Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Не дать, но взять: почему украинцы не делятся с ближним?

Не дать, но взять: почему украинцы не делятся с ближним?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Не дать, но взять: почему украинцы не делятся с ближним?Украинцы слабо вовлечены в благотворительную деятельность. Об этом свидетельствует рейтинг крупнейшего благотворительного фонда Charities Aid Foundation. В списке самых щедрых стран Украина позади, на пару с братьями из бывшего социалистического лагеря: Россией, Хорватией, Сербией. Почетные первые места делят Австралия, Ирландия, Канада – страны, имеющие долгую историю развития меценатства. Что же помешало нам, за почти 21-летнюю историю государства, развить частную благотворительность? И только ли бедность единственная тому причина? 

 

Нищие и жадные


Странный парадокс заметен даже незамыленому глазу заезжего туриста: нация, славящаяся своим гостеприимством и радушием, на самом деле раздроблена и апатична, а думать о ближнем ни желания, ни времени нет.

 

Это при том, что с населением проводится масштабная информационная работа, механизмы пожертвований максимально упрощены, но ящики для пожертвований по-прежнему полупусты. Объяснение столь печальному факту нашлось давно и, к сожалению, прочно закрепилось в нашем обществе. Банальное «самому бы кто подал» стало жизненной позицией украинцев.

 

На самом деле есть ряд причин, кроющихся несколько глубже столь расхожего утверждения. Причины эти уходят корнями в недалекое советское прошлое, когда благотворительная деятельность той же церкви была парализована, и советский товарищ не привык подавать милостыню армии бездомных.

 

Сегодня о благотворительности говорят во всеуслышание, вот только ряды меценатов от этого не полнятся. Доходы обычного украинца заставляют его думать о том, как накормить собственных детей, и оторвать копейку из семейного бюджета готов далеко не каждый. Но опыт зарубежных стран упорно доказывает, что бедность не всегда рождает скупость. По данным того же Charities Aid Foundation, уровень жизни социалистической Шри-Ланки ниже этого же показателя в Украине (6 баллов против 4,2), но именно азиатская республика уже пять лет держится в первых строчках списка самых щедрых стран. Выходит проблема не столько в нищете, сколько в отсутствии продуктивных рычагов культивирования в сознании граждан одной страны необходимости помогать друг другу.

 

Рассматривая бедность как первопричину, осмелимся утверждать, что сегодня благотворительность в Украине непопулярна еще по двум причинам: во-первых, большинство власть имущих не рассматривает меценатство как метод позиционирования себя в обществе (попытки быть «добрыми дядями» намечаются разве что во время выборов), во-вторых, благотворительность не рассматривается чиновниками как инвестиция в будущее страны.

 

Разоблачение ценою в жизнь


Довольно активное участие в вопросах благотворительности занимают средства массовой информации, помогая семьям в обнародовании их трудностей и организации всеукраинского сбора средств. Наравне с этим постоянно муссируются темы «нечистоплотных» волонтеров, липовых фондов и довольно прагматичного духовенства. За годы независимости Украины журналисты обнародовали ряд скандальных разоблачений в этой сфере. Чего стоила история с Детской клиникой будущего, сбор средств на которую осуществлялся под патронатом бывшего президента Украины Виктора Ющенко. 250 млн. гривен было собрано всей Украиной. Миллионы украинцев были объединены одной идеей – помогать во благо. В итоге светлые идеи и 250 млн. гривен унес ветер коррупции, оставив по себе очередное разочарование.

 

Через шесть лет ситуация повторилась: миллионы украинцев собирают деньги на спасение жизни изувеченной Оксаны Макар. После смерти девушки внимание общественности смещается в сторону ее матери Татьяны Суровицкой. Женщину затаскали по ток-шоу, где выпытывали, куда та потратила собранные всей страной 80 тысяч долларов. Подобное рвение работников СМИ к разоблачению непорядочных облагодетельствованных помогает в борьбе с коррупцией на этом поприще, одновременно усиливая недоверие и отторжение украинцев от всякого рода благих начинаний.

 

Для самих же благотворительных организаций искусственно создаваемый общественный резонанс оборачивается постоянными проверками со стороны налоговиков, и даже лицо, получившее благотворительную помощь, облагается налогами. Зарубежный же опыт демонстрирует обратный подход: меценатов и получателей благотворительной помощи освобождают от налогов.

 

Исследования доказывают, что главные филантропы – это люди старше 50 лет. Данный факт несколько дискредитирует теорию советского безбожья как первопричину загнивания украинского альтруизма в нашей стране. Те же исследования свидетельствуют, что наименее активна в плане благотворительной помощи молодежь от 15 до 24 лет. Ввиду этого было бы разумно не менять ценностные установки выходцев из «совка», а воспитывать новое поколение. К тому же молодежь наиболее податлива в этом плане, учитывая ее ориентацию на западный стиль жизни. Уже сегодня постепенно просачивается мода на волонтерство, так называемый «подвешенный» кофе. Вопрос здесь лишь в том, хватит ли этих, пока еще зародышевых явлений благотворительности, чтобы они глубже пустили корни в пока еще совсем незрелое гражданское общество?