Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сами с рюкзаками

Сами с рюкзаками

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Сами с рюкзакамиТрадиционно Первомай дает старт массовому потоку туристов на Крымский полуостров, который сохраняется там до середины осени. Однако для большинства украинцев празднование «маевки» в Крыму – непозволительная роскошь. Те из них, кто готовы на бюджетный, но малокомфортабельный отдых, уже давно освоили практику пеших турпоходов. До недавнего времени этот вид отдыха казался нам наиболее выгодным, но последний поход показал, что крымчане научились делать деньги буквально на камнях. 

 

Рукотворные пещеры, остатки древних поселений и караимских кладбищ, ныне действующие пещерные монастыри – все это сохранилось в Бахчисарае – бывшей столице крымских ханов. «Пещерные города Крыма» – мало того, что увлекательный, так еще и простой маршрут (всего 52 км шестидневной пешей прогулки). Единственными вашими затратами будут транспортные расходы и закупка провианта, наибольшей расходной статьей как правило становится необходимый туристический инвентарь. Самая необходимая вещь для похода - рюкзак, оптимальной вместимостью считается объем в 23 литра, такие рюкзаки -  совместимы с питьевой системой, они оборудованы петлями для установки палаток, вентилируемой спиной и специальными ортопедическими лямками.

 

Первый день похода начинается с высадки в г. Бахчисарай. Здесь можно увидеть Свято-Успенский пещерный монастырь и посетить средневековый город-крепость Чуфут-Кале. А цепочка древних пещерных городов (Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Эски-Кермен) приведет путешественников к главной цели – пещерному городу Мангуп-Кале.

 

Кому история, а кому – сортир

 

Увидеть Париж и умереть. Нечто подобное можно сказать и о пещерных городах Крыма. С единственной поправкой – увидеть и разочароваться. Сегодня эти памятки археологии и архитектуры входят в структуру Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Руководство этого учреждения установило плату за посещение памятных объектов своего региона. Это стало возможным благодаря постановлению Кабмина «О перечне платных услуг, которые могут предоставляться культурными учреждениями, государственной или коммунальной форм собственности». В документе указано, за какие услуги то или иное историко-культурное учреждение может взимать плату со своих посетителей, однако по какому принципу осуществляется данное ценообразование, в постановлении – ни слова. Вероятнее всего, администрация самостоятельно определяет размер туристического взноса.

 

Поэтому посетить пещерные города Бахчисарая, не пополнив крымскую казну на 15–50 гривен, не получится. Например, желание зайти в главный пещерный город Бахчисарая – Чуфут-Кале – обойдется туристу в 50 грн. Дешевле «оценили» пещерный город Тепе-Кермен – всего 15 грн. «Кассир» (он же экскурсовод), работающий на этом объекте, проводит пятиминутную лекцию об истории города, а дальше туристы предоставлены сами себе.

 

Осилить крутой подъем на гору высотой 544 м стоило разве что ради открывающихся с плато панорам. В остальном же руины Тепе-Кермен служат отхожим местом для туристов, коих настиг зов природы прямо во время экскурсии. К сожалению, похожие «прелести» можно было увидеть во всех пещерных городах нашего маршрута. Интересно, как давно сотрудники заповедника бывали на памятных объектах, которые они так рьяно рекламируют на сайте?

 

Обжитый оазис

 

Конечным пунктом нашего шестидневного путешествия был древний пещерный город Мангуп-Кале, раскинувшийся на плато горы Баба-Даг. Сегодня у подножья горы на берегу живописного озера ютится маленькая деревушка Ходжа-Сала. За годы войны жители деревни пережили депортацию, и только в период независимости некоторые из них вернулись на малую родину. По данным 2001 года здесь проживает всего 73 человека.

 

Современная Ходжа-Сала уверенно перевернула трагические страницы своей истории. Сегодня здесь полным ходом идет строительство. Предприимчивые татарские семьи возводят всевозможные мини-отели и харчевни, соревнуясь с соседями за каждого туриста. Поэтому сегодня Ходжа-Сала напоминает ярмарку маркетинговых идей. Кто-то зарабатывает на кизиловом компоте и чебуреках, кто-то на катамаранах и возможности помыться в горячем душе. И если местные торговцы, соблазняя сувенирами и домашними блюдами, оставляют туристу выбор – расставаться с кровными или нет, то с лесниками – разговор короткий. Установка палатки на территории озера – 15 грн. За маленькую связку дров, которой хватит разве что на разведение огня для чаепития, платим еще 30 гривен. Единственными бесплатными дарами природы были разве что горный воздух и родниковая вода. Правда под утро и она стала платной. Удовлетворить самое заветное желание странника и смыть с себя дорожную пыль в летнем душе с ледяной родниковой водой можно за 10 грн. Примечательно, что состояние раковин и душевых кабин вблизи родника оставляют желать лучшего. А вот бесплатный туалет и вовсе отбивает всякое желание по-человечески справить нужду. Поэтому территория озера постепенно превращается в общественный клозет.

 

Тем не менее, слава о красоте Мангупа вышла далеко за пределы полуострова. В прошлом году российский режиссер Максим Воронков заявил о своем желании снять римейк советской комедии «Кавказская пленница-2, или Самые новые приключения Шурика». Часть съемок прошла в Крыму. Так, прототипом дома Нины стала частная усадьба на Мангупе.

 

Конная шпана


Развлекательная программа на озере вблизи Мангуп-Кале скудная, от безделья туристы катаются на лошадях. В качестве местных наездников – мальчишки 8–10 лет. Щуплая ребятня уверенно и своеобразно справляется с мускулистыми животными: нещадно лупя и покрывая их матом. Юные наездники больше смахивали на вокзальных беспризорников. Привязав лошадь в ожидании очередного клиента, не прячась от взрослых, дети курили. Местный лесник пояснил, что местные фермеры отдают лошадей на сезон, чтобы развлекать туристов на Мангупе. Для большей выгоды они используют детей в качестве дешевой рабочей силы. Для подрастающего поколения конные прогулки – возможность подзаработать, так что о гуманном отношении к животным думать некогда. 

 

P.S. Самостоятельно организованный пеший турпоход – это экстремальный, малокомфортный, но от того не менее интересный отдых. Как показало наше последнее приключение, за каждый шаг на крымской земле приходится платить. Но удручает даже не это. Обидно, что, изымая плату под предлогом «сохранения памятника архитектуры и природных ресурсов», местные лесничества не слишком-то ратуют за ее сохранность. Выходит, что охраняемая с таким рвением история, на деле оказывается лишь средством пополнения казны или отдельно взятого кошелька. Но невзирая на халатность лесников и прижившиеся методы обдираловки туристов, Крымский полуостров стоит того, чтобы там отдыхать.