странах, где политики и чиновники отвечают за свои слова, Андрей Головач как минимум уже давно бы подал в отставку за невыполнение своих публичных обязательств. Задача ликвидировать теневой рынок алкоголя «как явления» полностью провалена. При этом, по официальным данным, полученным в недрах той же Государственной налоговой службы, недоплата только налога на добавленную стоимость по водочным компаниям составляет 120 миллионов гривен. А по данным источников в ГНС, реальная задолженность ведущих водочных компаний за 2012 год уже составляет все 390 миллионов гривен, которые водочники перечислять в бюджет почему-то не торопятся.

 

Половина водки – «неучтенка»

 

    Заявления Головача и громко распиаренная кампания по ликвидации водочной мафии спустя восемь месяцев выглядят свидетельством бессилия фискальных органов легализовать рынок водки. Ровно год назад, в ноябре 2011 года, Министерство финансов заявило, что потери бюджета от неуплаты налогов только в сегменте теневого производства водки составляют два миллиарда гривен в год. При этом эксперты оценивают ежегодные потери бюджета от неуплаты налогов по всей отрасли, производящей спирт и алкоголь в Украине, в 7-8 миллиардов гривен. Но даже весьма скромные два миллиарда для бюджета в 2012 году изыскать также не удалось.

 

    Наоборот, рынок теневой водки в настоящее время бьет рекорды, и даже превысил показатели минувшего года. Г-н Головач, когда Вы будете проводить ближайшую пресс-конференцию, расскажите, пожалуйста, кто несет ответственность за происшедшее? Хозяин «Немирофф» Александр Глусь сегодня уверенно заявляет, что теневой оборот водки в Украине - более 40%. Однако многие эксперты уверяют, что объем продаж теневой водки перевалил за 50% всех сделок на оптовом рынке.

 

    В этом легко убедиться, посетив любой крупный базар. В начале 2012-го председатель ГНС Александр Клименко распорядился провести рейд налоговой милиции по киевским рынкам. На рынке у железнодорожного вокзала было изъято 45 тысяч бутылок контрафактной водки марки «Справжня», а столичная прокуратура возбудила три уголовных дела по неуплате налогов. Хотелось бы предложить Александру Викторовичу прогуляться по тому же рынку сегодня. Та же «Справжня». Тот же оптовый сбыт. Та же нелегальная водка - хочешь ящик, хочешь фуру. По 12 гривен бутылка. Это на 16,5 гривен меньше минимальной розничной цены на водку, установленной правительством. Мы могли бы купить и предъявить эту нелегальную водку, если бы верили, что какие-то руководители не знают об этой ситуации и по-настоящему хотят ее решить.

 

    По словам операторов рынка контрафактной водки, в сентябре 2012-го широкомасштабное производство было развернуто сразу на шести заводах. По одному работает в Черниговской, Житомирской, Харьковской, Кировоградской, Донецкой, Луганской областях. И это однозначно централизованная политика и решение сверху - со стороны тех, кто на самом деле контролирует теневую водку.

 

Понижаем градус


    7 ноября 2012 года Кабмин принял постановление № 1017 о повышении минимальных розничных цен на водку с 26 до 28,5 гривен. Удивительно, как трепетно относится глава Министерства аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк к производителям недорогой водки. В Российской Федерации минимальная розничная цена на водку в эквиваленте 30,5 гривен за одну бутылку действует с 1 июля 2012 года. Почему в Украине ее стоимость в аналогичном размере собираются ввести только с 1 марта 2013 года, непонятно. Свою логику министр АПК Николай Присяжнюк не раскрывает. Хотя кто как не Присяжнюк должен был бы доводить ее до общественности. Ведь именно в его ведении находится государственный монополист производства спирта концерн «Укрспирт», через который министерство де-факто и управляет всем рынком водки в Украине - как легальным, так и нелегальным. Эксперты отмечают резкое падение качества контрафактной водки, представленной на рынке.

 

    Как отметил руководитель одной из торговых компаний, проблема теневой водки следующая: «В сегменте контрафактного производства водки сейчас существует очень жесткая ценовая конкуренция. Завод дорого платит за спирт - даже самый некачественный, который легальные производители брать отказываются. Условия у всех одинаковые: себестоимость нелегальной водки - 10 гривен за бутылку. Завод отпускает ее оптовикам по 11, а продают ее по 12. Заработок минимальный, поэтому для повышения прибыли используется только один путь - снижение градуса. Если нельзя демпинговать ценой, демпингуют градусом. Контрафактную водку по 40 градусов не делают. Что бы ни писали на этикетке, но водка на базаре сейчас содержит не более 38 градусов, а некоторые партии делают уже и по 36 градусов.

 

    Эта технология для контрафактного производства не нова. Они работают на те социальные группы, для которых водка - продукт ежедневного спроса, а показатель качества один - знакомый запах сивушных масел. Я помню времена, когда контрафактная водка выпускалась даже по 33 градуса. Думаю, такая ситуация будет и сейчас. На рынках и в генделыках качество товаров никто как не проверял, так и не проверяет. Вернее, так - те, кто проверяет, контрафактную водку не пьет».

 

    Из слов участников рынка следует интересный вывод: отпускная цена на нелегальный спирт контролируется жестко, и для всех является одинаковой. Кто-то ведь продает спирт для нелегальной водки в промышленных масштабах. И этот «кто-то», отвечающий за продажу спирта, у нас известен всем. «Укрспирт» - структура, отвечающая за производство и продажу каждой капли спирта в Украине.

