Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Как заставить работать «слуг народа»?

Как заставить работать «слуг народа»?

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика

Как заставить работать «слуг народа»?Наша страна, несмотря на все спотыкания и нелепости, настойчиво изображает движение навстречу европейским ценностям. Европейский выбор неоднократно объявлялся действующей властью генеральной линией внешней политики, что нашло свое отображение даже в официальных документах (Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики). Теперь же, когда народ своим волеизъявлением избрал главный законодательный орган страны, неплохо было бы и его деятельность приблизить к европейским стандартам, один из основополагающих постулатов которых – «не обижать младшего». 

 

«Младшими» у нас, как известно, являются представители оппозиции, которые обиженно кричат о нарушении своих прав и об установлении в Украине чуть ли не авторитарного режима. Действительно, негоже европейской стране впадать в подобную деспотическую крайность. Одновременно уже первое заседание нового созыва Верховной Рады показало, что в случае нагнетания политического противостояния сама оппозиция будет действовать методами далеко не европейскими. Поэтому сегодня в интересах самой власти обеспечить возможность оппозиции доказывать свою правоту не только кулаками.

 

В цивилизованных странах мира распространена практика передачи оппозиционным политическим силам ряда контрольных полномочий в виде представительства в определенных органах власти. В некоторых парламентских республиках на откуп оппозиции дают даже министерские портфели, в смешанных – политический компромисс обеспечивают преимущественно через распределение комитетов. Повсеместны случаи, когда оппозиционные политики назначаются главами таких органов как Антимонопольный комитет или Счетная палата, где они всегда вовремя могут дать по рукам недобросовестным представителям правящей партии, вошедших во вкус своего выгодного положения. В результате и большинство, и меньшинство находятся в состоянии взаимного контроля, власть не превращается в закрытый элитарный клуб, а избиратели наслаждаются политической конкуренцией. Это правила хорошего тона, которые давно стали неотъемлемым атрибутом тех стран, на которые мы пытаемся равняться, завидуя уровню зарплат и качеству социального обеспечения.

 

Сегодня власть имеет полный карт-бланш на установление в Украине именно таких правил игры, которые положат конец политическим спекуляциям и заставят работать всех без исключения. Первый шаг уже был сделан в виде избрания вице-спикером представителя партии «Свобода» Руслана Кошулинского. Теперь дело за «малым» – нужно правильно организовать работу парламента, который, как известно, большую часть времени функционирует вовсе не в формате сессионных заседаний. Основное поле деятельности каждого народного депутата составляет работа в комитетах – профильных органах парламента, отвечающих за отдельные направления законотворчества. Вот там свой пыл и нужно показывать. Но есть одна проблема – там нет телекамер. Поэтому оппозиция и распинается, мол, не дают работать. Для власти нет лучше варианта, чем таки дать, тем самым показав, кто чего стоит. Упрек в чрезмерной централизации – один из последних аргументов оппозиции, который в новом парламенте провластное большинство имеет возможность ликвидировать, тем самым задав тон новой политической дискуссии перед президентскими выборами.

 

Верховная Рада Украины 13 декабря увеличила количество комитетов парламента с 26 до 27. За такое решение проголосовали 238 народных депутатов из минимально необходимых 226. Также будет создана Специальная контрольная комиссия ВР по вопросам приватизации. В итоге имеем 28 парламентских структур. Еще 3 декабря, позже избранный спикером Владимир Рыбак публично заявил, что Партия регионов готова отдать руководство тринадцатью парламентскими комитетами представителям оппозиции, а пятнадцать оставить себе. Что ж, вполне справедливо. Из утвержденного перечня комитетов оппозиция может претендовать на такие из них, как комитет по вопросам регламента, бюджета, комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, комитет по вопросам прав человека и т.д. Это органы, дающие оппозиции достаточное количество рычагов для контроля над властью, если она этим действительно хочет заниматься. Другой вопрос, как оппозиционеры, представленные тремя фракциями, будут между собой все это делить? Например, лидер партии УДАР Виталий Кличко прокомментировал ситуацию в оппозиционном лагере, сложившуюся в связи с этим вопросом, так: «О комитетах вопрос не поднимался. Мы в последующие дни должны сесть с объединенной оппозицией и договориться, какие комитеты мы берем». Читай, все страсти еще впереди. Но это уже вопрос не к власти, сами понимаете.

 

Есть и аспект более глобальный – закон об оппозиции. Не секрет, что подобного рода нормативно-правовой акт, регламентирующий права и обязанности меньшинства, успешно работает во многих демократических странах – Швеции, Австралии, Великобритании. Это не всегда закон об оппозиции в прямом смысле слова – статус меньшинства может детально прописываться в регламенте парламента, законе о политических партиях и т.д. Тут важна суть, а не форма. В Украине уже подобная инициатива была. Очень интересный законопроект №0886 был принят Радой в первом чтении еще (!) 12 января 2007 года, среди авторов документа фигурирует и имя Юлии Тимошенко. Самый что ни на есть закон об оппозиции. Но он был отложен в дальний ящик из-за сменившейся политической ситуации, которая в Украине действительно – царь и бог, определяющий актуальность тех или иных инициатив. А сейчас бы он оппозиционерам, пребывающим тогда при власти, ой как бы пригодился

 

Что интересно, сейчас тема закона об оппозиции не всплывает. Причем абсолютно равнодушны к ней сами оппозиционеры. Почему бы сегодня власти самой не выступить с подобной инициативой? Получится раз и навсегда расставить все точки над «і». Тем более как знать, может регионалам и самим скоро придется воспользоваться оппозиционными привилегиями, и от того, как они их сегодня пропишут, зависит их собственное политическое будущее. Поэтому нынешней власти я бы не советовал наступать на грабли своих оранжевых предшественников.

 

Объединенная оппозиция, УДАР и «Свобода» пассивны в этом направлении по очевидным причинам. Любые правила отнимут у них политический кусок хлеба. Работать придется. Не так давно в СМИ проскользнула информация о конфликте, который имел место быть в оппозиционном лагере. Якобы Тимошенко через Турчинова, Яценюка и Кожемякина дала указание сознательно не брать комитеты. В частности такую позицию высказал известный политических аналитик Вячеслав Пиховшек, ссылаясь на собственные источники информирования. Но в оппозиции же тоже люди. И они понимают, что место председателя комитета очень даже хлебное, учитывая особенности украинской политики. Это объясняет многие противоречия в далеко не стройных оппозиционных рядах. Самое интересное, что Тимошенко давно не держит все нити управления в собственных руках, а те лидеры, которые якобы ретранслируют ее позицию на свободе, уже давно ведут свою игру.

 

Поэтому, даже сыграв на честолюбии отдельных депутатов, регионалы смогут добиться формального выполнения европейских стандартов. А вот все остальное зависит только от оппозиции, у которой уже сегодня семь пятниц на неделю. Но это вовсе не отменяет важности цивилизованного распределения обязанностей в здании под куполом. Когда-то же надо начинать.

 

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, политический аналитик

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.