Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Химический анализ

Химический анализ

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Химический анализВ своей ставшей уже традиционной рубрике об украинских политиках, лоббирующих интересы различных промышленных отраслей, до этого момента мы говорили только о тех власть имущих, которые обзавелись мандатами народных депутатов. Безусловно, это достаточно сильный аргумент, если приходится отстаивать свой бизнес. Но отнюдь не железный: по крайней мере, есть в нашей стране бизнесмены, которым парламентские «корочки» не больно-то и нужны – они и без них справляются со своими хлопотами. 

 

Взять хотя бы химическую промышленность. После развала СССР отрасль переживала не лучшие времена: простаивало и приходило в упадок производство, произошел солидный кадровый отток, но... Именно это и было золотое время для наших хватких будущих олигархов! Уже к середине 1990-х годов почти вся жизнеспособная отечественная «химия» была приватизирована молодыми, но денежными структурами. Собственники отраслевых предприятий неоднократно менялись и вот, наконец, перекочевали к нынешним своим владельцам. 

 

Закат патриарха


Первопроходцем в приватизации крупных объектов химической промышленности выступил Николай Янковский, который в начале 90-х годов возглавил горловское ОАО «Концерн «Стирол». Эта компания была крупнейшим в Украине предприятием химико-фармацевтической отрасли и сегодня де-факто осуществляет контроль над производством минеральных удобрений, полистиролов и аммиака. Более полутора десятков лет Николай Янковский считался главным лоббистом химической промышленности в стране (благо, довелось ему поработать и в парламенте), пока не произошел один крайне неприятный эпизод...

 

Как-то очень некстати наружу просочилась информация о том, что на «Стироле» промышляют незаконным производством и продажей лекарственного препарата под названием трамадол, который обладает наркотическим эффектом. Злые языки обвинили Николая Янковского в том, что он не просто знал, но еще и потворствовал преступной схеме. Клевета это была или нет – так и осталось тайной за семью печатями. Единственное, что известно достоверно, так это факт продажи в 2010 году «Стирола» олигарху Дмитрию Фирташу. Что касается г-на Янковского, за ним остался контроль над компанией «Стиролбиофарм», а состояние бывшего «красного директора» оценивается примерно в 250 миллионов долларов.

 

Американский инкогнито


Немалую роль в химической промышленности нашей страны играет американский подданный Алекс Ровт, президент компании «IBЕ Trade Corporation». Ранее он был известен как Александр Ковалев, уроженец Мукачево, который в начале 1980-х выехал в Венгрию, а оттуда перебрался в США. Поговаривают, что отъезд бизнесмена был связан с таинственным исчезновением документации венгерской государственной овощной компании «Zoldert», в которой работал Ровт-Ковалев. В 1987 году не особо «светящийся» и поныне бизнесмен основал Штатах свою компанию, которая занимается продажей и экспортом удобрений (значительная часть которых производится в Украине), и в этом сегменте является одним из лидеров мирового рынка.

 

Однако свою репутацию этот бизнесмен крупно подмочил почти десять лет назад, попытавшись приобрести один из крупнейших заводов в Европе по производству минеральных удобрений – северодонецкий «Азот». Компания Ровта намеревалась получить контроль над 60% акций предприятия, а взамен пообещала инвестировать в его развитие порядка 100 миллионов долларов. Понятно, что сделано этого не было, и разгорелся скандал. Однако американский миллиардер воспользовался своими обширными связями в Конгрессе США, который и «убедил» тогдашнего президента Виктора Ющенко уступить Ровту 60% акций «Азота», а затем бизнесмен заполучил и оставшиеся 40% акций. Но после этого деляга заметно охладел к проекту и продал его – кому бы вы думали? – ну, конечно же, нашему старому знакомому Дмитрию Фирташу.

 

Всеядный и непотопляемый


Еще один известный представитель крупного бизнеса Игорь Коломойский славится первоклассным умением раскладывать яйца в разные корзины. Структур, связываемых с его именем, насчитывается под сотню – не говоря уже о тех, где олигарх не желает слишком выпячиваться. Химической промышленностью г-н Коломойский заинтересовался уже на заре независимости, когда днепропетровская группа «Приват» стала обладателем контрольного пакета акций предприятия «Днепроазот», а десять лет назад сконцентрировала в своих руках около 80% акций компании. Кроме того, «Приват» владеет свыше 40% крупнейшего добытчика нефти в Украине – ОАО «Укрнафта», нефтеперерабатывающими заводами «Нефтехимик Прикарпатья», «Галичина» и т.д.

 

Славится Игорь Коломойский также мастерством отстаивать свою правоту в судах разных инстанций. Выиграть у него дело – штука очень сложная, но объяснимо ли это исключительной правотой бизнесмена в вопросах ведения бизнеса? Странным, например, выглядело решение служителей Фемиды позволить компании «Нефтехимик Прикарпатья» экспортировать нефть... без лицензии, чем государству был нанесен ущерб на сумму более 200 миллионов гривен. А чего стоил скандал, связанный с НАК «Нефтегаз Украины»: руководство владеющего контрольным пакетом акций «Укрнафты» концерна было немало удивлено, когда добытый этой компанией газ невероятным образом перекочевал мимо головного офиса непосредственно на «Днепроазот». В общем, бизнес-методы Игоря Коломойского еще нуждаются в тщательном изучении. Ну, а пока олигарх занимает третье место в рейтинге самых богатых людей Украины с состоянием более четырех миллиардов долларов.

 

Перспективный монополист


Наконец, последним в списке значится уже не раз упомянутый нами Дмитрий Фирташ, совладелец компании «RosUkrEnergo», «газовый король» Украины и прочее, прочее. На рынок минеральных удобрений бизнесмен пришел аккурат десять лет назад, и за этот период сумел сосредоточить в своих руках весомую долю отечественного химпрома. Начав с компании «Ровноазот», Дмитрий Фирташ постепенно обрел контроль над другими предприятиями комплекса, среди которых «Крымский титан», Крымский содовый завод и т.д. В 2007 году олигарх, чье богатство оценивается в почти три миллиарда долларов, создал международную холдинговую компанию «Group DF», которая и управляет его активами в сфере нефти и газа, химической промышленности и недвижимости.

 

Несколько лет назад Дмитрий Фирташ всерьез нацелился на объединение азотных предприятий и производителей удобрений страны под своим крылом, и с того момента процесс не останавливается. Это позволило бизнесмену стать одним из флагманов химической промышленности в Центральной и Восточной Европе. И есть предположение, что в ближайшие годы он сможет добиться поставленной цели, ибо мощь деловой хватки г-на Фирташа давно уже стала притчей во языцех. Так что подмять под себя остальные объекты химпрома для него наверняка не составит большого труда – было бы желание.

 

Послесловие


Кто бы что ни говорил, а химическая индустрия Украины в целом представляет собой лакомый кусок для желающих добиться успеха в этой сфере. То же сельское хозяйство постоянно нуждается в удобрениях, цена на которые неуклонно растет. Следовательно, данный сегмент химической отрасли будет рентабельным, а спрос на продукцию – постоянным. Поэтому трудно представить, что в какой-то момент олигархи резко утратят интерес к этому рынку: там, где есть хотя бы минимальный шанс приумножить капитал, обязательно найдутся лица, готовые инвестировать в отрасль. Которая, вероятнее всего, уже в скором времени будет поделена между несколькими крупнейшими игроками.