Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Раиса ЧУХРАЙ: «Наша задача – заинтересовать детей»

Раиса ЧУХРАЙ: «Наша задача – заинтересовать детей»

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

 Хорошо известно, что основу американской педагогики формирует тезис о том, что демократические устои общества должны распространяться и на школу. А в основе школы должны быть учтены и потребности самих детей, а также их право на свободу выбора: от выбора изучения предметов до выбора своего будущего. Легко догадаться, что выбор западного школьника не всегда в пользу полноценного академического образования. Чего не скажешь об организации учебного процесса в дореволюционной России и в Советском Союзе. Каким путем идет современная украинская школа? Какие достижения в части перестройки имеет ее конкретная региональная составляющая – Запорожская? Об этом мы говорим с директором Департамента образования и науки, молодежи и спорта Запорожского горисполкома Раисой Чухрай.

 

 

– Раиса Васильевна, мы все помним советские времена, когда первые три-четыре класса начальной школы выполняли функцию подготовки ученика к изучению серьезных предметов. Учили буквы и цифры. Проходили азы. Сегодня школы принимают детей уже подготовленных по многим направлениям. Какую же функцию выполняет современная начальная школа?


– Новые цели начального образования сегодня сформулированы новыми стандартами обучения, вступившими в силу 1 сентября прошлого года. Современное образование сегодня не успевает за тем интенсивным развитием, которое происходит во всех сферах нашей жизни. А ведь во всем этом находится ребенок. И порой наши дети во многих вопросах ориентируются лучше, чем родители и учителя. И возникает вопрос: «А зачем же тогда учитель?». Поэтому мы должны достичь, чтобы современный учитель не просто передавал свои знания ученику. Он должен обучить школьников способам приобретения знаний. А все ли знания нужны нашим учащимся? Часто и дети и родители спрашивают, зачем им нужно решать ту или иную задачу, проходить ту или иную тему? Так вот одна из целей образования в начальной школе – объяснить и научить ребенка ценить полученные знания и применять их в жизни.

 

– Почему сегодня происходит крен в сторону гуманитаризации образования? Почему все меньше выпускников школ хотят стать инженерами?


– Трудно определить, с чем связан такой выбор учеников. Но вот сегодня мы заключаем договор с нашим Национальным университетом и будем больше внимания уделять углубленному изучению математики и физики, потому что скоро не останется у нас студентов, которые бы желали изучать точные науки. Согласитесь, не у всех детей есть способности к этим наукам. Поэтому задача школы – выделять таких учеников и создавать факультативы. Что касается профориентации, то наши дети, безусловно, посещают предприятия. Но это уже не та профориентация, которая была в СССР. Раньше нам как говорили? Все профессии важны, все профессии нужны! Тогда была цель ознакомить учеников с той или иной профессией. Сегодня о любой профессии можно узнать в интернете. Наша же задача – заинтересовать детей. Мы поднимаем вопрос о том, чтобы в старших классах сократить количество изучаемых предметов. Выпускники должны акцентировать свое внимание только на предметах, необходимых им для будущей профессии.

 

– Делят ли в современной школе классы по критериям успеваемости? Есть ли у нас классы «более способные» и «менее способные»?


– Да, есть специализированные школы, которые делают конкурсный отбор уже в начальных классах. Я считаю такой подход большой ошибкой. Школьники более-менее четко формируются по взглядам и уровню успеваемости только к седьмому классу.

 

– На кого сегодня возложена функция воспитания детей?


– Раньше говорили: «обучая, воспитываем». Сегодня акценты изменились: мы воспитываем, обучая. И это правильно. Но нередко возникают расхождения в вопросах воспитания. К примеру, в школе учат, что курить вредно, а дома родители курят. Ребенок теряется: кого слушать? В целом же в школе немало воспитательных моментов, по которым ведется работа. И если педагоги действительно грамотные, то они найдут индивидуальный подход к воспитанию каждого ученика.

 

– В Украину начинают проникать первые весточки ювенальной юстиции и ювенального воспитания, которые уже давно практикуются в Европе. Ваше отношение к таким новшествам?


– Ювенальная юстиция означает правосудие в отношении несовершеннолетних. За рубежом разработана целая система, направленная на защиту прав ребенка. Украинская альтернатива – это система защиты прав детей. Эти права защищает служба по делам несовершеннолетних, суды, прокуратура, органы опеки и попечительства, а также общественные организации. В том виде, в каком нам преподносится ювенальная юстиция – как нечто новаторское и прогрессивное, – у нас не воспринимается. Должна сказать, что за границей проводились исследования, доказавшие огромный вред ювенальной юстиции для подростков. Эта система поощряет детское своеволие. А это, по моему мнению, даст нам большее количество правонарушителей. Ювенальная юстиция будет плодить Павликов Морозовых. Если родители отругали ребенка – это насилие! Если учитель потребует выполнить какую-то работу – это тоже будет расценено как насилие! Эту систему пытаются у нас внедрить без согласования с родителями и обществом. Для нас этот вопрос вообще сейчас неактуален, потому что мы должны развивать собственную систему обеспечения прав ребенка. Подражание зарубежному опыту может причинить серьезный вред нашему институту семьи и защите прав детей.

 

– Какие планы из поставленных в начале нынешнего учебного года удалось воплотить в жизнь? Что еще предстоит сделать за оставшиеся до лета несколько месяцев?


– С 1 сентября действует новый стандарт для начальной школы. Также мы решаем вопросы с обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях. Были изысканы возможности для открытия дополнительных 15 групп. Кроме этого целый ряд дошкольных учреждений возвращается из аренды в систему образования и будет восстановлен. В наших школах введено около 500 дополнительных ставок (диетические и медицинские сестры, врачи, специалисты по охране труда и т.д.). Планов у нас очень много. В марте мы проведем родительский форум. И моя мечта – найти общий язык с родителями! Если мы будем понимать и поддерживать друг друга, то сможем вырастить здоровых конкурентоспособных учеников, способных за себя постоять. Кстати, хочу поблагодарить родителей и сказать, что без их финансовой поддержки школа сегодня не смогла бы выжить!

 

Очевидно, что сегодня в сфере образования перед Украиной стоит выбор: осваивать западную систему, характерной чертой которой является Болонский процесс, или исповедовать принципы, присущие классической школе? Но такой выбор не может быть сделан только в рамках системы образования. Его можно рассматривать только в контексте «Запад – Восток». Кем же являемся мы с вами? История свидетельствует, что часто опыт, механически перенесенный на нашу землю с Запада, давал совершенно нежелательные результаты!

 

 

Артем ОЧАКОВ