Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Освободительная безнаказанность

Освободительная безнаказанность

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Освободительная безнаказанностьВсе течет, все меняется: в Украине такая участь, наконец-то, постигла обожаемое всеми здание под куполом – парламент. В новую Верховную Раду прошло огромное количество дебютантов – около двух третей всего ее состава, чего доселе в истории законодательного органа страны еще не случалось. Одно непонятно: поможет ли такое «переливание крови» становлению и развитию украинского государства? Ведь новые лица – вовсе не показатель того, что все у нас изменится к лучшему. Наоборот, впору пребывать в состоянии задумчивости и озабоченности, опасаясь, как бы чего не вышло. 

 

1. Осторожнее с бюджетом


Как ни старалась оппозиция убедить всех вокруг и себя в том числе, что отставленный Кабинет Министров не имел права подавать в парламент проект государственного бюджета на 2013 год, ничего у нее не вышло. Слабенькая аргументация плюс осознание обществом того факта, что в новый год нужно входить с уже принятым финансовым документом №1, и обусловили его принятие Верховной Радой. Да, госбюджет на следующий год оптимистичным назвать язык не поворачивается, но когда он в Украине вообще был хорошим? Да ни одна власть в стране за все двадцать с лишним лет не смогла скроить такие показатели, на которые народ не нарадовался бы.

 

И.о. премьер-министра Николай Азаров назвал принятый вариант госбюджета антикризисным, хотя это не самое правильное определение, и отметил, что он призван обеспечить дальнейшее развитие экономики Украины. Снова шла речь об увеличении зарплат и пенсий, прожиточного минимума и расходов на другие социальные инициативы. Звучали обещания, что если экономика страны будет расти, госбюджет обязательно пересмотрят – мол, отдельные министерства занизили планируемые показатели ввиду осторожности в прогнозах. Одним словом, как говорит Николай Янович, опасаться нечего – главное, работать, не покладая рук. Хорошо, да только мы этим занимаемся постоянно, а вот эффективность и компетентность нового правительства еще предстоит оценить каждому украинцу.

 

В одном соглашусь с и.о. главы Кабмина: принимать госбюджет-2013 до Нового года действительно было необходимостью. Не будь его – как бы формировали свою казну районные, городские и областные власти в Украине? Все ведь ждут дотаций, субвенций, и чем раньше сформулировать, на что их необходимо тратить, тем выше вероятность того, что все выделенные средства успеют освоить в оговоренные сроки. Лишь бы их снова не разворовали еще на первом этапе распределения...

 

2. Запретный плод

 

Подавляющим большинством парламентарии поддержали законопроект за авторством регионала Владимира Макеенко об изменениях в регламент относительно персонального голосования. Отныне каждый народный депутат перед открытием пленарного заседания будет регистрироваться, предъявив мандат и поставив подпись в журнале регистрации, а непосредственно в зале – с помощью электронной системы. По идее, этот закон должен если не исключить, то минимизировать возможность голосования нардепами друг за друга. Как отметил Владимир Макеенко, парламентарии нового созыва не смогут играть на «пианино», поскольку в действие будет введена та самая пресловутая сенсорная кнопка, которую нужно держать нажатой до конца процедуры голосования.

 

Однако не спешите пищать в восторге от такого проявления сознательности: глава фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что введение сенсорной кнопки не предусмотрено. «О ней в данном законе ничего не говорится, и лично я считаю, что эту кнопку нужно легализовать для одного человека – бывшего спикера Арсения Яценюка, который в свое время потратил большие деньги на внедрение системы. Все, точка – кнопка как механизм не работает», – сказал он, добавив, что проблему можно снять с помощью уменьшения времени, отведенного для голосования, чтобы взмокшие нардепы шнырять по рядам не успевали.

 

Кстати, все тем же законом предусмотрен запрет на блокирование трибуны Верховной Рады. Вот же чудаки, ей-богу! Да кто там кому запретит, ежели чего, нестись к ней со всех ног, сметая коллег на своем пути? Вон, оппозиционер Николай Томенко уже заявил, что это нововведение всем до лампочки: нужно будет – заблокируют и трибуну, и президиум. А что вы хотели – безнаказанность освобождает как от незнания, так и от знания любых законов.

 

3. «Красные» потеряли нюх

 

Нежданно-негаданно возникли сложности у Коммунистической партии Украины. Вроде бы и голосов на выборах набрали прилично, а вот с созданием собственной фракции (впервые за всю историю КПУ!) могут возникнуть проблемы. Это оппозиция козни строит, заявляя, что положения регламента таковы: формировать фракцию нужно «из депутатов, прошедших по спискам, а также одномандатным округам». Беда в том, что «красные» не провели в парламент ни одного мажоритарщика и, согласно букве закона, на свое объединение в ВР права вроде как не имеют.

