Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Компетентная профориентация

Компетентная профориентация

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

Компетентная профориентацияВо времена, когда Запад наращивал выпуск квалифицированных кадров, необходимых современной экономике, у нас техникумы массово переименовывались в колледжи, ПТУ утрачивали авторитет, в условиях развала плановой экономики чиновники забывали о том, что народному хозяйству региона, страны требуются не только экономисты и юристы, но и специалисты для сферы создания материальных благ. Ко всем непростым проблемам в образовательной сфере добавилась внедренная в Украине (2005) Болонская система стандартизированного тестирования, заменившая освоение практических навыков у будущих специалистов. За последние годы отмечен стремительный рост количества узких специалистов, владеющих современными технологиями в очень узком диапазоне профессии. Поэтому стало как никогда актуальным сформировать у студентов высокую профессиональную компетенцию на основе интегрирования фундаментальных наук. 

 

Средние профессионально-технические заведения на сегодня единственный оплот системы, где закладываются практические навыки будущего профессионала. Преподаватели высшей школы все чаще высказывают мнение, что студенты, пришедшие из профтехсистемы, получше выпускников школ справляются с практическими и лабораторными работами и более адаптированы к предстоящей трудовой деятельности.

 

О ключевых составляющих готовности будущего профессионала для успешного производственного будущего рассказывает Виталий ЦВЕТКОВ, директор Запорожского правобережного профессионального лицея (ЗППЛ) – учебного заведения, с 1951 года готовящего востребованных в государстве работников.

 

Об образовательных госстандартах


– До недавних пор унаследованная от СССР система профессионально-технического образования Украины базировалась на типовых учебных планах и программах, разработанных еще Госпрофобром СССР. Но социально-экономические изменения в обществе, формирование и развитие рыночных отношений в сфере труда обусловили появление других требований как к содержанию образования, так и к его структуре, а именно – необходимость быстрого реагирования на особенности регионального развития экономики. Практика подготовки рабочих по конкретным профессиям, которая базировалась на такой структуре стандартов, доказала необходимость ее усовершенствования. В Украине на сегодня утвержден 41 государственный стандарт профессионально-технического образования по рабочим профессиям. Стандарты отображают развитие системы подготовки квалифицированных работников. В условиях рыночной экономики произошли изменения требований к подготовке рабочих в системе ПТО.

 

Стандарты нового поколения отображают, прежде всего, компетентностный подход к формированию содержания обучения, которое разрабатывается на основе изучения требований работодателей и потребностей личности. Теперь повышению квалификации кадров в Украине помогают госстандарты, а именно – согласно госстандарту, в одну профессию включаем несколько специальностей. Такой подход именуется интегрированным образованием, то есть объединение в одну профессию нескольких специальностей.

 

О перспективах интегрированного образования


– Практически все профессии, по которым идет подготовка в лицее, интегрированы. Мы понимаем важность такого подхода к профподготовке. Наш министр образования давно поднял проблему интегрирования профессий. И мы вполне отвечаем на современные образовательные вызовы. Согласно учебным планам нашего лицея готовим, по меньшей мере, по трем профессиям, которые объединены в одну, при всем их различии. Например, необходимый во все отраслях народного хозяйства оператор компьютерного набора интегрирован с профессией «оператор компьютерной верстки», необходимой в издательской сфере плюс «электромеханик по ремонту и обслуживанию компьютерной техники» позволит будущему сотруднику предприятия самостоятельно решать аппаратные проблемы, включая ремонт кассовых аппаратов, метрологического и измерительного оборудования. Интегрирована у нас профессия оператора по обработке информации и программного обеспечения (компьютерные сети, операционные системы и их обслуживание), куда включены основы компьютерной графики и Web-дизайна. Лицей обеспечен высококвалифицированными преподавателями-практиками для подготовки в этой области.

 

Мастер по диагностике и наладке электронного оборудования автосредств – также очень востребованная на сегодня интегрированная профессия. Отмечу, ЗППЛ – единственное учебное заведение в нашем регионе, где готовят по указанным выше профессиям.

 

Следующая конъюнктурная профессия: «слесарь-ремонтник; слесарь по ремонту автомобилей». Для производства важен слесарь-ремонтник, а ремонт автомобилей – это то, что необходимо каждому автолюбителю. Благодаря своевременному интегрированию профессии «электрогазосварщик на полу- и автоматических машинах» наши выпускники востребованы практически на всех запорожских предприятиях.

 

Единственная неинтегрированная в нашем лицее профессия – электромонтер. Но мы работаем над решением вопроса интегрирования ее по специальностям, разрабатываем профессию так, чтобы выпускники могли ремонтировать бытовую технику, были бы востребованы в энергетических компаниях как специалисты по ремонту электросчетчиков, электрощитовых, солнечных батарей и ветроустановок. Замечу, наша электромастерская на сегодня одна из самых модернизированных, а значит, лучших в Запорожье.

 

Здесь становятся мастерами

– Задача профтехобразования – не только соответствовать сегодняшним запросам, но и готовить кадры для будущего производства, которое ежедневно совершенствуется, модернизируется. Работодатели ожидают от своих сотрудников расширения квалификации. Из 30 выпускников ЗППЛ, как минимум, 25 – забирает компания «Запорожтрансформатор» (ЗТР) только потому, что полученные у нас профессии интегрированы. Также наши учащиеся востребованы на предприятиях «Запорожкран», «Днепроспецсталь», «Электропривод».

Большим достижением считаем, что наши дети в этом году будут проходить практику на АО «МОТОР СИЧ». Мы горды, что именно на базе этого промышленного гиганта учащиеся ЗППЛ наберутся трудового опыта, повысят профессиональное мастерство и адаптируются в трудовой среде МОТОРА, поскольку всему миру известны непреходящие традиции наставничества на моторостроительном предприятии, где опытные рабочие – «профессора в спецовках» – передают свои навыки и секреты профессии новичкам.

 

Пока что только электромеханикам ЗППЛ повезло поработать в среде авиастроителей, и мы уверены, что они оправдают производственные надежды предприятия. Мы полагаем, что наши ребята с другими профессиями в будущем могут также стать востребованными в этой стратегической отрасли. Благодарим АО «МОТОР СИЧ» за доверие и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

 

О повышении квалификации


Внедрение новых технологий требует существенного улучшения качества рабочих. Однако ухудшение экономической конъюнктуры привело к сворачиванию многими предприятиями своей системы профессионального обучения. На рынок труда стали поступать работники, длительное время не повышавшие квалификацию, а, следовательно, испытывающие трудности с устройством на работу. Напряженность на рынке квалифицированных рабочих рук усиливается инерционностью образовательных учреждений, из-за чего на рынок выходят специалисты, в которых народное хозяйство уже не нуждается. Нередко в течение жизни взрослому человеку (случается, и пенсионеру) приходится не раз менять специальность.

 

От рабочих сегодня ожидают профессиональной квалификации, отвечающей перспективным потребностям конкретного производства. Поэтому, учитывая данные факторы, на протяжении нескольких лет на базе нашего лицея по направлениям запорожского центра занятости граждане проходят подготовку по профессиям «электрогазосварщик», «электромонтер», «электромеханик по ремонту компьютерной техники». Кроме получения качественного образования, мы, что немаловажно сегодня, трудоустраиваем наших выпускников.



 

Наталья НЕСТЕРЕНКО