Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Регистрация земельных участков по-новому

Регистрация земельных участков по-новому

Категорія: Позиція » Статті » Реформи

Регистрация земельных участков по-новомуС 1 января 2013 года действующее земельное законодательство  Украины претерпело значительные изменения. Регистрация земельных участков и прав собственности на них отныне разделена между двумя ведомствами. Начали свою работу сразу два новых реестра - Государственный реестр прав на недвижимое имущество, в котором регистрируются имущественные права на земельные участки и их ограничения, и Государственный земельный кадастр, в котором земельные участки регистрируются как объекты права. Вполне понятно, что рядовых граждан беспокоят вопросы: «В какую организацию теперь обращаться для оформления права на земельный участок?», «Сколько  длиться эта процедура?», «Какие документы необходимы?» и «Какова стоимость этих услуг?». Ситуацию, связанную с законодательными изменениями в сфере регистрации земель комментирует начальник Главного управления Госземагентства в Запорожской области Иван Гашенко. 

 

С начала года работаем по новым правилам

 

С нового года вступили в силу Законы Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и «О государственном земельном кадастре». Вступил в силу и новый «Порядок ведения Государственного земельного кадастра».

Вышеупомянутыми законодательными актами полностью изменен порядок оформления прав на земельный участок. Так, с начала этого года право на землю возникает со дня его регистрации в государственном реестре прав Государственной регистрационной службой, образованной при Министерстве юстиции Украины, или же нотариусами при удостоверении сделок при отчуждении земельных участков.

 

До регистрации права на землю осуществляется регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре. Однако, следует отметить, что это вовсе не оторванные друг от друга регистрационные системы. Специалисты обоих ведомств с помощью полностью защищенных автоматизированных систем связи передают необходимую информацию в электронном режиме. Целью таких нововведений является концентрация регистрации прав на все объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в одном Реестре прав по примеру развитых цивилизованных стран мира.

 

Гражданам не следует беспокоиться о том, что отныне им придется ходить по инстанциям, выстаивать длинные очереди и тратить время. Наоборот, с введением четко определенных сроков регистрации земельных участков и прав на них, открытости информации, введением контроля и ответственности за соблюдением сроков, процедура оформления права на земельный участок стала более удобной и комфортной для населения. Кроме того действующим земельным законодательством предусмотрена возможность прохождения всех необходимых этапов регистрации права на земельный участок по принципу «единого окна».

 

Государственная регистрация земельного участка за 14 дней

 

Оформление земельного участка сейчас фактически разделено на два этапа, первый – изготовление землеустроительной документации  лицензированной землеустроительной организацией и второй этап - государственная регистрация земельного участка в территориальных органах Госземагентства, а затем регистрация права в реестре имущественных прав.

 

Для выполнения функций регистрации земельных участков в составе Госземагентства Украины специально введена новая должность госслужащих - государственные кадастровые регистраторы. Для этих специалистов законодательством установлены четкие требования - они должны иметь высшее землеустроительное или юридическое образование и стаж работы не менее двух лет по специальности. На сегодня в Запорожской области штат государственных кадастровых регистраторов полностью сформирован. Все они получили ключи доступа к Национальной кадастровой системе (НКС), которая начала свою работу с 1 января текущего года.

 

Именно к государственному кадастровому регистратору соответствующего районного (городского) отдела Госземагентства после изготовления и согласования землеустроительной документации должен обратиться гражданин, или уполномоченное им лицо, с заявлением о регистрации земельного участка в Национальной кадастровой системе.

 

Сроки осуществления регистрации земельных участков четко определены действующим законодательством - на это отводится 14 календарных дней (правда, лишь в том случае, если не будет обнаружено ошибок в документации и она не вызовет дополнительных вопросов). Кстати, так было и раньше, однако, сегодня предусматриваются санкции за нарушение установленных сроков регистрации. Если сроки регистрации нарушены впервые - виновный подлежит привлечению к административной ответственности в размере 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. За повторное нарушение - от 50 до 200 минимумов. Если же данное нарушение допущено в третий раз - должностное лицо отстраняется от работы и лишается права занимать эту должность и выполнять такие работы.