 

    Теневой рынок водки растет, налоги не собираются, но, быть может, растут прибыли концерна «Укрспирт», подчиненного Минагропрому? Однако, какие прибыли? Никакой информации о феноменальном росте доходов не поступает. Наверное, потому, что государственный «Укрспирт» по-прежнему влачит жалкое существование и является глубоко убыточным и дотационным для государства предприятием. Хотелось бы, наконец, услышать хоть какие-то пояснения от министра аграрной политики Николая Присяжнюка - именно он несет ответственность за катастрофическое положение «Укрспирта» и льготные условия для тенизации алкогольного рынка.

 

    Прошло два с половиной года с тех пор как «Укрспирт» при Присяжнюке находится в состоянии постоянной реорганизации. Два с половиной года существуют две структуры с одним названием и двумя печатями - государственное предприятие «Укрспирт» и концерн «Укрспирт». Одни и те же люди, одни и те же кабинеты. Одни и те же менеджеры, которых тасуют по кругу, меняя на должностях. Одни и те же жалкие показатели «прибыли», которая так и не видна в государственном бюджете. Одно и то же лицемерие и вранье. Г-н Присяжнюк в «Укрспирте» построил систему, которая прекрасно умеет «раздевать» бизнес и замечательно уходить от ответственности. В этом, очевидно, и состоит цель: чтобы никто никогда и никого не смог привлечь к ответственности. Не случайно даже стратегия реформирования «Укрспирта» отсутствует, хотя Присяжнюк обязался выполнить эту задачу еще два года назад.

 

Куда уходит водочный НДС?


    СМИ неоднократно писали о том, что многие производители алкоголя находятся в совершенно особом статусе по сравнению с любыми другими налогоплательщиками. Например, «Крымская водочная компания» получает на законных основаниях возврат половины своих акцизных налогов из бюджета Крыма - как инновационное производство. Государство теряет 300 миллионов гривен в год из-за этой необъяснимой «щедрости». Дефицит бюджета Крыма покрывается за счет бюджета всей страны. Секрет прост - за «Крымской водочной» стоят местные политики, которые построили настоящий водочный оффшор в государстве и продолжают нагло и безнаказанно получать сверхприбыли за счет госбюджета. Несмотря на то, что наше расследование этой темы исчерпывающе показало ее абсурдность и полное противоречие законодательству Украины, никаких мер для устранения этого безобразия государство не предприняло. Все в теме и все в доле?

 

    Не меньшие странности связаны и с уплатой налога на добавленную стоимость для производителей водки. Пресса вещала, что, по некоторым данным, поступившим из источников, близких к налоговой службе, целый ряд ведущих водочных компаний почему-то получили необъяснимые льготы - они не платят в полном объеме налог на добавленную стоимость. В 2011 году семь из девяти ведущих алкогольных компаний Украины не доплатили НДС на сумму 360 миллионов гривен. А по итогам девяти месяцев текущего года те же семь из девяти ведущих алкогольных компаний не доплатили уже 390 миллионов!

 

 

    Странно, в то время как налоговики выжимают до нитки всю страну, весьма благополучные водочные компании имеют совершенно необъяснимые преференции. Акциз они заплатили, а НДС им разрешают платить куда меньше, чем насчитывают.
 
Подозрение на возможную коррупционную природу этих поблажек со стороны фискальных органов порождает тот факт, что сумма льгот по НДС не является общей практикой для всех компаний. Напротив, если «Львівський горілчаний завод» платит НДС наперед и гораздо больше, чем ему положено, исходя из расчета акциза, то другие гиганты отрасли недоплачивают огромные суммы. Сохраняя оборотные средства, компании получают весьма ценное конкурентное преимущество.
 

 

    Разве предоставление необоснованных преференций не является первым признаком коррупции? Почему такие отсрочки не предоставляются во всех отраслях экономики всем предприятиям? Почему для разных предприятий внутри одной отрасли существуют разные правила игры? Нет ли нарушений в этом случае со стороны компетентных органов? Ау, прокуратура, МВД, СБУ, Антимонопольный комитет, Минэкономики, Национальный антикоррупционный комитет! Мы все декоративные ширмы перечислили, никого не забыли из наших штатных борцов за наполнение державной казны, за наказание дураков и ремонт дорог?

 

    Мы обратились с соответствующим запросом к министру экономики Петру Порошенко, председателю Государственной налоговой службы Александру Клименко, председателю комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Виталию Хомутыннику. Как и положено, наиболее оперативно и аргументировано ответ дала ГНС, остальные адресаты считают, что это дело их не касается. Налоговая официально предоставила данные, сведенные в таблицу. Она интересна для каждого эксперта, поскольку предоставляет информацию по всем основным налоговым показателям. Для нас интересна, прежде всего, в контексте неуплаты НДС.

 

    Таблица называется «Дополнительные резервы уплаты акцизного налога, НДС и налога на прибыль бюджетообразующими производителями ликеро-водочной отрасли». Она подтверждает нашу информацию о неуплате НДС в особо крупных размерах, но не подтверждает полученные нами из той же налоговой неофициальные цифры. По данным ГНС, неуплата НДС составляет всего 120 миллионов гривен, считающихся «резервом». Хотя остается неясным, какой же может быть «резерв», если НДС насчитан и должен быть выплачен?

 

Юрий БУТУСОВ,  по материалам «Зеркало недели»