Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Александр Син: «Нас ожидает неизбежный рост тарифов на услуги ЖКХ»

Александр Син: «Нас ожидает неизбежный рост тарифов на услуги ЖКХ»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Александр Син: «Нас ожидает неизбежный рост тарифов на услуги ЖКХ»Заявление Николая Азарова о том, что власть готова дифференцированно повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, сделанное 18 января текущего года на встрече с иностранными журналистами, не оставляет сомнений в том, какой геополитический вектор выбрало действующее правительство Украины. В этот контекст логично вмонтируются жесткие требования МВФ насчет введения в нашей стране экономически обусловленных тарифов на услуги ЖКХ. В чем опасность для нашего государства, и какие могут возникнуть проблемы в отдельно взятом городе – нашем родном Запорожье, об этом мы говорим с городским головой Александром Чинсановичем Сином, опытным экономистом и хозяйственником. 

 

– Александр Чинсанович, давайте начнем разговор с такого животрепещущего вопроса как состояние городских дорог. В некоторых районах вместе со снегом сошел и асфальт. Однако уже начались работы по восстановлению дорожного покрытия. Насколько оправдан ремонт дорог в зимнее время?


– На самом деле эти работы начались еще раньше – в январе. Зачем? Логика проста: проводя текущий ремонт по специальным зимним технологиям, мы предотвращаем более серьезные разрушения дорожного покрытия и заботимся о безопасности водителей. Кстати, в январе мы попали под огонь критики СМИ, потому что один из периодов укладки асфальта совпал с началом дождя. Но спешу успокоить запорожцев – сама технология этих работ позволяет хорошо держаться асфальтобетону, заполняющему ямы. Не делать этот ремонт нельзя. Если мы будем бездействовать и просто ждать весны, то мы получим не дороги, а направления.

 

– Нас ожидает неизбежный рост тарифов на услуги ЖКХ. Хотя министр экономики Игорь Просолов заявлял, что в феврале не будет подписан протокол с МВФ об увеличении цен. То есть 2013 год мы проживем со старыми тарифами по теплоснабжению. Но существуют обоснованные данные, свидетельствующие о том, что настоящие тарифы не соответствуют реальным. Что делает городская власть для предупреждения социальных волнений, связанных с возможным повышением?


– Львиная доля стоимости услуг принадлежит отоплению и горячему водоснабжению. Здесь цена определяется стоимостью газа. Если государство не повышает стоимость газа для Теплосетей, то мы можем оставаться на том уровне тарифов, которые есть. Но хочу сказать сразу, что тот уровень тарифов, который в Запорожье существует уже два года, является убыточным. Поэтому государство дотирует два раза. Первый раз – это выделение разницы в тарифах для наших предприятий Тепловых сетей, компенсация разницы фактической себестоимости и стоимости, которая предъявляется к оплате. А второй раз дотация производится Нефтегазу Украины, который покупает этот газ в России и, отпуская его по льготной цене, должен получить некую компенсацию. Наверное, правительство исходит из возможностей бюджета для проведения такой компенсации и из возможностей населения оплачивать соответствующую стоимость услуг. На мой взгляд, разумная политика в этом вопросе должна обеспечивать плавное повышение этих тарифов в соответствии с ростом реальных доходов населения. Тогда население сможет это адекватно воспринять. Я поддерживаю предложение премьер-министра о том, что реформа ценообразования должна быть направлена таким образом, чтобы богатые платили по реальной цене. Например, в жилом доме на первом этаже находится субъект бизнеса в нежилом помещении. Он платит намного больше, чем жилец, занимающий такую же площадь на другом этаже.

 

– Таким образом, предприниматель компенсирует ту малую стоимость, которую оплачивают жильцы?


– Нет! Ошибка в том, что такую переплату многие считают компенсацией. Цена газа для промышленности в несколько раз выше, чем стоимость газа, который поставляется населению и концерну Теплосети на выработку тепловой энергии. Поэтому стоимость отопления для субъекта бизнеса рассчитывается исходя из коммерческой цены газа. Для населения же расчеты происходят по льготной цене. Но у населения есть особняки по 500 кв.м. а есть квартиры по 50 кв.м. Поэтому, наверно премьер прав в том, что владельцам таких особняков надо поставлять газ по коммерческим ценам, как для бизнеса.

 

– Да, так будет социально справедливо.


– Переход же к реальным тарифам как раз и сдерживается уровнем жизни населения. Но, вы правы, повышение когда-то, но произойдет. Мы начали готовиться к этому моменту. С прошлого года горисполком совместно с Василием Степаненко (эксперт по энергосбережению. – Ред.) разрабатывает городской энергетический план, чтобы найти технические решения термомодернизации зданий. Мы начнем с бюджетных зданий, поскольку термомодернизация жилых домов сегодня невозможна. Механизм ценообразования не имеет другого варианта компенсации этих работ кроме как бюджетной. Хотя очевидно, что если провести термомодернизацию дома, то можно почти в два раза снизить расходы на отопление этого дома. Так или иначе, этот механизм сегодня не урегулирован ни законодательно, ни нормативно. Поэтому мы и хотим сейчас отработать эти технологии возврата и на реальных примерах продемонстрировать населению. Это может стать отличным компенсатором росту стоимости услуг. Так мы можем помочь населению защититься от будущих увеличений тарифов ЖКХ.

