Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Баллада о карточном долге

Баллада о карточном долге

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Баллада о карточном долгеСтарая как мир истина, что в мире нет ничего идеального, легко подтверждается на примере нашей политики. Правда, с одной оговоркой – не только идеального, но и принципиально нового. Предчувствие, что следующий созыв парламента будет заниматься исключительно популизмом и пустозвонством, не оставляет мыслей простых украинцев. По крайней мере, телодвижения, совершаемые новой генерацией Верховной Рады, практически не позволяют в этом усомниться. 

 

1. Бюджетный караван


В начале недели правительство внесло на рассмотрение Верховной Рады проект государственного бюджета на 2013 год. Таким образом, планируется, что документ будет принят пока еще действующим составом парламента, ведь 12 декабря должны приступить к работе «сменщики». Во вторник на сессионном заседании народные депутаты приняли решение провести голосование по госбюджету сегодня, 6 декабря. При этом из стана оппозиции прозвучали упреки: дескать, имеет ли право Кабинет Министров, имеющий приставку «и.о.», вносить бюджетный план на следующий год? На что лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов ответил:

 

– Где такое написано, что Кабмин не имеет права подавать? Проект подается правительством, хоть оно сейчас и в таком статусе. Поэтому, как только Верховная Рада примет бюджет к рассмотрению, это уже парламентский документ.

 

Если говорить языком цифр, то основные показатели государственного бюджета-2013 следующие: рост валового внутреннего продукта на 3,4%, инфляции – на 4,8%, доходная часть – 361,5 миллиарда гривен, расходная – 410 миллиардов, предельный объем дефицита – 50,4 миллиарда гривен. Таким образом, бюджетный дефицит в следующем году составит 3,2% от прогнозируемого на следующий год номинального ВВП объемом 1,57 триллиона гривен, и этот показатель на 30% больше от запланированного в 2012 году.

Как и следовало ожидать, оппозиция выступает против принятия такого госбюджета. Один из ее лидеров Арсений Яценюк отметил, что в этом документе власть совсем не думает о людях. «В нем все социальные статьи останавливаются, а минимальные прожиточный уровень и зарплата увеличиваются всего на 13 гривен», – сказал он. Можно подумать, оппозиционеры смогли бы сделать бюджет более социально ориентированным. Если в стране нет денег, и вот-вот разразится очередной кризис, даже самые великие экономисты окажутся бессильны. Так что все эти разговоры напоминают историю о собаке и караване.

 

2. Портфель «худеет»


Как отметил директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Андре Куусвек, объем инвестиций этой организации в нашу страну в следующем году может остаться на прежнем уровне – в том случае, если Киев договорится с Международным валютным фондом о продлении программы «stand by», срок которой истекает в конце года. Если же таковой не будет, сумма может значительно уменьшиться, поскольку сегодня, в условиях нестабильной экономической ситуации, потенциальные инвесторы не станут рисковать своими капиталами.

 

Андре Куусвек отметил, что с начала года ЕБРР профинансировал проекты в Украине на сумму 665 миллионов евро и выказал надежду, что до конца 2012-го эта сумма вырастет до 900 миллионов, поскольку в портфеле банка еще есть ряд проектов, которые могут быть подписаны с нашей страной. Однако, по его словам, общий объем инвестиций ЕБРР в Украину в этом году может быть на 10% меньше, чем в прошедшем. «Причина, в первую очередь, кроется в том, что в Украине продолжаются проблемы с инвестиционным климатом, и в результате значительно уменьшился объем не только иностранных, но и местных инвестиций», – заявил директор ЕБРР в Украине.

 

В общем, нашей стране прозрачно намекнули, что с экономической ситуацией далеко не все в порядке. А миссия МВФ должна прибыть в Украину уже 7 декабря, чтобы провести переговоры о продлении программы «stand by». Удастся ли власти доказать, что она способна поддерживать инвестиционный климат в надлежащем состоянии, это еще очень большой вопрос. Равно как и то, сколько программ придется свернуть, если МВФ таки не усмотрит в украинской экономике признаки стабильности.

 

3. Шкурные интересы


Массу кривотолков вызвал подписанный на прошлой неделе президентом Украины закон о референдуме. Оппозиция взвилась и принялась доказывать всем и вся, что его принятие поспособствует желанию власти внести отдельные изменения в Конституцию, если не переписать его подчистую, как говорится, под себя. Но тут есть закавыка: чтобы созвать референдум, нужно не менее трех миллионов подписей граждан. Конечно, можно нашлепать столько «автографов», сколько нужно, но потом в итоге народ выскажется посредством голосования, и цифры могут оказаться весьма далекими от представлявшейся ранее картины.

