Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Алексей ДОЛЖЕНКО: «Без «Мотора» наш завод прекратил бы свое существование»

Алексей ДОЛЖЕНКО: «Без «Мотора» наш завод прекратил бы свое существование»

Категорія: Економіка, Виробництво

Алексей ДОЛЖЕНКО: «Без «Мотора» наш завод прекратил бы свое существование»Более двадцати лет назад, когда после распада СССР украинская промышленность переживала период стагнации, никто не мог предсказать, как сложится ее дальнейшая судьба. Буквально на глазах разваливалось все, люди теряли стабильную еще до вчерашнего дня работу, а перспективы найти новую как таковой не было. Особенно если речь шла о небольшом городе, и так не избалованном обилием предприятий. 

 

Именно такая ситуация сложилась тогда в Гуляйполе (Запорожская область). До 90-х годов прошлого века здесь функционировало немало производственных площадок, но с течением времени большинство из них банально угробили. На грани исчезновения был тогда и Гуляйпольский машиностроительный завод (ГМЗ). И если бы не рука помощи, которую протянуло предприятию АО «МОТОР СИЧ», трудно сказать, какая участь постигла бы одну из наиболее стабильных промплощадок города.

 

Переходной период был тяжелым испытанием для ГМЗ. Представьте: на специализированном и высокоточном оборудовании изготавливать детали для... детских колясок. Конечно, в те годы без производства товаров народного потребления пришлось бы туго любому предприятию, но ведь терялась сама суть его назначения. Кроме того, конкурентоспособность оставляла желать лучшего: затраты на производство были слишком высоки, поэтому импортные аналоги стоили гораздо дешевле. Потому и пришлось заводу переключаться на другие виды продукции, а также искать подработку на стороне – наряду с головным предприятием, которое не могло обеспечить заказами свой филиал. В частности, три года ГМЗ выпускал около 90% своей продукции для Запорожского трансформаторного завода. Зато сегодня даже вопрос о том, как выживать, на предприятии не стоит.

 

– Безусловно, это, прежде всего, заслуга АО «МОТОР СИЧ», – говорит директор Гуляйпольского машиностроительного завода Алексей Долженко. – Если бы не его руководство, вряд ли ГМЗ сегодня вообще существовал. Когда в 1995-м пришел сюда главным инженером, а спустя год возглавил предприятие, больно было смотреть на царившую здесь разруху. Мы зарплату людям вовремя выплачивать не могли – до того все запущено было. Но, слава богу, кризис миновал, и сейчас постепенно выходим на новые мощности.

 

– Очевидно, ввиду того, что авиационная тематика для Украины является приоритетной?


– Совершенно верно, и это обстоятельство накладывает на нас определенные обязательства. Так, в начале 2012 года на завод поступило распоряжение председателя советаАлексей ДОЛЖЕНКО: «Без «Мотора» наш завод прекратил бы свое существование» директоров АО «МОТОР СИЧ» Вячеслава Богуслаева: освоить обработку лопаток для вертолетной техники. В связи с этим объемы производимой нами продукции увеличились в несколько раз. Данное направление на головном предприятии развивается очень интенсивно, и потому «Мотору» понадобились новые производственные площадки. Решили задействовать наш потенциал.

 

Единственное, что серьезно беспокоит – проблема с кадровым обеспечением. К сожалению, специальностям, которые нужны заводу, в Гуляйполе нигде не учат. Поэтому мы вынуждены отправлять новичков в Запорожье, на головное предприятие, где они проходят обучение. Кроме того, поскольку машиностроительный завод – единственное стабильно работающее предприятие в городе, которое расширяет производство и создает новые рабочие места, к нам очереди выстраиваются из желающих поступить на работу. Люди хотят стабильности, и знают, что на ГМЗ нет задержек по заработной плате, а уверенность в завтрашнем дне продиктована тем, что за нами стоит такой промышленный гигант как АО «МОТОР СИЧ».

 

– То есть, нужно понимать, ГМЗ заказами не обделен?


