Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ранняя весна в Монтенегро

Ранняя весна в Монтенегро

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ

Ранняя весна в МонтенегроЧерногория – небольшая страна с морем, горами и оливковыми рощами. Этот очередной обломок экс-Югославии только недавно стал государством и теперь превращается в уютный европейский курорт. «Украинцы?! О-о-о! Прекрасно, я так много знаю украинцев! Я из Косовской Митровице, поехали ко мне в гости, а потом уже и на Будву себе идите! Кстати, у нас очень много украинских девушек... Как откуда? У нас же гарнизон НАТО стоит, очень много солдат, забыли? Очень-очень!» 

 

Мио, мой Мио!

Мы путешествуем автостопом из сербского Белграда в направлении Будвы, крупнейшего черногорского курорта. Дружелюбный серб Миорад («Для вас только Мио, вы украинцы!») бесплатно везет нас в своем стареньком Golf, а по дороге угощает кофе в придорожной кофейне.

Где-то уже в горах высаживает, и мы пересаживаемся на рейсовый автобус, который направляется прямо к Будве. Со страхом пересекаем границу небольшого, с населением менее миллиона человек, молодого государства Черногория (визу мы имеем только сербскую), но автобус никто не останавливает и не проверяет, поэтому мы и дальше петляем по горной блестящей асфальтовой дороге, напоминающей змею.

Автобусная станция Будвы практически пуста – в марте наплыв отдыхающих еще не наступил и туристов приезжает немного. А зря! Весна в Черногории – сезон чрезвычайно комфортный, красивый и недорогой.

Сервиса не хватает – на станции к нам подходят несколько человек и предлагают поселение. Соглашаемся сесть в автомобиль мужчины, который везет нас продемонстрировать свои апартаменты. Уютно, недорого, но по глазам жены понимаю: не то. Хозяин («Ноу проблем!») соглашается отвезти нас обратно, в центр города, и уже через полчаса поселяемся на другой вилле – у степенной чешки, первый же вопрос от которой, однако, пугает: «А вы точно не русские?» Божимся, что нет. Показывает наши покои: комната на втором этаже, кухонька, санузел и огромная терраса, к которой ведет со двора отдельный вход. Все это всего за три минуты ходьбы от морского пляжа. И только за € 24 в сутки. В довольной улыбке жены читаю: самое то!

 

Дороги Черногории просто идеальны, в городах большое количество велосипедных дорожек, также стоит отметить что Монтенегро просто рай для роллеров, при этом украинским туристам стоит знать что роликовые коньки и амуниция стоят здесь в несколько раз дороже. Именно поэтому любителям погонять на купить роликовые коньки а также экипировку (крепления, шлемы, ботинки, защиту) лучше всего в Киеве, дабы не переплачивать.

Руссо туристо – облико аморале

Наконец узнаю, в чем же смысл вопроса «Вы не русские?». Хозяйка рассказывает: недавно у нее гостили туристы из Москвы. Пили, курили траву, гужбанили так, что прагматичная дама вернула им деньги и пожелала хорошего отдыха... в иных местах.

Я бывал в Будве и раньше. Русских здесь действительно стало больше. Появились русскоязычные вывески: «Недвижимость», «Сдача», «Аренда», «Сувениры» и другие. Туристов, которые не имеют явных признаков западной Европы (обычно это прежде всего разговорный итальянский, немецкий или английский), сразу воспринимают как русских. И обращаются соответственно. На каждом шагу от местных слышим: «Здравствуйте», «Спасибо», «До свидания». Уже на второй день меня это начало немного раздражать. А ведь раньше те же местные подходили со словами «Бонжорно, Грасиас, Синьоры».

Я пытался общаться по сербски, имея в запасе несколько десятков слов, – недаром же вез из самого Белграда роман Милорада Павича в оригинале! Если договориться не удавалось, переходил на английский. Когда спрашивали, откуда я, в ответ на «Украина» нередко все равно говорили: «А, рус!» Приходилось объяснять, играя на местном национальном вопросе: «Понимаете, разница между украинцами и русскими такая же, как между сербами и албанцами!» Тогда местные многозначительно кивали головами.