 

После проведения государственной регистрации земельного участка заявителю бесплатно предоставляется выписка из Государственного земельного кадастра о подтверждении внесения сведений в него.

 

В дальнейшем данные о земельном участке в электронной форме передаются в Укрреєстр, где согласно с заявлением гражданина осуществляется следующий шаг - государственная регистрация прав на земельный участок. На эту процедуру отводится не более 14 рабочих дней. После получения в порядке информационного обмена информации о регистрации права на земельный участок, государственный кадастровый регистратор Госземагентства Украины вносит в Поземельную книгу сведения о владельце или пользователе земельного участка, а гражданин получает свидетельство о праве собственности на земельный участок.

 

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что введение выдачи с 1 января 2013 года свидетельств о праве на земельный участок вовсе не означает, что следует немедленно менять государственные акты на такие свидетельства. Все государственные акты, выданные в соответствии с требованиями ранее действующего земельного законодательства, считаются действительными. Их замена на свидетельства будет осуществляться постепенно при продаже, дарении, обмене и других сделках с землей.

 

Информация о земельных участках отныне в свободном доступе

 

Вместе с введением работы Национальной кадастровой карты информация о земельных участках в Украине стала открытой. Зайти в кадастровую карту на официальном веб-сайте Госземагентства Украины отныне может каждый рядовой гражданин.

 

Общедоступной стала информация о границах Украины, границах областей, районов, населенных пунктов, земельных участках, а также кадастровых номерах, формах собственности, целевом назначение и др., кроме персональных данных землевладельцев и землепользователей, поскольку это запрещено законом о защите персональных данных. Следовательно, если земельный участок зарегистрирован, найти его на карте совсем не сложно.

 

С открытием в Украине публичной кадастровой карты был сделан решительный шаг в наведении порядка в системе отвода земель, исключения ошибок при оформлении документации, искоренения коррупции и земельных махинаций из сферы земельных отношений.

 

Кстати, относительно выявленных ошибок. Если вы, уважаемые граждане, обнаружили ошибки или неточности на публичной кадастровой карте (например технического характера, связанную с физическими данными об участке, или же другие - пределы вашего земельного участка накладываются на соседние участки) то пожалуйста, отметьте их. Для этого специалисты Госземагентства Украины разработали специальную табличку обратной связи на самой публичной кадастровой карте. В эту форму необходимо ввести собственные данные, информацию о земельном участке и отметить ошибку. Система построена таким образом, что большинство технических ошибок исправляются автоматически. Но для этого необходимо заявить о них.

 

Стоимость услуг стала на 30% меньше

 

Законодательные изменения претерпели и размеры оплаты услуг, которые предоставляются органами Госземагентства. С 10 января 2013 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 05.12.2012 №1217 «О внесении изменений в Постановление КМУ от 01.08.2011 №835», согласно которого благодаря автоматизации процессов административные услуги подешевели почти на треть.

 

Если в прошлом году граждане за регистрацию земельных участков платили 255 гривен, то в текущем году эта сумма составит 184 гривны, из которых 65 гривен оплачивается органам Госземагентства за регистрацию в Национальной кадастровой системе и 119 гривен - за регистрацию права собственности органам регистрации имущественных прав.

 

- Позитивность законодательных изменений очевидна. Благодаря высокотехнологичной электронной системе государственная регистрация земельных участков по новой процедуре будет происходить в несколько раз быстрее, что сведет на нет очереди, затягивание с рассмотрением документов и другие неудобства, с которыми раньше сталкивались граждане. Уверен, что как и любые другие нововведения, новая система государственной регистрации земельных участков и прав на них должна некоторое время поработать, чтобы рядовые граждане на собственном опыте смогли убедиться в ее преимуществах, - добавил в завершении начальник Главного управления Госземагентства в Запорожской области Иван Гашенко.

 

Записала Татьяна Елефтериади, заведующая сектором взаимодействия со СМИ Главного управления Госземагентства в Запорожской области