Главный апостол земли Русской
13 грудня 2012 11:09
Переглядів: 729
Коментарів: 0
Надрукувати
В
сказании «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола
Андрея, како приходил в Русь», сохранившемся в составе «Повести
временных лет», рассказывается о том, как святой апостол Андрей
Первозванный побывал в русских пределах. Согласно этому тексту Андрей
Первозванный, прибывший из Синопа в Корсунь (Херсонес), узнал о близости
Днепровского устья и «въсхоте поити в Римъ»; поднявшись вверх по
Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на
север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным
обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синоп.
К XIв. относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. С 1097г. в русской традиции засвидетельствованы церковные службы Андрею Первозванному. С XIIв. развивалась практически непрерывно традиция сказаний об Андрее Первозванном в русском Прологе.
Со времени святого Макария, в 1526–1542 гг. бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие «Повесть временных лет». Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где записано «Слово о посещении Руси Андреем Первозванным», помещенное в кратком виде в житии святой Ольги и в пространном – в житии святого Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве он отправился в Варяги, затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.
Во второй половине XVIв. было составлено сказание, где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Здесь он установил каменный крест и обратил в христианство языческих жрецов.
Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.
Все это подтверждает неслучайность того, что святой Андрей – единственный апостол, посетивший славянские земли, – всегда почитался русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель.
|