Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кулуарные «решалы»

Кулуарные «решалы»

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Кулуарные «решалы»Расхожее мнение, что многим зажиточным украинцам депутатский мандат нужен только для того, чтобы иметь гарантии целости и сохранности своего немаленького бизнеса, не совсем соответствует действительности. Конечно, и этот пункт для них – не пустой звук, но есть и другая сторона медали. А именно: будучи в парламенте, обладатели крупного капитала могут значительно приумножить свои несметные богатства. 

 

Если кто подумал, что речь идет о банальном воровстве из государственной казны, вынужден огорчить: хоть без этого и не обходится, но все же есть более цивилизованные способы добиться материальных благ. Например, в виде существенных преференций для своих предприятий. Более того, даже иметь при этом депутатский значок не обязательно, достаточно прикормить специально обученных людей, которые постоянно трутся в кулуарах Верховной Рады или Кабинета Министров и слывут людьми, способными договориться с кем и о чем угодно.

 

Такое явление как лоббизм в мире процветает уже не один век. Родиной его считается британский парламент, где с целью отстаивания своих интересов следовало прогуляться в кулуары, найти нужного человека и объяснить ему суть проблемы. Ну, а дальше – дело техники: либо неугодный законопроект отклонялся, и посредник получал за это определенную мзду, либо дело не выгорало и стороны расходились ни с чем. Позже эта практика перекочевала в законодательные органы других стран, где успешно применяется и по сей день. К слову, не был исключением и СССР, где прибыльные отрасли экономики щедро одаривались, а захудалые продолжали влачить жалкое существование. Такая вот ненавязчивая была «расстановка приоритетов».

 

Советская элита, в годы развала Союза успевшая захапать большую часть народного добра, первой вошла в касту украинских капиталистов. И, соответственно, уже в начале независимости стала лоббировать свои интересы на всех уровнях, начиная от местных администраций и заканчивая первыми лицами государства. На фоне всеобщего обнищания населения бывшие номенклатурщики заколачивали такое бабло, что трудолюбивым западным олигархам даже не снилось. Соответственно, не в накладе были и сами лоббисты, «снимавшие» определенный процент за какое-либо законодательное решение. Хотя, в общем-то, эта схема действует и сегодня – просто претерпела некоторые изменения.

 

Финансовые воротилы Украины всегда искали рычаги влияния на власть, дабы при каком-нибудь очередном переделе сфер влияния не остаться без штанов. Собирались в именуемые ассоциациями группы, находили нужного «лоббитряса» и в задушевной беседе заручались его поддержкой в решении важного для их бизнеса вопроса. И ладно бы подобные «па» были хоть как-то узаконены, так нет: сколько было попыток, столько и провалов. Потому что законным путем в нашей стране действовать себе дороже, да и вообще – непривычно. Пускай развитые демократии, где лоббисты оформляют свою деятельность и – о, ужас! – платят с нее налоги, действуют в открытую, а нам оскал родной коррупции и ближе, и милее.

 

Не припомню, чтобы хотя бы один украинский политик или чиновник откровенно признался, что он-де использует свое служебное положение для того, чтобы обеспечить выполнение просьбы заказчика. Хотя явление сие, как нетрудно догадаться, в кулуарах власти не новое и повсеместное. Есть мнение, что пока в государственной собственности еще что-то осталось, закон о лоббизме принят не будет – дележка не закончена, конкуренты не дремлют, нужно втихаря «подмазывать» нужных людей. Словом, пока все не раздерибанят, честные правила игры никому не нужны. А вот потом – пожалуйста, принимайте что и когда хотите, ежели будет в том хоть толика здравого смысла.

 

Новый созыв украинского парламента также вряд ли станет обременять себя несвоевременными законопроектами о лоббизме, ибо закрома Родины еще не опустошены подчистую. К тому же, в Верховной Раде нынче заседает немало людей, которых принято причислять к лику олигархов. Следовательно, процесс лоббирования их интересов в парламенте и других органах власти никуда не денется. Отдельные группы будут ратовать за послабления в металлургии, иным ближе машиностроение или аграрный сектор, химическая промышленность и сфера строительства – тоже лакомые куски пирога. Эх, вот ведь закипит работенка! А ПОЗИЦИЯ в следующих своих номерах постарается подробнее рассказать, кто конкретно в Украине стоит за тем или иным видом бизнеса и чего, собственно, от этого следует ожидать и стране в целом, и людям в частности.

 

Справка

 

Лоббизм – давление на парламентариев и иные органы власти путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организации массовых петиций, публикаций, подкупа) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – чаще всего – добиться принятия или отклонения того или иного законопроекта. Это процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур в органах государственной власти, конечный пункт которого – добиться принятия выгодного для них политического решения.

 

 

Валерий ВОВК