Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Островок высоких технологий

Островок высоких технологий

Категория: Регион, Производство

Островок высоких технологийСудьба отечественного машиностроения – одного из оплотов экономики Украины – в последние два десятилетия складывалась весьма непросто. Начало постсоветского периода ознаменовалось не только закрытием ряда некогда мощных и авторитетных предприятий, но и поставило под угрозу существование отрасли как таковой. К сожалению, после волны потрясений она так до конца и не вышла из кризиса, а те немногие представители сферы, которые сумели пережить кризис, еще долго едва сводили концы с концами. 

 

Знаменитое сегодня на всю планету АО «МОТОР СИЧ» в начале 90-х годов прошлого века также оказалось на пороге катастрофы, и никто не решился бы дать руку на отсечение, что ему удастся хотя бы удержаться на плаву. Но назло всем скептикам и откровенным недоброжелателям предприятие сначала выстояло, а затем преподало настоящий мастер-класс «собратьям по отрасли» касательно стабильного развития и умения трудом и упорством пробивать себе дорогу на мировой рынок.


Как известно, МОТОР СИЧ – это не только головной завод в Запорожье, но и ряд входящих в единую разветвленную структуру предприятий в других регионах Украины. Одно из них – машиностроительный завод – базируется в небольшом городе Снежное Донецкой области. В 1970 году было принято решение закрыть знаменитую на весь СССР местную шахту №18, которая неоднократно становилась победителем соцсоревнований по стране, награждалась высокими государственными наградами (в частности, орденом Ленина). Однако в какой-то момент ресурсы шахты были исчерпаны, и на ее месте Министерство авиационной промышленности постановило создать новое предприятие. Именно так и появился первый и единственный в бывшем Союзе завод по производству дисков и лопаток компрессора и турбины авиационных газотурбинных двигателей.

 

Три вехи истории

– В принципе, решение было верным: такая громадная промышленная площадка не должна была простаивать без дела, – говорит директор СнежнянскогоОстровок высоких технологий машиностроительного завода АО «МОТОР СИЧ», заслуженный машиностроитель Украины Александр Недашковский. – В 1970 году в город приехало руководство производственного объединения «Моторостроитель» во главе с Василием Омельченко и решило принять ее под свое крыло. С первых дней после запуска предприятия здесь было налажено производство лопаток авиационных двигателей, и направление это постоянно развивалось. Благодаря упорному труду людей, их настойчивости и профессионализму завод постепенно вырос в хорошо оснащенное производство. Вскоре завод получил статус специализированного: лопаток на СМЗ ежегодно выпускалось несколько миллионов штук, а работников было порядка пяти тысяч человек.

 

Круто все изменилось с приходом в нашу жизнь лихих 90-х годов прошлого века. В связи с распадом СССР и конверсией наступил период спада производства. Тогда часть работников ушла с предприятия, и основной задачей стало сохранение завода и костяка коллектива. Никоим образом нельзя было допустить, чтобы сложнейшая специфика технологии изготовления продукции канула в лету вместе с уходом специалистов. Время было тяжелое, но руководству СМЗ все же удалось совладать с кризисом – в первую очередь, за счет увеличения номенклатуры и объемов выпуска товаров народного потребления и гражданской продукции.

 

Именно так завод выжил и вышел на третий этап своей истории – восстановления производства и последующего его роста, наиболее резкий всплеск которого был зафиксирован начиная с 2008 года. Сегодня Снежнянский машиностроительный завод производит лопатки и диски, участвуя в выпуске 55 типов авиадвигателей, которые установлены на различных моделях самолетов и вертолетов. На предприятии создаются новые рабочие места, а объем производства основной продукции увеличен практически в два раза. За три последних года мы обеспечили рост объемов производства по моторным деталям в два с половиной раза.

 

Через тернии – к инновациям


Островок высоких технологийКак отмечает Александр Недашковский, в последние два года благодаря руководству головного завода на СМЗ началось масштабное техническое переоснащение производства. Так, были приобретены десять современных станков южнокорейского производства с числовым программным управлением (ЧПУ). Эти меры позволят работникам быстрее и качественнее справляться со своими обязанностями, что в условиях постоянно растущих объемов производства является необходимостью. На агрегатах старого образца таких показателей заводчанам вряд ли удалось бы достичь. Кроме того, с 2009 года на СМЗ внедрена программа по модернизации уже имеющегося оборудования, и за этот период она коснулась почти сотни станков. Полтора года назад на предприятии был создан отдельный участок по модернизации и капитальному ремонту станков с ЧПУ – таковых сегодня на заводе насчитывается более 130 единиц.

