Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Развитию машиностроения – зеленый свет

Развитию машиностроения – зеленый свет

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Развитию машиностроения – зеленый светВ последнее время на слуху целый ряд событий, связанных с авиастроительной отраслью в Украине. Это назначение генерального конструктора вертолетов Украины, презентация вертолетной техники правительству Украины и арабскому миру, ряд контрактов, подписанных по итогам авиасалона в Дубаи, открытие второй очереди Технического центра МОТОР СИЧ в Шардже в присутствии президента Украины Виктора Януковича. О значении всех этих шагов в развитии авиастроения, о продвижении украинской авиатехники и перспективах машиностроения в Украине – в интервью с генеральным конструктором, председателем совета директоров МОТОР СИЧ Вячеславом Богуслаевым. 

 

– Вячеслав Александрович, известно, что в авиасалоне приняло участие около тысячи компаний, прибывших из 50 стран мира, в том числе и МОТОР СИЧ. Каковы результаты этой выставки для предприятия?


– Арабские и африканские страны, в целом мусульманский мир охватывает территории, где очень жаркий климат, высокие температуры. На сегодня они испытывают трудности с эксплуатацией самолетов и вертолетов, потому что при 50–60-градусной жаре летательные аппараты не работают. Приходится летать в утренние, вечерние или ночные часы. А мы создали вертолетный двигатель пятого поколения, и при проведении его сертификации было обязательное условие – проверить грузоподъемность вертолета в условиях высоких температур. Так совпало, что испытания проходили одновременно с ежегодной выставкой вертолетной индустрии в Дубаи. И мы решили показать наши разработки с новым двигателем: загрузили вертолет и при температуре +50 градусов по Цельсию поднимались на требуемую высоту.

 

Арабские Эмираты – это не одни пустыни и барханы. Есть и горы, тоже жарко да еще разреженный воздух – все это обуславливает особые требования к летательным аппаратам. Когда мы продемонстрировали вертолет с нашим двигателем, посыпались заказы. На выставке находились не только посетители, которые из любопытства пришли посмотреть аэро-шоу, но и специалисты, знающие о том, что состоятся полеты нашей техники. Это интересно для региона. Здесь даже самые бедные страны имеют вертолеты с нашими двигателями. Сегодня они уже, конечно, устарели. А у нас есть новые, более современные. Поэтому мы подписали ряд контрактов на этой выставке. Мы ежегодно посещали авиасалон в Дубаи, присматривались и вот, наконец, пробили дорогу, по которой пойдет продукция предприятия.

 

– Известно, что президент Украины Виктор Янукович принял участие в открытии второй очереди Технического центра МОТОР СИЧ в Шардже по обслуживанию вертолетной техники. При этом он дал высокую оценку работе предприятия и назвал деятельность МОТОР СИЧ образцом взаимодействия с эмиратскими партнерами.


– Прежде всего, спасибо украинскому послу, который рассказал президенту Украины о нашей шестилетней деятельности в Эмиратах. Мы сотрудничаем с посольством Украины. И сотрудники украинского посольства конечно рады, что на территории страны, где они находятся, работают соотечественники. В то же время правительство и президент Украины уделяют большое внимание этому региону. Здесь есть и нефть, и сжиженный газ. Визит Виктора Януковича был давно запланирован и его ждали в Арабских Эмиратах. Посещение нашего предприятия – это лишь часть программы его визита.

 

И я благодарен президенту за то, что он специально прилетел в Шарджу, чтобы увидеть, как украинское предприятие с высокими технологиями проникает в этот регион. Дело в том, что во всем мире предприятия, связанные с выпуском авиационной техники, переносят свои производства в места ее эксплуатации. Это связано с тем, что сегодня очень жесткие требования к обеспечению летной годности. Эксплуатанты дают нам всего 24 часа на любой вид ремонта, кроме капитального. Обеспечить это, находясь в Запорожье, невозможно. Поэтому у нас есть подобные центры в Сирии, Алжире, Египте, Китае, Индии, России и других странах, где массово эксплуатируется наша техника. Для этого развивающегося региона важно и то, что у нас применяются высокие технологии и арабские студенты могут их изучать наглядно. Ближайшие университеты – в Шардже и Абу-Даби. Сегодня там открыты факультеты, где готовят специалистов по обслуживанию авиации. Во время визита президента мы подписали с эмиратскими партнерами договор о совместном проектировании и производстве авиадвигателей (они будут строить свой завод) на территории Арабских Эмиратов. Вот это и есть проникновение в регион, а не просто продажи продукции.

