Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Александр КОЛОМОЙЦЕВ: «В юбилейный год вошли с чувством оптимизма»

Александр КОЛОМОЙЦЕВ: «В юбилейный год вошли с чувством оптимизма»

Категорія: Регіон, Виробництво

Александр КОЛОМОЙЦЕВ: «В юбилейный год вошли с чувством оптимизма»   Промышленный потенциал современной Украины во многом берет свое начало со времен СССР, когда регулярное строительство новых производственных объектов было абсолютной нормой. К сожалению, после 1991 года ситуация кардинально изменилась: новые площадки появлялись все реже и реже, а действующие либо сокращали объемы выпускаемой продукции, либо вовсе останавливались и закрывались. В таких условиях вопрос выживания для многих предприятий стоял очень остро, и не все из них смогли справиться с этой задачей. 

 

Трудности в тот период были обычным делом для многих заводов и компаний. Разрушенные экономические связи отнюдь не способствовали тому, чтобы украинская промышленность могла свободно конкурировать на мировом рынке. Удалось это фактически единицам, и одним из таких предприятий оказалось АО «МОТОР СИЧ». Сумев правильно распорядиться имеющимися ресурсами и потенциалом, руководство завода сохранило свою структуру, включая ряд заводов в разных регионах страны. И этот факт не может не вызывать уважение.

 

В этом году, 24 июня, свой 25-летний юбилей отметит Запорожский машиностроительный завод имени В.И. Омельченко, входящий в состав «Мотор Сичи» и располагающийся в Хортицком районе города. Решение о его основании было принято на основании приказа Министра отрасли №241 от 24.06.1988г. Как рассказал ПОЗИЦИИ директор ЗМЗ, заслуженный работник промышленности Украины Александр Коломойцев, построено предприятие было под производство турбореактивного двухконтурного авиационного двигателя Д-18Т с тягой на взлетном режиме 23430 кгс. Данный тип двигателя устанавливается на транспортные самолеты АН-124 «Руслан» и АН-225 «Мрия».

 

– В 1988 году, за четыре года, были построены основные производственные площадки и корпуса нашего завода, – говорит Александр Георгиевич. – В частности, первым появился литейный цех для литья крупногабаритных деталей по выплавляемым моделям. Параллельно шло оборудование боксов для испытания двигателя Д-18Т – они на данный момент являются самыми крупными в СНГ: здесь проходят испытания авиационные двигатели мощностью от 12 тонн тяги и выше.

 

Кроме того, на Запорожском машиностроительном заводе активно развивается и такое направление как производство газотурбинных электростанций. СССР, начиная с 70-х годов прошлого века, очень нуждался в этих агрегатах, потому что в Сибири обнаружили залежи газа, и для их разработки нужно было много электроэнергии. Задачу по производству электростанций поставили перед тогдашним руководством ПО «Моторостроитель». На базе авиадвигателя АИ-20 была спроектирована мобильная газотурбинная электростанция мощностью 2,5 мВт. Сейчас они выпускаются на Волочиском машиностроительном заводе, также входящем в структуру АО «МОТОР СИЧ».

 

Но со временем стране понадобились более мощные газотурбинные электростанции, и тогда на базе вертолетного двигателя Д-136 был создан привод ГТЭ 6,3-МС, который сначала использовался на газоперекачивающих и нефтеперекачивающих станциях, а затем был переоборудован в привод семейства Д336, устанавливаемый на электростанции мощностью от 6 до 8 мВт, производство которых мы и освоили. Техника эта сложна в производстве и включает в себя газотурбинный привод Д336, генератор для выработки электроэнергии и современную систему управления всей электростанцией. Каждая электростанция, производимая нашим заводом, делается с учетом конкретных пожеланий заказчика под заявленную с его стороны мощность и напряжение. Перед отправкой потребителю все электростанции проходят испытание на имеющемся испытательном стенде на соответствие техническим условиям и заявленным характеристикам со стороны заказчика. Кстати, есть задумка производить еще более мощные электростанции, но это работа на перспективу – наши конструкторы сейчас производят все необходимые расчеты. Останавливаться на достигнутом нельзя, поскольку рынок постоянно требует новых и все более совершенных видов продукции.

 

– Интеллектуальный потенциал ЗМЗ позволяет рассчитывать на то, что эта задача, равно как и все остальные, будут осуществлены?


– За четверть века на заводе сформировался коллектив, способный решать самые сложные технические задачи. Сегодня вся авиационная промышленность Украины работает по олимпийскому принципу – «Быстрее, выше, сильнее», чтобы быть востребованной на международном рынке. Поэтому на головном заводе уделяют повышенное внимание производству новых моделей двигателей. ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» был спроектирован турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-222-25 и президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев принял решение о том, что эти двигатели должны испытываться на нашем заводе. Для решения этой задачи был построен и в 2011 году введен в эксплуатацию один из самых современных цифровых испытательных стендов для испытания двигателей семейства АИ-222-25 различных модификаций.