 

– Не секрет, что рост тарифов у нас формируется в зависимости от того, насколько растут затраты в сфере ЖКХ. То, о чем Вы сейчас говорили – это новый путь в подходе к формированию тарифов?


– Хочу ответственно заявить, что несколько последних лет затратная часть коммунальных предприятий города не растет. Рост же фактических, абсолютных затрат происходит вследствие роста минимальной заработной платы, удорожания стоимости электроэнергии, иногда газа, то есть – объективных факторов. Я хочу, чтобы все понимали экономику этого вопроса. Например, инвестиции в термомодернизацию зданий дают 40–50% снижения потребления тепла на их обогрев. Модернизация на котлах, которую Украина использовала все эти годы, дает экономию до 10%. Нетрудно подсчитать, что дает самый высокий экономический эффект. И человек, когда он платит за тепло, заметит существенную экономию, если защитит от холода свое жилище (поставит новые окна, утеплит стены и т.д.) Сегодня нужно дать населению такие механизмы. Их пока нет, они не разработаны.

 

– Горисполком предпринял попытку с 1 февраля увеличить тариф на водоснабжение и водоотвод на 9,6% и 9,8% соответственно. Однако затем решение отменили. Почему?


– Мы должны повышать тарифы, потому что у нас есть обязательства перед ЕБРР. Мы обязаны это делать, иначе договор будет расторгнут досрочно, а мы выплатим из городского бюджета штраф. Такая формула ценообразования была заложена при подписании этого международного соглашения. Мы провели в соответствии с этой методикой ежегодное повышение тарифов на компенсацию удорожания прошедшего года. Но после того как Кабинет Министров заявил, что они будут менять подходы к ценообразованию, мы приняли решение подождать компенсаторов, которые предложит правительство. Это сделано для того, чтобы Запорожье не выпало из общей политики, проводимой правительством в стране. Если нам будет предложен эффективный механизм, когда богатые платят больше, а бедные меньше, и мы сможем найти соответствующие компенсаторы, тогда будем действовать в этих рамках. Если правительство не примет такого решения, мы будем вынуждены применить методику международного договора, утвержденную ЕБРР. Однако есть и хорошая новость: в феврале 2014 года мы заканчиваем договор с Европейским банком реконструкции и развития и возвращаем весь кредит. После этого у нас в смете исчезнет инвестиционная составляющая (более 40 млн. грн.), которую мы были вынуждены закладывать в тариф. Это хороший компенсатор для того, чтобы мы не повышали тарифов для населения. Я даже не исключаю вероятности понижения стоимости услуг водоснабжения и канализации. Нужно дождаться окончания договора и оценить ситуацию.

 

– Действительно приятная новость. Будем на это надеяться. Однако успех любого дела зависит от личностей, которые отвечают за выполнение решений. Вот Вы недавно задекларировали свое желание провести персональную встречу с каждым депутатом. Для чего?


– Мы с депутатским корпусом прошли половину срока своих полномочий. Безусловно, у каждого депутата есть свое мнение о работе городской власти, свои идеи, проекты и т.д. Я хочу, чтобы каждый депутат мог высказаться. Первые встречи уже состоялись. Хочу Вам сказать, после таких встреч я оставляю исписанной не одну страницу своего рабочего блокнота. Есть прекрасные идеи, не требующие значительных капиталовложений. Приведу только один пример. Депутат Полунин предложил сделать, условно говоря, госзаказ для учебных заведений среднего технического звена, чтобы каждое коммунальное предприятие заказало определенное количество рабочих специальностей с гарантированным трудоустройством. Взамен учебное заведение должно будет организовать внутренний конкурс на лучшую успеваемость. Тогда у молодежи будет стимул учиться. Отличная идея! И денег не требует. Нужно всего лишь изучить текучесть кадров и зарезервировать места для выпускников. Я привел всего лишь один пример. А идей у депутатов масса. Все мы знаем, что нет ничего более важного, чем отношения между людьми, а все проблемы в мире из-за того, что мы мало разговариваем друг с другом! Вот я и стараюсь ликвидировать еще и этот пробел в нашем взаимодействии с депутатами.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

КОМЕНТАРІ (1)
seruy 14 лютого 2013 09:52
Те що правительство Азарова каже ,що послуги ЖКХ населення оплачувае тільки на 60-70 %, це черговий обан ціеі влади . Ми оказиваеться переплачуваймо -180% ці послуги. І ця фахова стаття тому доказ . ---- http://www.domik.net/novosti/za-teplo-i-elektroenergiyu-ukraincy-platyat
-bolshe-chem-vse-predpriyatiya-v-ukraine-n187599.html
          1