Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Так загибалась сталь

Так загибалась сталь

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Так загибалась стальУкраинские металлурги закрывают еще вчера успешные предприятия и выгоняют на улицу и за рубеж десятки тысяч человек. Мировой кризис виновен лишь отчасти. Помогают ему собственники предприятий и устаревшие технологии.

 

 

Рабочих Запорожского завода ферросплавов (ЗЗФ) на центральном входе встречают два взаимоисключающих плаката. Вверху – «Желаем успехов в труде». Чуть ниже – «Завод остановлен». Проходная закрыта. Дергать за дверную ручку бесполезно. На пропускном пункте ни души.

 

Алексей Алексеенко, заместитель председателя правления ЗЗФ рассказал, что 1 декабря, после длительной борьбы с мировым кризисом и украинской властью, завод пришлось остановить. Из 31 сталеплавильной печи горит только одна, да и то не ради производства ферросплавов. «Если мы сейчас, в морозы, остановимся, трубы перемерзнут, начнут лопаться, а замена коммуникаций – это по сути новое строительство завода», – поясняет Алексеенко.

 

ЗЗФ не первое и не последнее предприятие горнометаллургического комплекса Украины, вешающее замок на дверь. Например, на 80-м году успешной жизни фактически свернул свою деятельность Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАЛК). «Мы закрывались не в течение недели, – уточняет глава местного профкома Сергей Рыбалко. – Мы закрывались четыре года».

 

Потери тех, кто все еще работает, колоссальны. Объемы зарубежных продаж в сравнении с сытым 2007 годом сократились на четверть, цены сжались на треть. Есть минимум пять причин этого.

 

Во-первых, терпящие экономическое бедствие европейцы и азиаты – самые состоятельные клиенты украинцев – снизили объемы заказов. Во-вторых, мир переживает перепроизводство проката. Третья и четвертая причины застоя – низкое качество отечественной стали и необычайно высокая ее себестоимость. Пятая причина заплаканных глаз сталеваров – необходимость покупать самую дорогую в мире электроэнергию и уголь у монополиста, компании бизнесменов Рината Ахметова и Вадима Новинского. Украинский уголь незавидного качества, дороже, чем лучший мировой уголь.

 

В результате всех перипетий из национальной металлургии произошел массовый исход. За четыре года кризиса отрасль потеряла 136 тысяч рабочих мест. Уволенные сотрудники пошли искать счастье на биржу труда. Некоторым посчастливилось остаться в профессии, но для этого пришлось покинуть страну.

 

«Это явление стало массовым, – говорит Валерий Седов, председатель запорожского обкома Профсоюза металлургов и горняков Украины. – Когда алюминиевый комбинат закрывался, рабочим предлагали заключать контракты и уезжать на Урал, в Казахстан, в Африку».

 

В сладком для сталеваров 2007 году за рубеж было продано 28,4 млн. т металлопродукции по средней цене $750 за 1т. В нынешнем году промышленность сползла к 22,6 млн. т. При этом цена за 1т металла скатилась к средней отметке $550. Экспортные потери меткомбинатов – $9 млрд. в год. Эта сумма равна размеру внешнего госдолга Украины, который стране следует заплатить в 2013-м.

 

Справедливости ради стоит сказать, что тотальное сворачивание металлургических производств происходит по всему миру. Британский АрселорМиттал пакует чемоданы во Франции и Люксембурге, российская сталеварная группа Мечел полностью продала свои активы в Болгарии.

 

Массовая распродажа объясняется тем, что с 2009 года обострилась проблема мирового перепроизводства. Четверть металлургических мощностей планеты простаивает. Однако ни у кого язык не поворачивается во всех бедах винить исключительно мировой кризис. Главные причины национальной катастрофы – внутри Украины.

 

 

Что касается ЗЗФ, то еще в ноябре среднее жалованье по заводу составляло 4,2 тыс. грн. Но не одним ЗЗФ сыт нынешний кризис. Только в Запорожской области из металлургии выброшены 15 тысяч рабочих. «Это уже революционная ситуация, – констатирует Седов. – У них же есть семьи, а значит, пострадали 50–60 тысяч человек».

 

На этой печальной ноте можно закончить повествование. Однако слова о революционной ситуации настораживают. И уж точно должны озаботить городскую власть. Кому, как не отцам города надо думать о судьбе вчерашних рабочих, которые многие годы исправно платили налоги в городскую казну и теперь вправе надеяться хотя бы на минимальное участие громады в их судьбе.

 

 

По материалам журнала «Корреспондент»