 

Самое любопытное, что в регламент эту неоднозначную формулировку пропихнули... сами представители КПУ. А ведь предупреждали их регионалы: ребята, может, не стоит? Но «товарищи» уперлись – и ни в какую: или даешь эту норму, или голосовать за регламент не будем. Короче, за что боролись, на то и напоролись, что еще раз подтверждает: совсем плохо стало с политическим чутьем у наших коммунистов, прямо таки нюх потеряли. Может статься так, что в дело придется вмешиваться Конституционному суду, который должен будет постановить, как правильно понимать спорное положение регламента. По крайней мере, к этой мысли склоняются и в КПУ, и в той же Партии регионов.

 

Другое дело, что коммунисты по-прежнему упрямо твердят о том, что не собираются вступать в коалицию с ПР и другими политическими силами. Спрашивается, зачем им тогда вообще нужна своя фракция? Ее отсутствие не должно помешать им отхватить пару-тройку комитетов, а то и местечко в президиуме Верховной Рады. Ну, так пусть себе и сидят, голосуют за светлое, в их представлении, будущее, раз непонятно отчего самоустраняются от возможности реально разделить власть в стране с регионалами.

 

4. Позор нации

 

В феврале текущего года по поручению президента Виктора Януковича, с подачи Министерства юстиции, появился Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения. За этот период в ведомство поступило свыше 62 тысяч запросов о проведении проверок в отношении должностных лиц. Итогом стало внесение в реестр 5700 решений судов первой инстанции о привлечении чиновников к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. И это, заметьте, только начало масштабной кампании по выявлению таких неблагонадежных элементов.

 

Другое дело, что неправительственная организация Transparency International в своем докладе отметила, что уровень коррупции в Украине по-прежнему растет. В 2012 году наша страна набрала 26 баллов из 100 возможных, а результат ниже 30 пунктов, как говорится в сообщении организации, является «позором для нации». Что же тогда получается – у нас все еще продолжается создание видимости борьбы с коррупцией? Или процесс этот протекает чересчур медленно, и международные компании не успевают отслеживать позитивные тенденции? Хотя мы-то с вами как никто другой знаем, что в данном направлении власти еще пахать и пахать. Всех, конечно, не перекосишь, но основательно «почикать» коррупционеров можно. Было бы желание, а то нацию от позора потом не отмоем.

 

5. Изыскание внутренних резервов

 

Но позор в нашу страну один не приходит – обязательно в компании. Ответьте, только в цензурной форме, как вы оцениваете работу Верховной Рады прошлого созыва? Разделяю это мнение целиком и полностью. А тем временем, согласно данным института Горшенина, только 6,6% депутатов посчитали, что парламент проявил себя крайне отрицательно, а каждый пятый посчитал, что лучше некуда. Такое впечатление, что последние либо не живут в Украине, либо ни разу в сессионном зале не присутствовали. Иначе как объяснить их полное удовлетворение деятельностью ВР?

 

Кстати, в следующем году на органы власти снова планируется потратить немалые суммы – всего около 2,4 миллиардов гривен, причем около половины этих средств берет под свой контроль Государственное управление делами, известное как ДУСя. Парламент намерен потратить на законотворческую деятельность народных депутатов порядка 450 миллионов гривен. Спросите, откуда такая цифра? Извольте: законопроекты нуждаются в подготовке, исследованиях и экспертных оценках, а это, знаете ли, тоже деньги. Плюс не забывайте о том, что парламентарии – люди небогатые, и на их материально-техническое обеспечение нужно более 300 миллионов гривен: квартиру купить или номер в гостинице снять, полечить за казенный счет в санаториях. Не за свой же счет народным избранникам прикажете жить в столице и здоровье восстанавливать – а налогоплательщики тогда на что?

 

Беднее всех в этой компании оказалось правительство, которое практически все деньги планирует направить на собственное материально-техническое обеспечение и сущие копейки – на привилегии. Сразу и не понять: то ли природная скромность, то ли просто денег на нужды членов Кабмина не хватило. Но что-то подсказывает: и правительство, и ДУСЯ, и парламент еще будут предпринимать попытки накинуть на свои счета еще по сколько-то там десятков миллионов. Цены, понимаешь, постоянно растут, на все может запланированных сумм не хватить. В общем, понадобится – изыщут. А где именно – вы знаете не хуже меня.

 

Цитата недели


Депутаты на высоте


Как заявил спикер парламента Владимир Литвин, 6-й созыв ВР запомнился ему многими вещами, некоторые из которых носили «аномальный» характер:


– Будучи главой ВР, я постоянно себя сдерживал, но сейчас вправе выговориться. В сессионном зале в меня разве что не стреляли. Украинским депутатам присуща интересная аномалия, которая почти не встречается в западных парламентах: подниматься выше облаков, и не только над избирателями, но и над своими коллегами. Скажу откровенно: и я уже устал, и от меня устали – значит, самое время уходить с должности спикера.

 

Максим КОРОБЕЦ