 

Одним словом, интеллектуальный потенциал для развития производства на ЗМЗ есть: технологи и конструкторы постоянно самосовершенствуются, повышают свой профессиональный уровень. Нам не стыдно за свою продукцию, которая отгружается в разные страны, – Беларусь, Иран, Россию, Казахстан и т.д. Она востребована и пользуется доверием, потому что «Мотор Сич» – компания с мировым именем, а его продукция конкурентоспособна на международном рынке. Кроме того, мы же не только производим, но и обучаем иностранных специалистов работе с техникой, сопровождаем ее в эксплуатации и обслуживании. Так работают ведущие мировые бренды, и АО «МОТОР СИЧ» в их числе. 

– Не последнюю роль в качественном производстве играет его модернизация. Как в данном отношении обстоят дела на Запорожском машиностроительном заводе?


– Действительно, модернизация – очень важный аспект для любого предприятия. Конечно же, постепенно, по мере возможностей, стараемся переоснащать производство. Модернизировали совместно с головным заводом вакуумную плавильную печь, для выплавки жаропрочных сплавов ИСБ-016, установив на нее современные вакуумную систему и систему управления печью. Установили и успешно освоили новую измерительную машину фирмы «Глобал» в литейном цехе, чем существенно облегчили выполнение обмеров сложных по геометрии отливок лопаток, секторов и сопловых аппаратов, которые требуют повышенной точности при сдаче их на дальнейшую механическую обработку. Приобрели прибор под названием «Аналист», который позволяет химическими методами определять содержание в используемых нами жаропрочных сплавах редкоземельных металлов. Ну и, разумеется, отдельный предмет для гордости – уже упомянутый цифровой испытательный стенд, для испытания двигателей семейства АИ-222-25. На этом этапе надеемся обновить станки в инструментальном цехе, и производственный процесс станет еще более качественным.

 

Отмечу, что нахлебником у головного предприятия ЗМЗ быть не хочет, и потому наряду с «Мотором» вносит свою лепту в модернизацию. Закупили новые импортные котлы – паровой и водогрейный, текущие ремонты производим, провели цифровую телефонную связь. На 80% обновили коммуникации, заменив стальные трубы, для этого был объявлен тендер который выиграла одна из днепропетровских компаний, поэтому было принято решение купить стальную трубу в Днепропетровске, потому что прорывы и перебои с водоснабжением на территории завода в свое время участились. Кроме того, есть множество ежедневных проблем, которые мы успешно решаем.

 

Плюс, естественно, не забываем о подготовке высококлассных специалистов для авиационной отрасли. Увы, таких предприятий как АО «МОТОР СИЧ» в Украине осталось не так уж много, и если их не сохранить, наша промышленность и экономика попросту умрет. Пока же государство не очень помогает отечественному авиастроению. Сложно нормально работать, когда не ощущаешь поддержки. Будем осваивать новые направления, когда это будет нужно не только нам самим, но и стране. Надеюсь, эти времена не за горами.

 

– Александр Георгиевич, насколько нам известно, в прошлом году завод создал более сотни новых рабочих мест...


– Если быть точным, сто восемь. И это в тот момент, когда по стране идет сокращение людей, растет безработица, закрываются предприятия. Таким образом, АО «МОТОР СИЧ» параллельно с производством занимается решением общегосударственных проблем. Общее число работников ЗМЗ составляет 1221 человек, и если будет увеличиваться количество заказов, планируем расширять производство и набирать новых сотрудников. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что план мы выполняем неукоснительно, зарплату людям выплачиваем вовремя, предоставляем им полный социальный пакет. Естественно, у наших работников есть уверенность в завтрашнем дне, и они заинтересованы в том, чтобы предприятие стабильно развивалось.

 

Не обходим стороной и такой аспект как помощь со стороны завода Хортицкому району. Когда семь лет назад я возглавил ЗМЗ, сразу же наладил контакты с руководством Хортицкого района. Так распорядился президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев: мол, если будут обращаться из райадминистрации за помощью, даже не вздумай отказывать. Поэтому, когда нужно, предоставляем району свою технику и транспорт, делаем ремонты в детских садах и школах, поддерживаем ДК «Хортицкий» и станцию скорой помощи. Если бы мы этого не делали, началась бы разруха, хотя в районе есть и другие мощные предприятия, но они почему-то не стремятся делать что-то для местных жителей. Это нонсенс: выполнение социальных задач не менее важно, чем производственных! Жаль, но не все это понимают...

 

И напоследок. В июне Запорожский машиностроительный завод имени В.И. Омельченко отметит свой 25-летний юбилей. К этой дате мы подходим с оптимистичными настроениями: качество продукции нареканий не вызывает, коллектив подобрался прекрасный и квалифицированный. Думаю, на головном предприятии нашей работой довольны. А ЗМЗ, в свою очередь, постарается и в дальнейшем оправдывать надежды руководства, развивать производство и поднимать экономику Украины. И, конечно, рассчитываем на то, что государство все же изыщет возможность оказать поддержку авиационной отрасли, которая является одной из самых перспективных в нашей стране.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

 


С фотоотчетом Вы можете ознакомиться здесь