 

– Нам бы еще рабочих рук добавить – горы свернуть могли, а так, увы, не всегда успеваем выполнять поступающие заказы, – с сожалением констатирует Александр Петрович. – Сказывается тот фактор, что на СМЗ пришло много неподготовленной для работы по профилю молодежи, которую нужно обучать с нуля. А это – потеря времени и средств, поскольку на освоение отдельных специальностей человеку необходимо потратить несколько лет жизни. Кроме того, в последние годы активно осваиваем производство целого ряда новых деталей и комплектующих для авиадвигателей, что также влияет на скорость процесса.

 

Вопрос, я так понимаю, в том, что специальностям, которые есть на предприятии, в Снежном не обучают?


По большому счету, да. Машиностроение в нашем регионе практически умерло, а с ним – и учебные заведения, которые выпускали нужных отрасли профессионалов. Сами посудите: в нашем городе подготовкой персонала по специальностям, необходимым для СМЗ, занимается горный техникум (обработка металлов резанием, техническое обслуживание и ремонт оборудования), где обучаются около шестидесяти человек. Из них в прошлом году на завод пришли 16. А из группы слесарей-инструментальщиков – два десятка ребят – на СМЗ трудоустроился только... один. То есть де-факто выпало звено из профессиональной подготовки персонала для нашего завода.

 

Выход у нас остается один: идти по пути переквалификации. Но это очень большая проблема, ибо представьте, каких усилий, допустим, стоит переквалифицировать бухгалтераОстровок высоких технологий или повара в токаря и полировщика. Плюс в городе остается все меньше трудоспособной молодежи – она уезжает учиться и работать в областной центр и другие регионы. Так что, в основном, держимся за счет старых проверенных кадров, которые вместе с заводом пережили самые трудные для него времена.

 

Вместе с тем, вопреки всему, кадровый состав предприятия постепенно омолаживается: средний возраст работников в 2012-м составил 41,1 года. На данный момент на предприятии работает около 1200 человек молодежи, а это 40% от общей численности персонала. Ежегодно СМЗ пополняется молодыми работниками, но не все из них могут закрепиться на предприятии. Кому-то не хватает профессиональных навыков, иной не может адаптироваться к требованиям производственной дисциплины, у третьего хромает качество, а кого-то не устраивает график работы – на заводе иногда приходится работать в две-три смены, сверхурочно и в выходные дни. Безусловно, это добавляет хлопот, учитывая уже имеющееся и предполагаемое на будущее количество заказов. Но главное, что люди загружены работой, зарплату получают своевременно, охвачены системой страхования – могут спокойно жить и трудиться, не беспокоясь о том, что завтра могут оказаться на улице без копейки в кармане.

 

А как насчет «нетрудовых достижений»?


– С этим на СМЗ – полный порядок. Как вы наверняка знаете, даже в самый голодный год на МОТОР СИЧИ социальная сфера оставалась нетронутой, тогда как повсеместно распродавались стадионы, дворцы культуры и прочие неприбыльные объекты. И благодаря такой моторовской политике сегодня работники нашего предприятия могут отдохнуть в пансионатах на берегу Азовского и Черного морей, в городе Волочиск Хмельницкой области. Только в прошлом году оздоровлением были охвачены около 480 работников завода. В благоустроенном общежитии проживают почти двести трудящихся и членов их семей, в том числе и молодые специалисты. Постоянно, независимо от времени года, работает наш культурно-спортивный комплекс на базе заводского Дворца культуры и Парка культуры и отдыха. В течение года проводятся общезаводская спартакиада и смотры художественной самодеятельности. Молодежная же организация СМЗ – лучшая не только в Снежном, но и среди аналогичных структур предприятий соседних городов.

 

Будущее Украины – за машиностроением


Островок высоких технологий И все же вернемся к производственной тематике. Александр Петрович, с основной продукцией СМЗ все более-менее понятно: ею оснащены практически все типы двигателей, которые выпускаются под маркой АО «МОТОР СИЧ». А куда товары народного потребления сбываете?


