Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Иван СНИСАРЕНКО: «Гордимся своей причастностью к авиационной отрасли Украины»

Иван СНИСАРЕНКО: «Гордимся своей причастностью к авиационной отрасли Украины»

Категория: Позиция » Новости Позиция » Производство

Иван СНИСАРЕНКО: «Гордимся своей причастностью к авиационной отрасли Украины»Неоднократно приходилось убеждаться в том, насколько быстро можно «убить» даже ту сферу промышленности, которая еще несколько десятилетий назад считалась не просто перспективной – непоколебимой в своих позициях. Особенно больно было наблюдать, как гибли мощные предприятия, обеспечивавшие своей продукцией не только свою страну и ближнее зарубежье, но и весь мир. Таких примеров за годы независимости Украины насчитывается немало и, можно сказать, буквально единицам удалось вырваться из плотного «оцепления» недоброжелателей, нахлынувшего импорта и прочих атрибутов перехода на капиталистическую модель экономики. 

 

В Полтавской области есть небольшой город под названием Лубны, в котором сегодня проживает менее 50 тысяч человек. Однако в союзные времена этот населенный пункт был настоящим производственным оплотом региона, да и без преувеличения – всей страны. Здесь располагалось множество предприятий самых разных отраслей: завод счетных машин, мебельная и одеяльная фабрики, авторемонтный и кирпичный заводы, мясокомбинат всесоюзного значения и другие. Но если перенестись в наши дни, то картина перед глазами предстает уже не такая радужная – все эти предприятия давно канули в Лету. В Лубнах осталось всего несколько заводов, которые продолжают нести на себе бремя финансового донора и для города, и для области.

 

Именно с этой прелюдии начался наш разговор с директором Лубенского станкостроительного завода (ЛСЗ) АО «МОТОР СИЧ» Иваном Снисаренко. Работает он здесь с 1980 года, вместе с предприятием переживал и взлеты, и падения, многие события навсегда врезались в память. Но с нескрываемой гордостью отмечает, что никогда, даже в самые сложные для себя экономические времена, ЛСЗ не останавливался и не менял своей специализации, сохранив за собой репутацию надежного партнера.

 

– За годы работы на нашем заводе было произведено более ста тысяч станков самого разного предназначения, – говорит Иван Николаевич. – При СССР поставляли свою продукцию в более чем семьдесят стран мира, в том числе во Францию, Бельгию, Германию, Польшу, Вьетнам, Турцию, Иран, Ирак, государства Ближнего Востока, Японию, на Кубу. Могу совершенно точно сказать, что и по сей день в разных уголках планеты знают наши станки, а кое-где даже продолжают на них работать – вот уже которое поколение людей! Даже сегодня из некоторых городов Украины просят запчасти для станков производства ЛСЗ, которым скоро по полвека исполнится – чем не подтверждение того, насколько надежную технику производили?

 

Конечно, 1990-е годы внесли свои коррективы, и это очень сильно повлияло на положение дел на заводе. Главной проблемой было то, что самостоятельно станки мы не проектировали: все разработки делались в Харькове и передавались нам. В общем, пришлось вникать в эту тему самим. И тогда самостоятельно были спроектированы и поставлены на производство станки для перешлифовки коленчатых валов с параметрами длины обработки валов: 750мм, 2150мм, 2650мм., то есть был значительно расширен ряд ранее выпускаемых станков с длиной обработки только 1600мм. Аналогично расширен ряд универсально-шлифовальных станков с длиной обработки 400мм, 630мм, 1000мм, 1500мм вместо ранее выпускаемых с длиной 710мм. Кроме того, спроектированы и поставлены на производство торце-круглошлифовальные станки с ЧПУ, круглошлифовальные станки с ЧПУ, которые позволяют обрабатывать сложные криволинейные поверхности.

 

Стали проектировать станки, которые уже были у нас в производстве – в основном, по требованию со стороны иностранных заказчиков. Ну, а затем стали выходить на новый уровень, осваивать новые конструкции, станки специального, а не серийного назначения. В принципе, потребителей хватало, но даже расширение номенклатуры производства не позволяло удержаться на прежних ролях. Вот и были вынуждены заняться деревообрабатывающими станками, оборудованием для станций технического обслуживания, продолжали производить некоторые виды продукции фактически в ущерб себе...

 

– То есть, в основном, работали на своей территории, хотя страна крайне нуждалась в увеличении экспортных поставок?

 

– Время было такое, ничего не поделаешь. Впрочем, с зарубежными партнерами мы никогда не прерывали связи. Делали станки для российских моторных заводов, тяжелой землеройной техники, которая использовалась на приисках золотодобытчиков, производили станки для перешлифовки дизельных валов тепловозов, лет пять лет назад поставили станки с ЧПУ в составе автоматической линии для российских железных дорог. Конечно, не только с РФ контактировали, и с другими странами тоже, потому что старались не упустить шанс заработать деньги. Никто ведь не хотел, чтобы предприятие заглохло или остановилось, а люди остались без средств к существованию. Даже сама мысль об этом была недопустима!

