Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Началась экспроприация антиквариата?

Началась экспроприация антиквариата?

Категорія: Позиція » Статті » Кримінал
Началась экспроприация антиквариата?На днях в Ленинском районном суде Запорожья состоялось второе судебное заседание, где рассмотрели жалобу известного запорожского коллекционера Леонида Петрашина, который обвиняет сотрудников милиции и прокуратуры Ленинского района в «их бездействии при исчезновении его коллекции антикварного оружия».
 

Стоимость холодного и огнестрельного оружия XVII–XX вв. российские эксперты оценивают в 5,5 млн. долл., а украинские – в 5,2 млн. долл. В уникальной коллекции были сабли, пистолеты, клинки времен Австро-Венгрии, царской России, периода до конца II Мировой войны, фашистской Германии, практически на сто процентов привезенные из-за границы. Один из редчайших экспонатов – византийский двуручный меч крестоносцев, подобного которому, возможно, нет в Украине. Интересно, что для съемок фильма «Тарас Бульба» режиссер-постановщик Владимир Бортко (Москва) брал у Леонида Петрашина две алебарды (истинно казацкое оружие). Была также у коллекционера единственная в мире казачья пика, без которой просто не снять любой фильм о казаках.

 

 

 

По словам адвоката Николая Спиридонова, уникальная коллекция оружия, в которой насчитывалось 2,5 тысячи экземпляров, была изъята у Леонида Петрашина из квартиры, переоборудованной под музей, милицией, и была отправлена на экспертизу в Киев, но… бесследно исчезла. Фактически коллекцию можно считать утраченной. Не исключено, что дорогостоящие экспонаты просто приглянулись кому-то из сильных мира сего.

 

 

Напомним, Леонид Петрашин заявил, что коллекцию, которая была делом всей его жизни, в 2010 году «выкрали по заказу». Об изъятии арсенала Леонид узнал, находясь в больнице, где почти месяц лечился от последствий инсульта; оружие изымали в присутствие жены коллекционера.

 

 

– Они показали какой-то документ, но рассмотреть, что именно там написано возможности не предоставили, – вспоминает Леонид. – Сказали, что в каком-то музее украли какие-то экспонаты и забрали мою коллекцию якобы для экспертизы.

 

 

«Со стеллажей, расположенных на всех 4-х стенах кабинета, изъято: сабли – 88 штук, шпаги – 43 штуки, тесаки – 20 штук, палаши – 3 штуки, топоры – 2 штуки, мечи – 4 штуки, штык-ножи – 69, гранаты Ф-1 – 3 штуки… » – вот краткая выдержка из милицейского документа (гранаты и огнестрельное оружие, как заверяет журналистов Леонид Петрашин, находились не в боевом состоянии, – прим. Авт).

 

Согласно сухой официальной информации от ЦОС ГУМВД в Запорожской области, «оружие изъяли согласно судебному постановлению от 11 марта 2010 года по месту жительства коллекционера до назначения нынешнего руководителя ГУ МВД. Возбуждено уголовное дело за незаконное обращение с оружием, боеприпасами и взрывоопасными веществами».

 

 

– Прошло почти три года и мне никаких обвинений не предъявляли! – говорит Леонид Петрашин. – Я уверен, что это «заказуха». Кому-то просто очень приглянулась моя коллекция, которая собиралась не год и не два… На нее потрачено 20 лет жизни. Что-то осталось от отца. – Самое обидное, что я ни от кого не прятал свою коллекцию, показывал ее всем желающим. Моя коллекция – это достояние страны! Ее многочисленные фото есть в интернете, ко мне на экскурсию приходили видные люди города, занимающиеся коллекционированием, археологией, а также

сотрудники правоохранительных органов, курсанты школы милиции.

 

 

Согласно Закону Украины антикварное оружие, возраст которого более ста лет, относится к культурным ценностям, являясь частью музейного наследства нашего государства. Некоторые экспонаты, например, сабля-карабелла, экспонировались в Музее истории запорожского казачества на Хортице, другие подарены Запорожскому областному краеведческому музею. Коллекционер планировал заключить с представителями казачества из Днепропетровска договор, чтобы экспонировать свою выставку у них. Однако экс-запорожский мэр Евгений Карташов возразил, что «коллекция – это достояние города и не должна его покидать». Евгений Григорьевич обещал подыскать помещение под выставку, однако вопрос так и не был решен.

 

 

«Буду бороться за свою коллекцию!»

Отметим, что первое заседание суда 15 февраля нынешнего года так и не состоялось. При выходе из здания суда Леонида Петрашина встретили два милиционера и вручили постановление суда о принудительной доставке коллекционера к следователю в связи с ранее возбужденным против него уголовным делом.От комментариев правоохранители отказались.

 

 

На втором заседание суда 26 февраля в присутствии потерпевшего и его адвоката, а также представителей прокуратуры и милиции судья Ленинского райсуда Лариса Анатольевна Дубина рассмотрела жалобу Леонида Петрашина. На сегодня коллекционер требует «вернуть емунебоевое холодное и огнестрельное оружие, которое не признано вещественными доказательствами по делу и не вменяется ему в вину, а также предъявить для опознания оружие, которое милиция признала боевым».

 

Многократно Леонид Петрашин подавал ходатайства в милицию о возврате части своей коллекции (по Закону Украины холодное оружие, хранящееся в доме, не подлежит изъятию), а также искал помощь у народных депутатов Украины. Например, народный депутат Юрий Кармазин по данному вопросу обращался в Администрацию президента Украины, но получил… обычную отписку.

 

 

– Пока ничего мне не собираются возвращать, – возмущен коллекционер. Выходят, сейчас милиция может прийти к любому человеку домой, забрать его личные вещи, а потом доказывай, что ты собственник, оббивай пороги! Я намерен бороться до последнего, чтобы вернуть свою коллекцию, и готов дойти вплоть до Страсбургского суда!

 

 

Справка

Экспроприация (новолат. expropriatio – лишение собственности, от лат. ех — от и лат. proprius – собственный) Принудительное отчуждение имущества частных собственников.

 

 

 

Вера ВЛАДИМИРОВА