 

В настоящее время интеллектуальный потенциал запорожских моторостроителей очень востребован в Эмиратах. Об этом на встрече с президентом Украины говорили и шейхи (правители, как принято там называть), поэтому мы пришли в этот регион надолго.

 

– Сегодня жесткая конкуренция в авиастроении. Удастся ли предприятию МОТОР СИЧ и дальше удерживать свои позиции на рынке авиатехники?


– Безусловно. Мы занимаем, и будем занимать ведущие позиции по своим традиционным направлениям. Ведь что такое летательный аппарат? Его характеристики: экономичность, грузоподъемность и другие, в первую очередь, определяются показателями двигателя. Мы обеспечиваем эти качества и внедряем свои услуги на местах. Кроме того, мы обучаем этому мастерству местных специалистов. Не везде получается. Там, где уровень специалистов не позволяет это сделать, весь сервис отдают в наши руки.

 

Следующее направления деятельности нашего предприятия – создание собственных вертолетов. Мы зашли в нишу среднего, самого массового вертолета взлетной массой 6 тонн. Организовано вертолетное КБ на предприятии, ведутся проектные работы.

 

– А насколько для МОТОР СИЧ интересен азиатский рынок?


– Для нас в целом интересны развивающиеся страны. Но есть некоторые обстоятельства: там нет мира, идет парад суверенитетов, борьба за власть... Вот, скажем, Судан недавно разделился на северный и южный. Африканские страны подвержены вообще племенному делению. Поэтому в этих регионах больше востребованы военные вертолеты. И отказать тем правительствам, с которыми мы работаем, в праве защищать свои земли мы не можем. Это их внутренняя политика. При этом данный регион имеет колоссальный рынок как гражданской, так и военной техники. А мы можем предложить на этот рынок наши изделия, которые высоко оценили во всем мире. Поэтому к нам постоянно обращаются делегации различных стран.

 

– Вам дали полномочия генерального конструктора вертолетов Украины. Что это назначение значит для предприятия и для Украины в целом?


– У нас есть генеральные конструкторы самолетов (Д. Кива на ГП «АНТК им. Антонова», И. Кравченко на ГП «Ивченко-Прогресс»). Что это значит? Генеральный конструктор имеет особые полномочия от правительства, он отвечает за безопасность создаваемой конструкции. Кто-то должен отвечать за то, что делается в стране в части вертолетостроения. У нас же сегодня полная самодеятельность. Вертолетов делают очень много: Кривой Рог, Полтава, Донецк, Харьков, Закарпатье, Запорожье... отдельно хочется отметить Закарпатскую область, согласно данных сайта в пгт. Дубовое на базе машиностроительного предприятия будет создан вертолетостроительный консорциум, на базе известного КБ "Вертикаль", которое в свое время создало вертолет КТ-112. Уже в ближайших планах наладить на базе  Дубовского объединения производство украинских вертолетов.

По мнению специалистов, со сбытом украинских вертолетов хлопот не будет, ведь этот рыночный сегмент в нашей стране пока еще не занят.

Я назвал только те города, где уже летают самодельные летательные аппараты. Однако все, что летает, должно быть сертифицировано. Иначе эти бесконтрольно изготавливаемые летательные аппараты будут падать и создавать угрозу для жизни людей. Пора уже навести порядок в малой авиации.

 

Все эти полномочия предоставлены генеральному конструктору вертолетов в Украине. Это не значит, что мы будем закрывать предприятия-изготовители, но мы обеспечим безопасность вертолетной техники для окружающих. Этого требует жизнь.

 

– Завершились выборы. Сейчас идет формирование правительства. На что, по-Вашему, нужно обратить внимание вновь создаваемому правительству Украины?


– Правительству, в первую очередь, следует принять программу увеличения рабочих мест. А она может быть выполнена только при условии развития машиностроения (для сельского хозяйства, легкой промышленности…)... И возглавить эту работу должно специальное министерство. Пусть оно будет называться «общего машиностроения» или «высоких технологий». И нужно выделять этому министерству 10% ВВП на развитие машиностроения. Кроме того, надо провести во всех городах и районных центрах ревизию того, что осталось, чтобы дать надежду людям и рабочие места молодежи. Чтобы остановить масштабную миграцию населения в центральные города и за границу, куда в первую очередь уезжают молодые люди с интеллектом, образованием, не найдя применения своим силам. Это позорное явление для страны. До тех пор, пока мы не уделим должного внимания развитию машиностроения, мы не решим в нашем государстве проблемы валютного накопления, занятости, наполнения Пенсионного фонда... Надеюсь, что правительственный блок задач, связанных с развитием машиностроения, будет решаться в первую очередь. 


Лариса ДУДЕК