Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » У украинцев – европейский менталитет

У украинцев – европейский менталитет

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

У украинцев – европейский менталитетУ многих восточных европейцев подсознательный комплекс: «Мы – не настоящие европейцы». «Настоящая» Европа – это на Западе. А те, кто живет восточнее Германии (но западнее Урала) периодически пытаются себя «перевоспитать» – стать «европейцами». 

 

Последние лет двадцать в Украине бродит идея «стать европейской страной» и «воспринять европейские ценности». То есть, где-то есть такая абстрактная «Европа», которой нужно стать. Или даже не «Европа», а «Запад». Запад – это такая гомогенная страна, простирающаяся от востока Германии до Ванкувера и Калифорнии. Соответственно, есть и антагонистическое мнение, которое говорит, что «Запад нам не нужен!», потому что «они там на Западе» – коварные, лживые, толстые и тупые, и вообще погрузились в грехи и пустоты. Носители таких идей объясняют, что «Украине Европа не нужна!».

 

Хорошо помню разговоры конца восьмидесятых: «Они там, на Западе, добрые, щедрые, искренние, вежливые, религиозные. Мы должны стать, как они». Потом пришли девяностые и оказалось, что «они там, на Западе, тупые, подлые, неестественно толстые, на всех доносят, всех обманывают и всех ненавидят».

 

Но в двухтысячные годы «они там, на Западе» стали значительно лучше – и мы вновь захотели быть, «как они». Странная эта «страна», Запад, – люди там меняются каждые десять лет: то хорошие, то плохие, то вновь добрые... Хотя на самом деле Италия, Англия, США, Швеция, Канада – это очень и очень разные места.

 

Как говорил когда-то запрещенный в СССР западный певец Брюно: «Потом я остановился в стране, что называется Африка». И когда его поправили, что Африка – это не страна, а континент – не обратил внимания.

 

Не хочется никого разочаровывать, но мы – европейцы, хотим мы того или нет. Все родившиеся между Луганском и Ужгородом, и прожившие там хотя бы до 20 лет (о России говорить не буду – пусть россияне сами разбираются) – не только географически, но и ментально относятся к Европе. Чтобы убедиться в этом, достаточно близко пообщаться с людьми с других континентов. «Пообщаться», это не просто попить вместе кофе или пива и поговорить о политике и искусстве, а работать или ужиться «плечом к плечу». Можно считать, что тебе ближе восточный менталитет, но это до тех пор, пока не столкнешься лицом к лицу с действительно «восточным» человеком. Тогда и обнаружишь свою европейскость. Разница, поверьте, есть.

 

Европейцы не лучше и не хуже африканцев, североамериканцев, китайцев, латиноамериканцев или еще кого-то – все хороши по-своему. Но есть нечто общее между белорусом и французом, украинцем и англичанином, литовцем и португальцем. Это трудно передать словами, но ... культурная база у нас общая. Нас постоянно подмывает сказать, что доктор наук, который читает Гете – европеец, а невежественный алкаш, который не знает, кто такой Наполеон – это «азиат». Или те, кто пьет кофе и говорит о высоком – европейцы, а пьющие самогон и гадящие в подъездах – нет. На самом деле европейцы – мы все. А Восточная Европа – не менее Европа, чем Западная.

 

«Европеец» – это не какое-то высшее существо. Это человек со всеми человеческими пороками, но с определенным культурным основанием, которое и наше тоже.

 

Дело в том, что западные нормы – отнюдь не являются некоей константой. За те 100 или 200 лет, что украинцы, поляки и другие восточноевропейцы потеют, пытаясь «превратить родной край в Европу», Запад изменился. И продолжает меняться ежедневно.

 

Двадцать лет назад считалось нормальным в рабочее время курить в офисе. Теперь это недопустимо. В 1980-е мужчины-госслужащие вешали над рабочими столами фото полуголых девушек (женщинам-коллегам это не нравилось, но – «их проблемы»). Теперь за такое можно получить нагоняй (у тебя дома есть стены – вот там и вешай, что хочешь). В 1970-е в Европе (Испания, Португалия) были диктатуры. Сегодня демократия – главная европейская ценность.