Но как бы там ни было, а Черногория – это все равно Монтенегро, европейский курорт с невероятно чистым морем, несравненными видами, вкусной рыбой в самых уютных в мире ресторанчиках и приветливыми людьми. От всех этих блюд, от фонарей на ночном пляже и узеньких улочек старого города трудно оторваться. Но и на месте усидеть - тоже не для нас.

 Ранняя весна в Монтенегро
Митич, Миша и «Кокошка»

Через несколько дней двинулись дальше – автостопом до Цетинье. Это небольшой городок в горах, древняя столица страны, над которой стоит мавзолей одного из правителей Черногории XIX века, митрополита Петра Негоша. Добраться до городка не проблема – попутки неоднократно вырисовывались на витой дороге и привезли быстро.

Вскоре мы взяли курс на горное Скадарское «езеро». То, на берегах которого серб Гойко Митич гонял коров и плохих ковбоев в кино про американских индейцев производства студии «Дефа» из прокремлевской Восточной Германии.

Водные просторы озера больше напоминают наш Свитязь, иногда на протяжении средней экскурсии на лодке даже не все озеро удается увидеть. Здесь водятся болотные черепахи и... украинские строители. Миша из Ивано-Франковска так был рад видеть земляков, и людей вообще, что «на закурить» высыпал мне чуть не полпачки сигарет. А лодочник-черногорец долго ждал, пока Миша наконец передаст приветы всей семье на Прикарпатье.

На берегу озера мы сели на «воз», т.е. поезд. В нашем случае обычную электричку. Вот так нам выпала недорогая, практически бесплатная экскурсия в столицу Черногории – Подгорицы. Провинциальный городок, лежащий в небольшой долине среди гор, стал главным в стране только несколько лет назад. Кто постарше, возможно, помнят его как Титоград, но город лишился имени вождя Броза Тито и возобновил историческое название.

Походив несколько часов по городу, мы так и не нашли, за что зацепиться взглядом, поэтому перед посадкой в автобус зашли в небольшой ресторанчик, где забавный официант минут десять пытался объяснить, что же такое «Кокошка». На уточняющие вопросы он мотал головой, махал руками, словно крыльями, и квакал, изображая нечто среднее между курицей и лягушкой.

 

«Куркожабу» съели, она оказалась вполне съедобной, а за такое развлечение мы оставили ему добрые чаевые и через несколько часов вернулись в Будву – страна ведь небольшая.

Веломарш-бросок

На следующий день мы решили сменить и транспорт. На городской набережной Будвы скупчились различные прокатные пункты, там сдадут в аренду все – от велосипедов до автомобилей. Выбрали самое простое и дешевое. Колеса велосипедов оказались недокачанными, следовательно, пришлось съездить с арендодателем до ближайшей заправки, где ему по знакомству бесплатно арендовали насос.

Горная дорога из Будвы, следует отметить, похожа на путь от Севастополя до Ялты – узкая, извилистая. На велосипедах ехать оказалось очень трудно. Жена чуть ползла вслед, хотя обычно гоняет быстрее меня. Наконец, остановившись, мы обнаружили причину: заднее колесо ее байка было пробито. Вот незадача! До пункта назначения еще далеко, возвращаться уже тоже не близко. Меняемся «лошадьми», на ближайшей заправке по максимуму запасаемся воздухом и таки возвращаемся в Будву. Причем последнюю часть пути преодолеваем пешком, поскольку воздух в шинах совсем закончился.

Хозяин велосипедов вежливо соглашается за такую неловкость вернуть часть уплаченных денег.

Приключения с китайцем

Удачной оказалась поездка на арендованном скутере. Этих транспортных средств в прокате в Черногории хоть отбавляй. Нам достался китайский «жужик», а в придачу к нему красивые желтые строительные шлемы. Без них ездить опасно – могут впаять штраф и водителю, и владельцу проката.

Сначала мы карабкались в гору по серпантину, на котором едва могли разминуться с туристическими автобусами. Но на очередном спуске в город Котор председатель закружились от количества дорожных поворотов. С каждым поворотом мы «выдыхали», дожидаясь окончания такого опасного спуска с небес. Не легче было и скутеру – его тормоза жалобно пищали, а двигатель неоднократно чихал и вздыхал.

На следующий день мы облегчили задачу для несчастного ослика производства Поднебесной и отправились в путешествие уже почти по горизонтальной плоскости – вокруг Которского залива. Это уникальный южно-европейский фьорд с дорогой, вьющейся вдоль срезанной береговой линии, между очень высокими горами, которые нависают почти над морем, и совсем маленькими старинными городками.

Города Котор и Герцег Нови выдаются мегаполисами по сравнению с поселениями, разбросанными вокруг них. Это как вырезанные из скал античные полисы, они же стоят на месте древнеримских поселений. Заходя в магазин древностей, чувствуешь, что здесь, в этом месте и в это время эти предметы уместны, как новые.

Современная цивилизация, к счастью, здесь тоже радует качественной, хотя и узкой асфальтовой дорогой. На ней нечасто увидишь авто, но все же радуешься, что взял именно компактный двухколесный транспорт, потому что припарковать что-то пошире было бы просто негде.

Пока проезжаем Котор, рыбацкие лодки на приколе начинают пасмурно покачиваться, намекая на смену погоды. А в Перасте по нашим гламурным шлемам уже бьют крупные капли. Начинается шторм. Мы быстро ставим коня «к коновязи» и спешим под первую попавшуюся крышу. Усаживаемся под зонт кафе, прихлебываем горячий чай и наблюдаем за тем, как менее находчивые туристы бегут от дождя.

 

Только дождь прекратился, отправляемся дальше. Но через несколько километров начался такой ливень, что мы промокли до нитки. Еще и двигатель заглох – вот тебе и китайская техника. Опять доплелись до автостанции, любезный заправщик выдал нам целый набор инструментов. Около часа ушло на разборку-сборку мотороллера и устранение поломки. Но что за путешествие без приключений?

Первые теплые дни

Последний день путешествия посвятили поеданию морепродуктов. В черногорских ресторанчиках выбор немалый: ризотто с морепродуктами, картофель с морепродуктами, морепродукты с... теми же морепродуктами. Кажется, даже мороженое готовы подавать с креветками. Больше на этих каракатиц смотреть не могу! Правда, успел еще собственноручно приготовить местную рыбу, приобретенную прямо на набережной. Похожа на обычного карпа – а его я точно знаю, как готовить.

А еще искупались в штормовом море. Это специфическое удовольствие, когда ни на пляже, ни в воде, кроме тебя, никого нет. И только чайки составляют компанию одинокому ныряльщику, которому не хочется ехать никуда от этого еще холодного моря, из-под этих светлых по настроению гор Монтенегро.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Самолетом: в Киеве можно приобрести билеты в Тиват на рейс «Киев – Тиват – Киев» за € 280-330.

 

Автобусом: из Ужгорода до Будвы и обратно в Ужгород есть автобус, однако билеты нужно покупать в турфирме за € 90.

 

Поездом: есть рейс «Киев – Белград – Подгорица».

 

На собственном авто: через Ужгород, Венгрию (или Румынию) в Белград. Оттуда просто до Будвы. Неудобство – чтобы попасть в безвизовую Черногорию, нужны транзитные визы: в зависимости от маршрута венгерская (или шенгенская) или румынская, а также сербская.

СТОИТ УВИДЕТЬ

Которский залив – крупнейшая бухта в Адриатическом море, которую еще называют южным фьордом Европы. Вокруг нее расположились несколько средневековых городов, которые являются туристическими достопримечательностями страны.

Остров Святого Стефана – здесь с XV века существовало небольшое рыбацкое поселение, созданное на скалистом островке. Теперь здесь элитный гостиничный комплекс, где отдыхали Софи Лорен, Сильвестр Сталлоне, Бобби Фишер и даже Леонид Брежнев.

Гора Ловчен в городе Цетинье, на которой стоит мавзолей Петра Негуши – князя-правителя Черногории, который имел еще и церковный титул епископа.

Монастырь Острог – православный, вырубленный в скалах на высоте 900 м, был основан в XVII веке.

Скадарское озеро – тектоническое, горное, самое крупное на Балканском полуострове. Черногорская часть озера и его окрестности были объявлены национальным парком еще во времена Югославии. Это один из самых птичьих заповедников Европы.