– В этом плане нам грех жаловаться. Заводу сегодня не нужно распыляться и искать клиентов на свою продукцию – головной завод полностью обеспечивает нас работой. Конечно, мы пока только постигаем азы вертолетной тематики, но осваиваем ее – отмечу не без гордости за коллектив – достаточно успешно. До конца года перед нами поставлена задача производить как минимум 70 тысяч лопаток. Уверен, головное предприятие не подведем. Как говорится, глаза боятся, а руки делают (смеется). Немаловажен и тот факт, что АО «МОТОР СИЧ» вкладывает солидные деньги в наш завод. Только в последние полгода эта сумма составила порядка шести миллионов гривен, которые были потрачены на переоснащение: в частности, новыми станками оборудованы участки механической обработки и полировки. Планируется, что впоследствии около 120 человек будет задействовано в этих процессах – если не в этом году, то в следующем – точно. Главное, чтобы квалификация работников соответствовала поставленным задачам. В перспективе же – внедрение производства других деталей для авиационной промышленности, которые закажет руководство головного предприятия.

 

– Численность коллектива ГМЗ позволяет выполнять необходимый объем работ?


– Еще в прошлом году на заводе трудились всего 84 человека, а сейчас их – в два раза больше. Более того, в связи с расширением производства нам нужны рабочие руки. Радует, что приходит на предприятие молодежь. В условиях безработицы тот факт, что машиностроительный завод принимает людей, характеризует завод как стабильную промышленную единицу.

 

Алексей ДОЛЖЕНКО: «Без «Мотора» наш завод прекратил бы свое существование»– Плюс наверняка накладывает определенные социальные обязательства...


– Действительно, статус самого стабильного предприятия в Гуляйполе обязывает оказывать городу и его населению поддержку. Не скрою, обращаются за помощью часто: детские сады, школы, поликлиника. С другой стороны, а к кому еще идти людям? По сути, нет в Гуляйполе больше экономически активных предприятий – разве что еще механический завод, также входящий в структуру АО «МОТОР СИЧ». Да, ГМЗ наполняет местный бюджет, но и о социальной ответственности перед громадой не забывает, несмотря на все трудности. По-другому, считаю, нельзя: и этого же принципа придерживаются на головном предприятии. Как бы трудно ни было тебе, о помощи ближнему забывать преступно.

 

– Алексей Андреевич, знаю, что в этом году машиностроительный завод будет праздновать свой юбилей...


– Если быть точным, осенью. Согласно постановлению о развитии местной промышленности, в Гуляйполе в сентябре 1943 года был создан райпромкомбинат, входивший в систему Запорожского областного управления местной промышленности. В структуру АО «МОТОР СИЧ» мы влились в 1990 году, когда Министерство машиностроения передало предприятие в авиационную отрасль. Вместе с головным заводом пережили разные времена, но одну могу сказать точно: без него ГМЗ прекратил бы свое существование. Надеюсь, что наше сотрудничество будет идти только во благо и для украинской авиации, и для экономики страны в целом.

 

В тему


Главное достояние – это люди

 

Людмила Коростылева, председатель профкома:


– Помню, когда на Гуляйпольском машиностроительном заводе работали около 700 людей, и он считался флагманом района. Увы, но спустя годы ситуация в корне переменилась, и лидерский статус был утерян. Очень вовремя подоспела помощь со стороны АО «МОТОР СИЧ»: если бы не его поддержка, боюсь, ГМЗ уже давно бы не стало. Работники нашего предприятия, а их сейчас более 150 человек, знают, что здесь для них созданы все условия для труда. Главное наше достояние – это, как известно, люди. Ну, а профсоюзный комитет постоянно прилагает все усилия для того, чтобы они чувствовали себя защищенными.

 

Так, на нашем заводе регулярно помогают ветеранам производства, нашим бывшим работникам, которые вышли на пенсию. Оказываем финансовую поддержку тем, кто нуждается в операции или лечении, выделяем средства оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах сотрудникам. Организовываем для коллектива праздники – не жить же одними трудовыми буднями. Кроме того, АО «МОТОР СИЧ» к 9 Мая финансирует помощь ветеранам Великой Отечественной войны. Словом, связь с головным заводом налажена – и, хочется верить, что она будет иметь свое продолжение в будущем: коллектив нашего предприятия на это рассчитывает.

 

С фотоотчетом Вы можете ознакомиться здесь

 

Максим КОРОБЕЦ