 

Французские женщины получили право голоса только после войны. А в некоторых местах в начале 1960-х замужняя женщина не имела права подписывать чек без разрешения мужа. В 1950–1960-е для молодых мужчин было нормальным кричать незнакомой девушке через всю улицу сомнительные «комплименты» (посмотрите старые фильмы с Брижит Бардо). Теперь во многих странах это воспринимается как дикость – нормальный человек так делать не будет. В послевоенной Италии за поцелуй в общественном месте можно было получить штраф. Зато можно было публично побить жену или дочь – и никто бы не вызвал полицию.

 

Я уже не говорю, что до войны расистские и антисемитские статьи, книги, газеты были вещью вполне допустимой. Были даже научные публикации о «высших» и «низших» расах. В довоенной Вене (задолго до аншлюса) в спортивные клубы принимали только христиан (а иудеям вход был запрещен, они должны были создавать отдельные спортсекции). В те времена иметь колонии считалось не просто нормальным, а успешным делом. А подавлять антиколониальные восстания – дело чести и «долг перед Родиной». Кстати, перед войной диктатуры были в большинстве европейских стран.

 

Так какие западные нормы мы хотим позаимствовать? Нынешние? Или те, что были 20 лет назад? Или послевоенные? Или довоенные? Или XIX века (когда публичные казни считались чем-то обыденным)? Следует определиться, потому что это совершенно разные вещи. К тому же в каждой стране Запада – свой менталитет. Как результат, в Италии, например, больше беспорядка, чем в Швеции. Но уровень жизни в сегодняшней Италии не сравнить с Италией до и сразу после войны.

 

Поэтому как бы мы ни ругали украинский менталитет («моя хата с краю» и т.д.) – менталитет этот европейский и надежда на лучшую жизнь у нас есть. К тому же, этот наш менталитет – не такой уж плохой. Скажу без лишнего национализма: у нашего народа – большой потенциал. Украинцы (то есть вообще люди с Украины), перебираясь на другие территории – как на Запад, так и в Россию – часто делают блестящую карьеру ... или просто работают на совесть. Да и в самой Украине – море трудолюбивых, талантливых людей. Наша проблема – система, установленная «круговой порукой». Но эту систему нам навязывали десятилетиями. Не будем вспоминать о страшных репрессиях сталинских времен. Но возьмем «застой» с главной идеей: «Инициатива наказуема». Желание заработать больше статичной зарплаты, например, трудоустройство одновременно на несколько работ, расценивалось как «нетрудовые доходы», «погоня за длинным рублем». А одной зарплаты хватает едва-едва. Бороться за свои права открыто – рискованно. Лучше действовать тихо, через знакомых, или же с помощью шоколадок, бутылок, взяток.

 

Какой результат? Много коррупции, а дополнительные заработки – подпольные и нелегальные. На работе никто не заинтересован работать «слишком хорошо»: за это не доплатят, не похвалят, а скорее попытаются «поставить на место». И так – несколько десятилетий.

 

Затем Союз распадается и начинается сплошной хаос. Далее ситуация начинает понемногу приходить в норму – но очень медленно (разрушали ведь несколько десятилетий). Государственный сектор (например, образование) продолжает падать. Частный сектор (малый и средний бизнес) только начинает становиться на ноги и заявлять о своих правах. Сейчас тяжелый период, но он закончится. На «Западе» все налажено лучше: меньше коррупции, честная полиция, побольше социальной защищенности. Но «Запад» и рай – это разные места. Впрочем, западный «конец света» все равно несколько лучше нашего.

 

Поэтому, что стоило бы позаимствовать, так это определенные их «технологии»: как контролировать власть, как подметать улицы, как помогать безработным и т.д. Но без комплекса неполноценности оттого что «они» – европейцы, а мы – нет.

 

Если не курить в общественных местах – меньше будет рака легких. Если выборы проходят честно – политики хоть что-то делают, чтобы их выиграть. Если гаишникам платить высокую зарплату, они не станут «париться» за мелкие взятки, а платить им много не имеет смысла – дешевле заплатить штраф.

 

Европейские чиновники не требуют по $20 или $100 не из-за чрезвычайной честности, а потому, что никто не станет рисковать хорошей зарплатой и пенсией за копейки. В подворотнях меньше гадят еще и потому, что по закону в каждой забегаловке должен быть туалет, соответствующий минимуму санитарных норм. И так во всем...