Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Удар по тормозам

Удар по тормозам

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Удар по тормозамВ программе фактически любой значимой политической силы в Украине обязательно присутствует пункт, согласно которому она обязуется любыми способами и методами поддерживать отечественного производителя. На практике его реализация зачастую хромает, но главное ведь – клятвенно пообещать. И хотя на прошлой неделе Верховная Рада таки сделала конкретный шаг в этом направлении, однако благосклонно восприняли его отнюдь не все граждане.  

 

  Итак, правительство одобрило законопроект о введении утилизационного сбора на автомобили, благодаря которому украинским производителям будут предоставляться преференции по его уплате. Как отметил министр экологии и природных ресурсов Эдуард Ставицкий, сбор будет распространяться на импортные автомобили, а для отечественных предусмотрена специальная процедура, позволяющая им существенно на нем экономить.

 

20 ноября парламент принял за основу проект базового закона об утилизации транспортных средств, а также проект о размере ставок сбора. Планируется, что до 4 декабря документ будет утвержден во втором чтении и отправлен на подпись президенту.

 

    Законопроектом предусматривается, что соответствующим налогом будут облагаться импортеры транспортных средств, а также их производители - кроме тех, кто возьмет на себя обязательство обеспечить последующую утилизацию автомобилей, а также транзитники, дипломатические миссии и т.д. В случае, если авто из этого перечня будет выставлено на продажу, утилизационный сбор ляжет на плечи покупателя. Для легковых машин ставка установлена на уровне 5,5 тысяч гривен, плюс определенный коэффициент - в зависимости от объема двигателя и того фактора, новое это авто или бывшее в употреблении. Для автобусов и грузовых «четырехколесных друзей человека» сбор будет, конечно же, еще более высоким.

 

    Таким образом, отечественные производители, имеющие полный цикл производства, получат значительные преференции, поскольку смогут самостоятельно осваивать средства на открытие утилизационных мощностей. В первую очередь, это касается Запорожского автомобильного завода, принадлежащего владельцу компании «УкрАвто» Тариэлу Васадзе, а также компании «Богдан», входящей в сферу интересов олигарха Петра Порошенко. Если закон об утилизации вступит в силу, они де-факто будут освобождены от уплаты данного налога, а вот их конкурентам – дилерам, импортерам и сборщикам – придется раскошеливаться на приличные суммы.

 

    Собственно, сразу же после того как Верховная Рада проголосовала за этот спорный законопроект, забила тревогу Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). Организации не понравились формулировки и пункты, которыми пестрит сей документ, о чем она не преминула сообщить и президенту, и парламенту, и правительству. В частности, в ассоциации не совсем понимают, почему утилизационный сбор касается только автомобилей, но обходит стороной, предположим, бытовую технику – микроволновые печи, стиральные машины, холодильники и т.д. И действительно, эти предметы быта также нуждаются в утилизации, однако их отчего-то решили не трогать. Несправедливый подход, не правда ли?

 

    Но вернемся к автомобилям. Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко отметил, что при уплате налога за утилизацию при ввозе в Украину новых легковых автомобилей (до 30 тысяч гривен за машину с объемом двигателя 3500 куб. см.) на соответствующую сумму должна повыситься и стоимость самого транспортного средства. Если допустить, что цена нового престижного авто составляет порядка 800 тысяч гривен, то его покупателю придется оплатить более ста тысяч налога за утилизацию. А если машина еще и б/у, нужно выложить еще 450 тысяч экологического сбора, то есть это обойдется дороже, чем стоимость самого авто! Глупости, скажете вы? Закон, ответят народные депутаты.

 

    В ВААИД говорят о том, что «слизывать» российские законы по утилизации и переносить их на нашу почву, чтобы попытаться поднять отечественное автопроизводство, недопустимо. Это приведет к монополии на рынке «АвтоЗАЗа» с параллельным сокращением доли присутствия на нем других автомобильных и сервисных компаний, а также снижению бюджетных поступлений на десятки миллиардов гривен. По мнению Олега Назаренко, в данной ситуации Украине лучше было бы создать новую производственную отрасль по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, а не ущемлять в правах одних и предоставлять льготы другим.

 

    - Кроме того, ассоциация считает, что предложенный налог за утилизацию транспортных средств и коэффициенты не соответствуют сути и названию этого сбора, - говорит глава ВААИД. – По сути, его размер должен быть связан с фактическим размером расходов, которые необходимы именно для утилизации транспортных средств. Кроме того, не может быть разницы в коэффициентах, которые должны применяться к новым автомобилям с разным объемом двигателя, потому что цель преследуется одна: обезвреживание вредных компонентов использования транспортного средства - свинца, кислоты, ртути, технических жидкостей, а их количество во всех автомобилях практически одинаково.

 

    Словом, совершенно очевидно, что предлагаемый законопроект еще достаточно сырой для того, чтобы быть внедренным в Украине. Трудно сказать, какова его дальнейшая судьба – с учетом того, что общественность возмущена многими положениями документа. Однако не стоит забывать о том, что за деньги в нашей стране можно пролоббировать практически любую инициативу. В особенности если прикрывать ее таким благородным мотивом как поддержка и защита отечественного производителя.

 

В тему


А как у них?

 

    Великобритания, США и Германия после финансового кризиса 2008 года стали стимулировать свою автомобильную промышленность за счет увеличения объема утилизации старых автомобилей, предложив гражданам приобрести взамен новые. При сдаче авто в утиль они получали бонусы от 3 до 4,5 тысяч долларов. Однако в большинстве стран Европы существует утилизационный сбор, который включается в стоимость автомобиля при покупке. В Германии, к примеру, он составляет 100 евро.


Кроме того, европейцы нашли дополнительный способ избавления от старых автомобилей: они экспортируют их в страны Восточной Европы, СНГ и Азии. Вслед за Европой программу утилизации подхватила и Россия: владелец, сдавший свой автомобиль в утиль, получал в 2011 году сертификат на сумму 1700 долларов.

 

По теме: Правила ухода за автомобильными шинами 

 

Максим КОРОБЕЦ