– ТНП у нас занимает порядка трети от всего производства – на сегодняшний день это более сорока наименований продукции, номенклатура и объемы которых растут из года в год, поскольку пользуются неизменным спросом. В первую очередь, это приборы горения, навесное оборудование для культиваторов, мотоблоков и снегоуборочных машин, соединительные звенья для используемых в шахтах механизмов, соковыжималки, мясорубки и т.д. Практика двадцатилетней давности показала, что отказываться от этого направления нельзя ни в коем случае, потому что это и загруженность предприятия, и его прибыль, и занятость населения. В пределах Украины поставляем свою продукцию ТНП в фирменные салоны и магазины АО «МОТОР СИЧ», в России и Казахстане есть организации, которые охотно покупают ее. Сейчас председателем совета директоров МОТОР СИЧ Вячеславом Богуслаевым поставлена задача открыть представительство головного завода в Беларуси, так что вскоре будем налаживать контакты и с этой страной.

 

Кстати, не могу не отметить следующий момент: Вячеслав Александрович регулярно наведывается в Снежное, дабы лично проконтролировать, все ли в порядке на производстве. Как руководитель СМЗ не могу сказать, что мы выполняем все поставленные задачи или нам не к чему больше стремиться. Проблемы есть, и если не можем решить их самостоятельно, на помощь приходят специалисты из Запорожья. Зная о том, что головной завод всегда готов подставить плечо, наши работники начинают трудиться с удвоенной энергией, чтобы показать – и сами свое дело знаем. Но при этом перенимать чужой опыт зазорным не считают – все-таки одно общее дело делаем.

 

И напоследок: как Вы думаете, имеет ли украинское машиностроение будущее?


– Однозначно имеет! Любой здравомыслящий человек прекрасно понимает, что без развития этой отрасли во всей ее многоплановости невозможно достичь благосостояния в стране. Вот вам пример: в Донецке от знаменитых некогда государственных машиностроительных предприятий практически не осталось и следа, и им на смену пришли интегрированные структуры, которые дали импульс развития машиностроительному комплексу в целом. Теперь они производят то же горное оборудование, которое не стыдно поставить в один ряд с лучшими мировыми образцами. Не к лицу же закупать на стороне все, начиная с элементарных механизмов. Пусть в производстве электроники мы по всем статьям проигрываем Западу или Азии, но в остальном уступать им точно не должны. Знаете, как называют Снежнянский машиностроительный завод на Донбассе? Островок высоких технологий. Так вот, чем больше будет таких «островков» в Украине, тем скорее мы забудем о статусе страны третьего мира и сможем, наконец, составить достойную конкуренцию развитым государствам.

 

Справка

Снежное (до 1864г. – Васильевка) – город областного подчинения в Донецкой области с населением более 70 тысяч человек. Согласно легенде, название свое получил от Екатерины II, которая, будучи проездом в этих краях, воскликнула: «Какое снежное место!». Основан же он был в 1784 году казачьим старшиной Иваном Васильевым как постоялый двор на месте балки Погорелой.

 

С 1900 года в районе стали добывать уголь. В 1908 году была построена шахта «Снежнянский антрацит», позже появилось Шварцевское рудоуправление. Вблизи шахт постепенно вырастали рабочие поселки. В 1938 году поселки Снежное и Новый Донбасс получили статус городов, а с 1962-го Снежное с включенным в его состав Новым Донбассом является городом областного подчинения. После Великой Отечественной войны в городе был сооружен ряд шахт, заводы химического машиностроения, керамзитового гравия, швейная и кожгалантерейная фабрики и другие.

 

В тему


Островок высоких технологийВ ореоле добрых дел


Снежнянский машиностроительный завод – самое крупное предприятие в городе и оттого с полным правом называется бюджетонаполняющим. Исправно и вовремя уплачивая все налоги в местную казну, завод успевает еще и активно участвовать в жизни населенного пункта. В частности, оказывает шефскую помощь школе, детдому, участвует в городской общественно-политической жизни, культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

 

Есть контакт!

Лицам, заинтересованным в сотрудничестве со Снежнянским машиностроительным заводом, предоставляем его координаты: Донецкая область, г. Снежное, ул. Терешковой, 3. Контактный телефон (062) 335-33-80. Сайт – www.smz.donetsk.ua

 

 

С фотоотчетом Вы можете ознакомиться здесь

 

Максим КОРОБЕЦ, фото Владимира САЛЬНИКОВА, Запорожье – Снежное – Запорожье

 

Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: