Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Виктор Огаренко: «Нам нужно больше ориентироваться на наше образование»

Виктор Огаренко: «Нам нужно больше ориентироваться на наше образование»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Виктор Огаренко: «Нам нужно больше ориентироваться на наше образование»И на территории царской России, и в советское время, как и в целом в Европе, образование всегда было делом государственным, а требования к школе – в широком понимании этого слова – в отличие от тех же США, формировала интеллектуальная и государственная элита, к которой можно выдвинуть множество других претензий, но уж точно не в узости образовательных горизонтов. Вот почему на территории и нашей современной Украины естественным образом сформировалась «школа знаний», которая отличается более высокой степенью академизма. Характерная черта: в тех же США в школах никогда не изучали классические языки, в России же латынь, во всяком случае в гимназиях, дожила до 1917 года. 

 

 

С вопроса о классическом образовании в современной Украине мы и начали нашу беседу с ректором Классического приватного университета г. Запорожья Виктором Николаевичем Огаренко.


– Возглавляемый Вами вуз называется «Классический приватный университет». Какой смысл вложен в понятие «классический»?


– Мы были гуманитарным вузом. Но когда начали решать вопросы с лицензированием и аккредитацией, то перечень существующих на тот момент специальностей (более 34) и наличие негуманитарных направлений вызвали необходимость смены статуса. Министерство дало согласие на статус «классический университет». Это наиболее подходящий нам статус, вуз постоянно расширяется, растет, ежегодно появляются новые специальности. А статус классического как раз и допускает наличие у нас всех необходимых для региона специальностей.

 

– Начало деятельности КПУ уходит корнями в первую половину 90-х годов, когда превалировали торгово-бартерные отношения. Создание вуза – это не характерная черта того времени. Что сподвигло Вас на такой шаг?


– Наш вуз появился в начале 90-х годов. Тогда развивались рынки, торговая сеть, частный бизнес, но не образование. Сказать, что университет появился неожиданно, будет неправильно, поскольку эту идею я вынашивал долго. Работая в торговле и на промышленных предприятиях, я видел, что возникла необходимость в качественно новом образовании для тех, кто будет жить в новой стране и новых условиях. Я пришел к выводу, что надо создавать вуз, в котором детей учили бы уже по-другому, исходя из сложившейся в государстве ситуации. Внедрить идею в жизнь удалось в 1992 году. База была предоставлена председателем облпотребсоюза Александром Пеклушенко – помещение бывшего кооперативного торгового училища в Коммунарском районе.

 

– Цепочка, когда Вы ведете будущих студентов еще со школьной скамьи, – помогает ли адаптироваться молодым людям в вузе?


– Профориентационная работа в университете построена так, что мы начинаем знакомить детей с нашим вузом еще со школы. С этой целью был создан учебный комплекс, в который вошли более 160 учебных заведений, которые работают совместно с нами. Преподаватели, специальности, условия обучения в КПУ – со всем этим мы знакомим детей заранее. Мы ставим сегодня триединую задачу: духовное воспитание, физическое развитие и подготовка специалистов. Духовно богатый и физически здоровый человек станет хорошим специалистом.

 

– Действительно, многие сейчас не уделяют внимания развитию духовности. А Вы сотрудничаете с Запорожской епархией. В вузе даже есть специальность, посвященная духовному воспитанию молодежи. Дает ли это свои плоды?


– Да, мы начали работать с православной церковью более десяти лет назад, когда епархию возглавлял Владыка Василий. Сегодня мы тесно сотрудничаем с Владыкой Лукой. И это, безусловно, дает свои результаты. Прежде всего, в университете наряду с другими специальностями в обязательном порядке преподается дисциплина «Закон Божий». Кафедру Богословия возглавляет священник отец Игорь. Преподаватели этой кафедры настолько необходимы нашим студентам для духовного развития, что священники не могут после пары выйти на перемену – студенты просят их задержаться, чтобы задать волнующие вопросы или обсудить всевозможные жизненные ситуации. На базе этой кафедры открыта специальность «Богословие» – первая в Украине лицензированная специальность. В нынешнем учебном году был первый набор: 30 человек – те, кто сегодня в основном служат в церкви и желают получить гражданскую специальность.

 

– Кадры решают все! Каков у Вас принцип подбора кадров? Насколько силен профессорско-преподавательский состав университета, и как Вы используете потенциал своих лучших выпускников?


– Наш кадровый состав действительно очень сильный: 7 специализированных советов по подготовке докторов и кандидатов наук по 20 специальностям, почти 80 штатных докторов наук и 260 кандидатов наук. У нас 85% обеспеченности преподавателями с учеными степенями и званиями. Конечно, начиналось все не так просто. Мы тогда пригласили группу молодых преподавателей, которых отправили учиться во все вузы, куда только можно было: в Харьков, Киев, Львов, Донецк и т.д. А сегодня основная подпитка – это наши же собственные выпускники. И теперь у нас не существует никаких проблем с кадрами. Мы сами их растим. И конфликтов внутри коллектива тоже нет. Это все – основа, которая дает возможность уверенно смотреть в будущее. Кроме этого в университете отличная материально-техническая база: 5 учебных корпусов, лаборатории, стадион, спортзалы и бассейн. Было время, когда каждому были предоставлены возможности начать работать, но не все ими воспользовались. Мы трудились и подготовили хорошую материальную базу, кадровый состав, учебно-методическое обеспечение. Наше сегодняшнее положение – это результат работы всего коллектива Классического университета.

– Остались ли у нас осколки того качественного советского образования, считавшимся одним из лучших и авторитетных в мире? Или только Европа нам поможет?


– Прежнее наше образование отличалось своей фундаментальностью. Что лучше, а что хуже, наверное, определяют такие примеры, когда Европа массово приглашает наших специалистов к себе. Можно долго рассуждать, насколько мы готовы вступить в единое европейское пространство и продолжать конкурировать по уровню образования. Я думаю, что советская подготовка была очень правильная, потому что хорошие фундаментальные знания дают возможность в дальнейшем применить все на практике и выжить в любой кризисной ситуации. Организация образования в Европе – это больше дань моде. У нас прекрасные профессора, опытные специалисты и в гуманитарных и в технических областях, поэтому, наверно, нам нужно больше ориентироваться на наше образование. С их образованием надо жить там, а с нашим – здесь.

 

– Ваше отношение к Болонскому процессу. Приемлем ли он для нашей ментальности? Будем ли мы и дальше внедрять его принципы в жизнь, или же нам лучше остановиться на каком-то этапе и найти золотую середину?


– Если говорить конкретно о нашем вузе, то мы приняли Болонский процесс и работаем по модульной системе. В целом он наиболее эффективен в тех вузах, где серьезное внимание уделяется дистанционному обучению. Мы уже 10 лет занимаемся дистанционным образованием. У нас работает соответствующий институт. И когда студент получает задания-модули, выполняет их самостоятельно и потом отчитывается по ним – образование по модулям очень эффективно. При традиционной системе обучения с дневной, вечерней и заочной формой – это уже не так результативно. То, что заложено в Болонский процесс, подразумевает большую степень самостоятельного обучения, чему наш менталитет не соответствует. То есть, разумно будет взять то полезное, что нам предлагают, и вежливо отказаться от того, что навязывают. Мы не воспримем все, что предусматривает Болонский процесс. Поэтому согласие на его полноценное внедрение будет исключительно формальным, только на бумаге.

 

– Что предусматривает реформа высшего образования? Что в ней полезного для будущего нашей науки?


– Самая важная проблема – это предоставление вузам большой свободы действий. Это основное, что муссируется в проектах нового закона о высшем образовании. Сегодня в Верховной Раде три проекта. Первый проект от оппозиции. Второй проект готовила большая группа ученых. Третий законопроект – от нашего министерства. Первый законопроект дает много свободы, но имеет внутренние противоречия. Наиболее реальный проект закона, который поддерживают почти все вузы, – это разработка ученых. Он предусматривает и академические свободы, и возможность сосредоточить усилия вузов по самостоятельной работе. А министерский проект подразумевает централизацию и сосредоточение всех регуляторных механизмов в самом министерстве. То есть, и поощрять и наказывать с одних рук. Это неправильно! Принцип «не пущать» уже должен уйти в прошлое. Сегодня нужно больше доверять тем профессионалам, которые работают на местах. А в министерстве в основном работают политики, которым самим еще нужно учиться для того, чтобы стать профессионалами в определенной сфере.

 

– Не за горами вступительная компания в высшие учебные заведения. Что Вы сегодня можете пожелать тем, кто собирается стать студентом и войти во взрослую жизнь?


– Желаю, прежде всего, не ошибиться в своем выборе! Нужно выбирать не тот вуз, где бесплатное или дешевое обучение, а тот, который имеет хорошую базу для подготовки специалистов и дает качественное образование.

 

Послесловие


Взгляд на образование и просветительство как на государственное дело был характерным для нашей ментальности, для руководителей большой России, откуда начинается история и нашей современной Украины, – и в царский период, и в советские времена. Известный граф Уваров, который был незаурядным консерватором, считал, что образование – «это государственное дело, которое обеспечивает не только решение тех или иных конкретных задач, но и развитие страны в целом». Эти слова, наверняка, наилучшим образом характеризуют состояние нашей современной Украины. Ведь такое отношение к образованию характерно для всех стран, проходящих стадию догоняющей модернизации. И нашим государственным руководителям крайне необходимо, не ожидая, пока «созреет» само общество, обеспечить экономику страны необходимой массой образованных специалистов. Так что образования и просветительства всем нам.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