Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Кулуарные «решалы»

Кулуарные «решалы»

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика

Кулуарные «решалы»Расхожее мнение, что многим зажиточным украинцам депутатский мандат нужен только для того, чтобы иметь гарантии целости и сохранности своего немаленького бизнеса, не совсем соответствует действительности. Конечно, и этот пункт для них – не пустой звук, но есть и другая сторона медали. А именно: будучи в парламенте, обладатели крупного капитала могут значительно приумножить свои несметные богатства. 

 

Если кто подумал, что речь идет о банальном воровстве из государственной казны, вынужден огорчить: хоть без этого и не обходится, но все же есть более цивилизованные способы добиться материальных благ. Например, в виде существенных преференций для своих предприятий. Более того, даже иметь при этом депутатский значок не обязательно, достаточно прикормить специально обученных людей, которые постоянно трутся в кулуарах Верховной Рады или Кабинета Министров и слывут людьми, способными договориться с кем и о чем угодно.

 

Такое явление как лоббизм в мире процветает уже не один век. Родиной его считается британский парламент, где с целью отстаивания своих интересов следовало прогуляться в кулуары, найти нужного человека и объяснить ему суть проблемы. Ну, а дальше – дело техники: либо неугодный законопроект отклонялся, и посредник получал за это определенную мзду, либо дело не выгорало и стороны расходились ни с чем. Позже эта практика перекочевала в законодательные органы других стран, где успешно применяется и по сей день. К слову, не был исключением и СССР, где прибыльные отрасли экономики щедро одаривались, а захудалые продолжали влачить жалкое существование. Такая вот ненавязчивая была «расстановка приоритетов».

 

Советская элита, в годы развала Союза успевшая захапать большую часть народного добра, первой вошла в касту украинских капиталистов. И, соответственно, уже в начале независимости стала лоббировать свои интересы на всех уровнях, начиная от местных администраций и заканчивая первыми лицами государства. На фоне всеобщего обнищания населения бывшие номенклатурщики заколачивали такое бабло, что трудолюбивым западным олигархам даже не снилось. Соответственно, не в накладе были и сами лоббисты, «снимавшие» определенный процент за какое-либо законодательное решение. Хотя, в общем-то, эта схема действует и сегодня – просто претерпела некоторые изменения.

 

Финансовые воротилы Украины всегда искали рычаги влияния на власть, дабы при каком-нибудь очередном переделе сфер влияния не остаться без штанов. Собирались в именуемые ассоциациями группы, находили нужного «лоббитряса» и в задушевной беседе заручались его поддержкой в решении важного для их бизнеса вопроса. И ладно бы подобные «па» были хоть как-то узаконены, так нет: сколько было попыток, столько и провалов. Потому что законным путем в нашей стране действовать себе дороже, да и вообще – непривычно. Пускай развитые демократии, где лоббисты оформляют свою деятельность и – о, ужас! – платят с нее налоги, действуют в открытую, а нам оскал родной коррупции и ближе, и милее.

 

Не припомню, чтобы хотя бы один украинский политик или чиновник откровенно признался, что он-де использует свое служебное положение для того, чтобы обеспечить выполнение просьбы заказчика. Хотя явление сие, как нетрудно догадаться, в кулуарах власти не новое и повсеместное. Есть мнение, что пока в государственной собственности еще что-то осталось, закон о лоббизме принят не будет – дележка не закончена, конкуренты не дремлют, нужно втихаря «подмазывать» нужных людей. Словом, пока все не раздерибанят, честные правила игры никому не нужны. А вот потом – пожалуйста, принимайте что и когда хотите, ежели будет в том хоть толика здравого смысла.

 

Новый созыв украинского парламента также вряд ли станет обременять себя несвоевременными законопроектами о лоббизме, ибо закрома Родины еще не опустошены подчистую. К тому же, в Верховной Раде нынче заседает немало людей, которых принято причислять к лику олигархов. Следовательно, процесс лоббирования их интересов в парламенте и других органах власти никуда не денется. Отдельные группы будут ратовать за послабления в металлургии, иным ближе машиностроение или аграрный сектор, химическая промышленность и сфера строительства – тоже лакомые куски пирога. Эх, вот ведь закипит работенка! А ПОЗИЦИЯ в следующих своих номерах постарается подробнее рассказать, кто конкретно в Украине стоит за тем или иным видом бизнеса и чего, собственно, от этого следует ожидать и стране в целом, и людям в частности.

 

Справка

 

Лоббизм – давление на парламентариев и иные органы власти путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организации массовых петиций, публикаций, подкупа) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – чаще всего – добиться принятия или отклонения того или иного законопроекта. Это процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур в органах государственной власти, конечный пункт которого – добиться принятия выгодного для них политического решения.

 

 

Валерий ВОВК

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: