Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Решения нет и… не будет?

Решения нет и… не будет?

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Решения нет и… не будет?В одном из последних номеров ушедшего года нами был опубликован материал под названием «Молчаливый бунт запорожских улиц». Через газету мы обращались к местной власти с требованием обратить внимание, что практически вся городская архитектура утопает в граффити. Мы попытались донести до наших чиновников, что граффити – не просто баловство школьников, а самый настоящий вандализм, выражающий протестные настроения граждан. За рубежом с этой проблемой борются наравне с наркоманией и проституцией. Наши же «хозяйственники» остались в стороне от проблемы и вместо рационального решения мы получили очередное «замыливание» глаз.

 

 

На имя нашей редакции 8 января пришло письмо из районной администрации Запорожского областного совета по Хортицкому району. В документе значилось, что с 07.12.2012 по 14.12.2012 года был проведен мониторинг местной прессы и телевизионных каналов. Наравне с жалобами граждан на протекающие крыши и разбитые дороги внимания городской власти удостоилась и проблема бесконтрольного «творчества» на улицах нашего города. В письме поспешили заверить, что уже нашли метод борьбы с нерадивыми «райтерами»: «… з метою вжиття заходів по боротьбі із негативним, суспільно-масовим явищем «графіті» на вулицях району, районною адміністрацією направлено лист до територіального відділу освіти, молоді та спорту Хортицького району з проханням провести серед учнів шкіл інформаційно-роз’яснювальну роботу». Эта, с позволения сказать, отписка породила множество вопросов, заставивших нас снова вернуться к проблеме граффити.

 

О чем это мы?


Уже с первых минут общения с руководством Хортицкой районной администрации мы поняли, что те не совсем понимают, с чем имеют дело. Заместитель главы Хортицкой районной администрации Дмитрий Бут, ссылаясь на недостаточную компетенцию в данном вопросе, перенаправил нас к заместителю председателя по социальным работам Виталию Крайнову. Это при том, что уведомление, пришедшее в нашу редакцию, было подписано не кем-нибудь, а конкретно господином Бутом. За более компетентными ответами мы обратились к непосредственному «исполнителю» указа, начальнику территориального отдела образования, молодежи и спорта Хортицкого района Александру Годжеку. Он подтвердил, что письмо с указаниями от Хортицкой районной администрации пришло еще до нового года, и было принято во внимание. В документе содержались конкретные указания к характеру и тематике информационно-разъяснительных работ. Эти рекомендации были направлены в школы района к заместителю директора по воспитательной работе, а уже потом – к педагогу-организатору. Теперь классные руководители обязаны включить предложенную тему профилактических бесед в традиционные классные часы. Отслеживать исполнительность учителей можно по записям в классном журнале. Казалось бы, вертикально система работает безупречно. Но в эффективность выбранного метода борьбы с уличным граффити пока верится с трудом.

 

Мы предполагали, что местные чиновники если и обратят внимание на проблему, то не позаимствуют зарубежный опыт, а просто внедрят систему штрафов. Но примитивизм их решения удивил нас еще больше. В своем материале мы предлагали городской власти целый комплекс мероприятий по борьбе с «графическим» произволом (от видеонаблюдения и штрафных санкций до целенаправленного выделения места для работ талантливым ребятам). Но почему-то власть выбрала самый избитый и заезженный метод – вбивание в головы молодежи, что хулиганить плохо. Таким образом, власть применила самый простой аспект проблемы – моральный, посчитав свои обязанности выполненными. Но ведь проблема кроется гораздо глубже: в бедности, социальной незащищенности, семейных проблемах, ставшими неизменной характеристикой нашего общества. Но бороться с первопричинами – процесс более кропотливый и долгий, а желающих им заняться в чиновничьих рядах немного.

 

Не последним вопросом в данной проблеме остается компетентность «морализаторов», то есть школьных учителей, на чьи плечи легло бремя разъяснительных бесед. Насколько учителя озабочены проблемой любительской «живописи» на улицах города? Воспринимают ли работники науки проблему граффити немного шире, чем простое детское баловство? По мнению начальника территориального отдела образования, молодежи и спорта Хортицкого района Александра Годжека, граффити необходимо рассматривать исключительно как субкультуру, принявшую у нас уродливую форму. По его словам, «до детей нужно донести, что временные записи (название любимой группы или имя подруги), а также нецензурные выражения – это плохо». А как же теория «разбитых стекол» и понимание граффити как сигнала к безнаказанности? Почему «целевая аудитория» для морализаторства – это ученики 5–11 классов? Неужели студенты, футбольные фанаты, воспитанники профессиональных училищ, представители различных субкультур не могут обрисовывать бутики, памятники, здания театров и кино? Почему в Хортицкой районной администрации решили, что основная часть «художников»-граффистов сосредоточена в рядах школьников, мы так и не поняли.

 

Кнут или пряник?

Эффективность профилактических бесед начальник территориального отдела образования, молодежи и спорта Хортицкого района Александр Годжек оценивает невысоко. По его мнению, из вышестоящих инстанций приходит слишком много документов нормативного характера. Поэтому на классных часах пишут диктанты о ядовитых грибах осенью, об инфекционных заболеваниях – зимой. Поговорить на темы, реально волнующие детей, времени у школьных учителей попросту не остается. По словам Александра Васильевича, тема граффити уже поднималась в школах Хортицкого района. Случалось, что и ловили хулиганов, затем родители своими силами устраняли «мазню» с цокольных парапетов. Возможно, применение штрафных санкций к родителям провинившихся школьников и сотрудничество с работниками детской комнаты милиции дало бы результаты. Однако будут ли подключаться к борьбе с «райтерами» работники пенитенциарной службы, Александр Годжек не знает, поскольку это не в его компетенции.

 

Возможен и другой метод профилактики «графического» произвола. Александр Годжек рассказал, что в их школах имело место взаимодействие с районной молодежной организацией «МАХ-юнит». Их цель – формирование у молодежи возрастом от 14 до 28 лет навыков социального поведения, культуры и гражданской позиции. По словам Александра Годжека, совместно с «МАХ-юнит» среди учащихся школ Хортицкого района проводились конкурсы юных художников – совместно с продуманной информационной работой они гораздо лучше школьного назидания в духе советской педагогики. Разница в подходах к проблеме со стороны городской власти и общественных организаций очевидна. Возникает печальный парадокс: чиновники обладают большими материальными средствами и возможностями, но почему-то не берутся за финансирование более эффективных инициатив молодежных организаций.

 

Реакция городских властей на наше обращение не дает поводов верить в изменение ситуации к лучшему. Чиновничье равнодушие и непонимание сути проблемы чревато тем, что вскоре вандалы не оставят «живого» места в городе.