Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Либеральное движение: история болезни

Либеральное движение: история болезни

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Либеральное движение: история болезниПо истечении первого года нынешнего президентства Путина можно сказать, что в России успешно преодолен политический кризис, который был вызван массовыми выступлениями несистемной либерально-демократической оппозиции после думских выборов 2011 года. Этот успех был достигнут с одной стороны – перехватом властью инициативы в вопросах демократизации политической системы и началом демонстративной борьбы с коррупцией, а с другой – идейной и организационной слабостью самого либерально-демократического движения. 

 

Правое движение в современной России, которое как раз и является выразителем либеральных идей, сейчас не просто очень больно, а фактически находится в коматозном состоянии, и это при том, что именно либерально-демократические идеи были положены в основу перестроечных процессов. Именно тогда – в конце 80-х годов, была сделана попытка объединить социализм с либеральными идеями и построить, как тогда говорили, «социализм с человеческим лицом». Эта попытка закончилась неудачей и привела к развалу Советского Союза.

 

Все 90-е годы в России прошли под знаменем так называемых «либеральных реформ». Проведению этой политики способствовало и то, что после принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции, где признавались политическое многообразие и многопартийность, в государственную Думу вошла пропрезидентская либеральная партия «Демократический выбор России». Основатель этой партии был Егор Гайдар – один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 90-х в России, занимавший высокие посты в правительстве. Именно правительство под его председательством взяло курс на либерализацию – переход к рыночной экономике. Одним из основных элементов этого курса стала приватизация, которая была проведена благодаря ваучерной системе и залоговым аукционам в интересах узкой группы лиц («олигархов»). Считается, что в результате проведенных реформ российская экономика пострадала за 90-е годы больше, чем за время Второй мировой войны.

 

После дефолта в 1998 году, который стал результатом проведенных псевдолиберальных реформ и последующего за этим экономического кризиса, влияние либеральной идеологии снизилось. Это заставило правые силы консолидироваться. Для участия в думских выборах 1999 года был создан «Союз правых сил» (СПС) – просуществовавший до 2008 года. В избирательный блок вошло много партий, в том числе «Демократический выбор России» Егора Гайдара, «Россия молодая» Бориса Немцова, «Демократическая Россия», «Общее дело» Ирины Хакамады, «Молодежное Движение Поколение Свободы». На парламентских выборах 1999 года избирательный блок получил 8,52% голосов избирателей и сформировал фракцию в Думе.

 

Помимо СПС, который позиционировал себя как право-либеральное движение, выступающее прежде всего за экономическую свободу по американскому образцу, в Думу прошла партия «Яблоко», придерживающаяся социал-либеральных взглядов, типичных для лево-центристских европейских партий. Попытки слияния или хотя бы союза между этими двумя организациями для укрепления либерального лагеря предпринимались несколько раз, но – безрезультатно. Более того, между ними постоянно возникали конфликты. Так, партия «Яблоко» утверждала, что СПС была образована «для защиты интересов олигархии и высшей бюрократии на базе криминальной приватизации». А представители СПС в ответ называли «Яблоко» партией «обиженной интеллигенции».

 

Неспособность правого движения к консолидации, падение популярности его лидеров, отсутствие новых идей и программ, а также провал реформ 90-х годов, который российский избиратель связал с идеями либерализма, привели к тому, что в результате выборов в Государственную Думу РФ в 2003 году в ее новом составе не оказалось ни одной оппозиционной партии, относящейся к либеральным. Не было представлено правое движение и в Думе 5-го созыва (выборы 2007 года), т.к. не только ни одна из партий не смогла преодолеть 5%-ный барьер, но «Яблоко» набрало по данным ЦИК лишь 1,59%, а СПС – 0,96%.

 

После этого провала 2 октября 2008 года руководством СПС было принято решение о самороспуске и сразу же сделана очередная попытка подготовить правые силы к борьбе за места в Думе. В ноябре 2008 года была создана партия «Правое дело». В нее вошли «Союз правых сил», «Демократическая партия России» и «Гражданская Сила». Контроль над процессом со стороны администрации президента России даже не скрывался. Возглавил партию молодой миллиардер Михаил Прохоров.

 

Та часть организаций бывшей СПС, которые не вошли в «Правое дело», создала Объединенное демократическое движение «Солидарность», которое вошло впоследствии в Партию народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» (ПАРНАС). И если партия «Правое дело» смогла подготовиться к участию в думских выборах 2011 года, хотя и проиграла их, получив лишь 1,54% голосов, то ПАРНАС как коалиция оппозиционных демократических сил, из-за внутренних разногласий между лидерами движения не смогла договориться о выработке общей стратегии действий и не участвовала в выборах. Однако после думских выборов именно лидеры ПАРНАС Владимир Рыжков, Михаил Касьянов, Борис Немцов, Илья Яшин приняли активное участие в организации протестных митингов.

 

В результате этих массовых акций протеста конца 2011года власти пошли на либерализацию законодательства, что привело к резкому увеличению числа партий. Так, если к началу 2012 года в России было всего 7 партий, то на начало мая 2013 года в списке зарегистрированных политических партий Министерства юстиции РФ значилось уже 64 партии. Однако среди этих 64 партий отстаивать либеральные ценности готова лишь десятая часть. Это указывает на то, что к очередным думским выборам 2016 года правое движение может подойти еще более ослабленным и размытым, чем к прошедшим в 2011 году.

 

Мюнцер ХАЛУМ, Russia Beyond the Headlines

 

 

 

В целом можно отметить, что у либералов нет политической гегемонии, их экономическое присутствие и влияние по большей части поставлено под контроль государственных монополий. Единственный сегмент, где либералы внушительно представлены и во многом определяют повестку дня, – масс-медиа и сфера культуры».