 

К тому же, давайте не будем юлить, к решению наиболее важных вопросов украинцев все же и близко не подпустят. Допустим, кто позволит нам подступаться к святая святых – государственной кормушке, то бишь бюджету? А вот если кто по поводу статуса шведского, например, языка в Украине пожелает высказаться – милости просим, дерзайте. Опять же, можно с НАТО в «верю – не верю» поиграть, или там обсудить перспективы Таможенного союза. Тем более не стоит забывать, что в 2000 году президент Леонид Кучма уже инициировал проведение референдума, результаты которого были благополучно спрятаны под сукно чьего-то стола.

 

Кстати, негоже и оппозиции кривить душой. Во-первых, закон о референдуме выстроен таким образом, что отныне парламенту чуть ли не по любому вопросу следует советоваться с главой государства и искать с ним компромисс. Во-вторых, мы прекрасно осведомлены о том, как решаются отдельные моменты в Верховной Раде – с помощью подкупа народных избранников, в том числе и оппозиционных. А так, если некоторые пункты Конституции можно будет менять, не прибегая к помощи законодателей, те потеряют приличные бонусы. Словом, тут на кону больше шкурные интересы, нежели политические, что в наших реалиях неудивительно...

 

4. Ручная демократия


Озаботилась о соблюдении депутатской дисциплины в своих рядах Партия регионов. Так, представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко заявил, что те нардепы от этой политической силы, которые будут пренебрегать персональным голосованием карточками, подвергнутся наказанию внутри самой партии. «Форм принуждения к народным депутатам не существует, но есть присяга, которую оглашает и подписывает каждый народный депутат. Я очень надеюсь, что наши коллеги будут участвовать в пленарных заседаниях и персонально голосовать. Есть формы воздействия, и они не предусматривают каких-то юридических санкций, но они предусматривают партийную и политическую ответственность», – отметил Юрий Мирошниченко.

 

Еще дальше пошел в своих суждениях лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов, который выступает за введение ответственности депутатов за не персональное голосование. «Я не единожды говорил, что мы придем к этому. Есть прямая норма Конституции, где указано, что депутат должен голосовать сам за себя. Должна быть прописана норма ответственности депутата за не персональное голосование, а не процедура, как он должен выполнить закон. Предлагаю прописать такую норму, что если три раза народный депутат пропустил заседание ВР без уважительной причины, то он лишается мандата. Правда, у всех, с кем я разговаривал, был ступор – они говорили, что это противоречит Конституции», – посетовал народный депутат. Можно подумать, от наших парламентариев ожидалось что-то другое. Потому что нет у них понятия о святости карточного долга, не говоря уже об ответственности перед народом.

 

5. Квартирный вопрос


Сейчас главная задача для парламента, и в особенности председателя комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности ВР Владимира Макеенко – решение вопроса о расселении иногородних нардепов в столице. Беда в том, что желающих расположиться в отелях и квартирах – пруд пруди, но не все теперь уже бывшие депутаты хотят покидать насиженные места. Держатся, понимаешь, так цепко, что только вместе с плинтусом оторвать и можно. По информации г-на Макеенко, в отеле парламента можно разместить только около 85 человек, в то время как заявок на получение жилья – более двухсот.

 

Что характерно, за каждого проживающего, допустим, в государственной гостинице депутата Верховная Рада платит около 500 гривен в сутки, то есть порядка 15 тысяч в месяц. Причем и тогда, когда парламентарий находится в столице, работая в зале заседаний, и когда отбывает на малую родину якобы для встречи с избирателями. Неплохо линяет государственный бюджет, согласитесь. И это при том, что двухкомнатную квартиру в Киеве можно снять за 5–6 тысяч, то есть одновременно и сэкономить, и устроиться более комфортно. Странно, отчего у наших депутатов никак не поднимается рука утрясти этот вопрос?

 

На это Владимир Макеенко заявил, что деньги на проживание депутатов перетекают с одних счетов на другие. «Министерство финансов выделило деньги Верховной Раде, она заплатила за номера в государственном отеле, а тот, в свою очередь, заплатил налоги державе и вернул прибыль парламенту», – описал схему депутат. Ах, вот оно что! Ну да, государству лишь бы свои деньги «отбить», а экономия в данном случае – на втором плане. А впрочем, полагать, что это для наших парламентариев – предел цинизма, как минимум наивно.

 

Цитата недели


Только без глупостей!


Первый президент Украины Леонид Кравчук считает, что персональное голосование народных депутатов в парламенте – признак цивилизованности оного:


– Они могут обманывать друг друга, потому что достойны этого: уровень многих нардепов ниже ватерлинии. Пусть дерутся, пусть кровь течет из Верховной Рады – мне безразлично. Но когда они делают глупым украинский народ, это ни в какие ворота не лезет.