 

Хотя бы потому, что если говорить о Лубнах в целом, то станкостроительный завод за все годы своего существования был первым и основным производственным объектом, с него начиналась промышленность города. Появившиеся позже предприятия равнялись на ЛСЗ, и основу их персонала составляли именно наши кадры. И то, что сохранился станкостроительный завод – большое достижение. Согласен, значительно потеряли в численном составе, но зато сохранили производственную базу. Жаль, что в силу разных причин не весь свой потенциал можем использовать сегодня.

 

– Иван Николаевич, когда и с чего началось сотрудничество Лубенского станкостроительного завода с АО «МОТОР СИЧ»?

 

– Это было еще в начале 1990-х, когда запорожское предприятие заказало у нас несколько станков. Постепенно налаживали контакт, связь между нашими предприятиями росла, и вот три года назад президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев вышел на ЛСЗ с конкретным предложением: расширить совместное сотрудничество с целью решения проблем производства «АО МОТОР СИЧ», работать еще более тесно, точнее – в одной «связке». Честно говоря, долго даже не раздумывал: экономический кризис тогда очень больно ударил по всей промышленности. И, по сути, только благодаря «Мотору», тому факту, что его руководство вкладывает солидные средства в модернизацию производства, станкостроительный завод смог остаться на плаву. Можно даже сказать, этот альянс в каком-то смысле позволил уберечь отечественное станкостроение от шага в небытие.

 

Тогда, в 2010 году, мы произвели всего 24 станка, в прошлом году эта цифра составила уже шестьдесят, а в текущем году планируем выпустить не менее сотни станков. Две трети из них уйдут на головной завод в Запорожье и другие предприятия, входящие в структуру АО «МОТОР СИЧ», остальные – на сторону. Специализируясь более 60 лет на выпуске только круглошлифовальных станков, завод в течение трех лет освоил модернизацию токарных полуавтоматов с ЧПУ, 4-координатных фрезерных станков с ЧПУ, также во втором полугодии этого года будут изготовлены 4- и 5-координатные обрабатывающие центры.

 

Есть у нас постоянные клиенты, но нередко приходится искать заказчиков и самим. Вообще, за время совместной работы с «Мотором» на нашем заводе очень многое изменилось. Закупаем новое оборудование, в том числе импортного производства, налаживаем систему отопления, проводим ремонт в цехах, устанавливаем металлопластиковые окна, занимаемся компьютеризацией и энергосбережением.

 

Если говорить о человеческом факторе, увеличилось число работников – более чем на сто человек, причем большинство из них составляет молодежь, средняя зарплата выросла с 1500 до 2300 гривен. Станкостроители теперь имеют возможность по льготным путевкам отдыхать на моторовских базах, их дети ездят в оздоровительные лагеря. Спорт на ЛСЗ развивается – участвуем в городских соревнованиях по футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам, шашкам. Также, к примеру, раньше предприятие не имело серьезной возможности помогать городу и местной власти, а теперь финансирует некоторые проекты. Сейчас обустраиваем два сквера в Лубнах, выделяли средства на финансирование местной больницы, помогаем детским садам и школам. С оглядкой на все эти факторы мы, разумеется, рады тому, что входим в состав такой мощной корпорации с мировым именем, и гордимся своей причастностью к развитию авиационной отрасли Украины.

 

– Главное, чтобы было кому осуществлять эту самую причастность...

 

– Вопрос с кадровым обеспечением для станкостроительного завода стоит довольно остро. Лубенский технический лицей, к сожалению, в течение последних 15 лет не готовил специалистов-станочников нужных нам специальностей. В 2012 году с лицеем заключен договор на подготовку для нас станочников широкого профиля в количестве 15 человек. В то же время на нашем заводе действует учебно-методический пункт, есть возможность переобучить молодежь по двенадцати специальностям. Станкостроительный завод выпускает очень сложную и точную продукцию, так что ответственность у работников повышенная. И брать, извините, абы кого просто не имеем права. Вместе с тем, я уверен, что у предприятия очень хорошие перспективы и прекрасное будущее.

 

– Иван Николаевич, напоследок давайте о приятном: не за горами – 100-летний юбилей станкостроительного завода. Как отмечать планируете?

 

– Действительно, наша история берет свое начало в 1915 году, с момента создания завода «Феникс», который занимался ремонтом и изготовлением сельскохозяйственной техники. А первый токарный станок здесь был выпущен годом позже, в 1916-м, и с тех пор завод оставался все время станкостроительным. А что до празднования... Не буду загадывать, насколько масштабно все будет обставлено, но очень хочу, чтобы местные жители почувствовали на себе значимость этой даты. Город у нас небольшой и, думаю, каждый понимает, что история станкостроительного завода в какой-то степени касается и его тоже.

С фотоотчетом Вы можете ознакомиться здесь

 

Максим КОРОБЕЦ

Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: