Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рынок труда подскажет

Рынок труда подскажет

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Рынок труда подскажетПри выборе профессии молодым надо ориентироваться на специальности, имеющие спрос у работодателя.  

 

Четверть века назад все было просто. Одна половина выпускников сдавала документы в вуз и через несколько лет решительно вливались в огромную армию дипломированных молодых людей, которым в ту пору, кстати, платили зарплату в твердой советской валюте. Другая половина шла в ПТУ или на заводы, чтобы получить хорошую и высокооплачиваемую в те времена рабочую профессию – токаря, слесаря, электро- или радиомонтажника и «зашибала», как тогда говорили, такие деньги, какие не снились ни высоким начальникам, ни чиновникам.

 

Теперь же, в непростые сегодняшние времена шансов у молодых заметно поубавилось. Подавляющее большинство нынешней молодежи без профессиональной подготовки, увы, никому не нужно, а с 2014-го – даже Министерству обороны. И молодежь, наконец-то, начинает понимать, что помимо аттестата очень кстати и документ о профессиональном образовании, вселяющий у работодателя веру, что он оформляет не «чайника».

 

О вопросах системы профессионально-технического образования в Запорожской области – наш разговор с начальником отдела профессионально-технического образования Управления образования и науки Департамента образования и науки, молодежи и спорта Запорожской облгосадминистрации Александром Базь.

 

– Свою первую профессию сварщика-монтажника я получил в запорожском ПТУ. Далее – авиатехникум, институт. Но первые, полученные в техническом училище знания, очень пригодились в процессе профессионального становлення.

 

По моему глубокому убеждению, любой специалист промышленно-технического направления должен пройти через рабочую подготовку. Изучая опыт европейских стран, скажу, что и Франция, и Люксембург, и другие давно идут по пути получения ступенчатого образования – к высшему через рабочие специальности.

 

– На фоне растущего спроса на рабочие специальности выпускается маловостребованная армия гуманитариев. Реально ли преодолеть наблюдающийся дисбаланс?


– Сегодня нет альтернативы системе профессионально-технического образования. И его необходимо популяризировать на государственном уровне, в школах проводить профориентационную работу с учащимися, начиная с первых классов. При большой нехватке специалистов-строителей уже турецких граждан задействуем, а у самих огромный потенциал – 900 профтехучилищ по Украине, в частности в Запорожском регионе – 47 профессионально-технических учебных заведений, из которых 7 строительного профиля.

 

Мне нравится советское выражение: «Его величество рабочий класс». Именно он – производитель материальных благ, отсюда – все остальное: процветающая экономика, социальная сфера, гуманизация общества.

 

Конечно, благодаря сотрудничеству Управления образования (отдел развития профессионально-технического образования) с Запорожским областным центром занятости с трудом, но преодолевается дисбаланс между профессиями гуманитарного и технического направлений: проводятся совместные ярмарки вакансий, по школам – профориентационные выставки.

 

Также используем учебно-материальную базу ПТУЗ для подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих за счет физических и юридических лиц, по направлениям госслужбы занятости. Сеть профессионально-технических учебных заведений, которые осуществляют подготовку, переподготовку безработных по направлению органов государственной службы занятости, насчитывает 29 профессионально-технических учебных заведений и охватывает практически все районы области. Благодаря такому подходу потребности органов государственной службы занятости в переквалификации безработных удовлетворяются в полных объемах.

 

Держим тесную связь с центрами образования в районах. В частности, в Пологах с наибольшим пониманием относятся к профориентационной ситуации в области.

 

– Сегодня весьма актуальны интегрированные профессии. Чем продиктовано такое явление на рынке труда?


– Для конкурентоспособности выпускника профтехзаведения вводятся интегрированные профессии, состоящие из нескольких специальностей. Очень показателен в этом направлении опыт Запорожского правобережного профессионального лицея, где будущих электромехаников также обучают программному и аппаратному обеспечению компьютерной техники, а автослесарей обучают к тому же и компьютерной диагностике, и наладке электрооборудования. Наша комьютерная техника всегда в порядке благодаря своевременному ремонту с использованием комплектующих произведенных мировыми лидерами IT-рынка. У нас нет проблем с поставками любых компьтерных комплектующих, это касается процессоров и жестких дисков, оперативной памяти и мониров, видокарт и RAID-контроллеров.  Замечу, что благодаря повышенному вниманию директора Виталия Цветкова к конъюнктуре рынка труда выпускники ЗППЛ приходят на производство с багажом в две и более специальностей по направлениям, которым обучают в лицее.

 

К слову, в Запорожском правобережном профессиональном лицее с подрастающей сменой делится прекрасными знаниями и богатейшим опытом мой первый производственный наставник и учитель Осауленко Николай Николаевич.

 

– Живы ли в области традиции партнерства учебных заведений с предприятиями?


– В Запорожье по просьбе председателя совета директоров АО «МОТОР СИЧ» Вячеслава Богуслаева открыто профессионально-техническое училище «Моторостроитель», на базе старейшего в области ПТУ № 20. Отрадно говорить о том, что в данном учебном заведении стопроцентная наполненность учащимися. Предприятием МОТОР СИЧ выделен транспорт для доставки ребят, пожелавших связать свою производственную судьбу с авиастроением. Благодаря социальному партнерству МОТОР СИЧИ, в училище «Моторостроитель» на высочайшем уровне материально-техническая база: полностью укомплектоаван компьютерный класс, оборудованы учебно-производственные аудитории, где работают высокообразованные педагоги. Мы благодарны Вячеславу Александровичу Богуслаеву за поддержку профессионального обучения.

 

– В чем разница между ПТУ и техническим колледжем?


– Колледжи, техникумы готовят младших инженеров, и в обучении преобладает теория. Практики гораздо меньше, чем в профтехучилищах. Дипломированный выпускник техникума/колледжа из-за недостатка практических навыков, как правило, трудоустраивается учеником по рабочей профессии. А профтехобразование одновременно обеспечивает и практическую, и теоретическую подготовку.

 

Президент Национальной академии педагогических наук Украины акдемик Василий Кремень в бытность министром образования и науки Украины (1999–2005) говорил, что колледжи и техникумы должны быть в системе профтехобразования. И, кстати, по этому пути пошла Россия. Благодаря наличию у них среднего профессионального и высшего профессионального образования в РФ более серьезная профессионально-техническая подготовка.

 

Жесткие условия конкуренции на мировом рынке продукции предусматривают постоянное внедрение современных технологий производства, что невозможно реализовать без качественного кадрового потенциала. Невзирая на не совсем благоприятные условия (демографическая ситуация, сложные экономические условия), мы движемся вперед, осознавая главную задачу образования: обеспечить экономику Украины квалифицированными, грамотными кадрами.

– Как обозначенная задача решается на государственном уровне?

 

– На сегодняшний день существует ряд проблем, которые необходимо решать как на уровне Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, так и на местном уровне. Для того чтобы выполнять задания, поставленные перед системой профтехобразования, необходимо создать отдельный орган управления профтехообразования типа Комитета, на уровне Киева, и соответственно отдельное управление профессионально-технического образования.

 

 

Беседовала Наталья БИЛОИВАН 

 

КОМЕНТАРІ (1)
Николай 18 січня 2013 14:24
Добрый день! В нашей системе все профессии будут востребованными. Нелимитируемое количество вакансий, законность, гарантированность /официальный договор/. Поможем, научим, подойдет всем независимо от региона. Николай, г. Киев
          1