Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Процесс отвода сельхозземель должен быть понятным для каждого гражданина

Процесс отвода сельхозземель должен быть понятным для каждого гражданина

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Регіон

 

Процесс отвода сельхозземель должен быть понятным для каждого гражданинаС 1 января 2013 года, в связи с изменениями в действующем земельном законодательстве, полномочия в части распоряжения землями государственной собственности сельскохозяйственного назначения от районных государственных администраций переданы территориальным органам Госземагентства Украины. Как изменился порядок отвода этих земель? Куда теперь необходимо обратиться гражданам и юридическим лицам для того, чтобы получить в собственность или пользование такие земли? Какие документы нужны? Ситуацию комментирует начальник Главного управления Госземагентства в Запорожской области Иван Гашенко.
 

 

 

Гражданам на заметку

 

Общий порядок передачи земель в собственность и пользование установлен ст. 118 и 123 Земельного кодекса Украины. С целью определения пошагового механизма передачи земель сельхозназначения государственной собственности в собственность и пользование физическим и юридическим лицам Госземагентством Украины разработаны отдельные Методические рекомендации, которые утверждены приказом Госземагентства Украины от 28.02.2013 № 72 «О некоторых вопросах реализации полномочий по вопросам передачи земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности для всех потребностей».

 

Следует отметить, что из-за некоторой неурегулированности законодательных нововведений, уже в начале года при исполнении своих новых полномочий, органам Госземагентства пришлось столкнуться с некоторыми проблемами. В частности, из-за отсутствия установленных форм ходатайства и других документов, гражданами и юридическими лицами, желающими получить в собственность и пользование земли сельхозназначения государственной собственности на территории Запорожской области, начали предоставляться настолько некачественные материалы, что их просто невозможно было использовать в работе. В связи с этим, возникла насущная потребность в создании единых подходов и требований относительно форм документов, с которыми должен обращаться заявитель. В результате проработки данного вопроса специалистами Главного управления Госземагентства области, на текущий момент в нашем регионе эта проблема полностью урегулирована. Ознакомиться с перечнем и формами этих документов уже сейчас возможно на информационных стендах территориальных подразделений Госземагентства в районах и городах.

 

Одновременно нами был урегулирован еще один чрезвычайно важный вопрос, который касается налаживания комфортного обслуживания населения. Сегодня, чтобы подать соответствующее ходатайство в Главное управление, жителям области совсем не обязательно ехать в областной центр, тратить время и средства. Желающие получить земельный участок имеют определенный выбор: если это удобно для человека - он может лично приехать в Главное управление, а если нет - отправить документы по почте. В обоих случаях ходатайство гарантированно дойдет до адресата и будет рассмотрено.

 

Необходимые документы изготавливают территориальные органы Госземагентства

 

Процесс передачи в собственность или пользование земельного участка сельскохозяйственного назначения государственной собственности начинается с подачи гражданином ходатайства Главному управлению Госземагентства области о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству. Для оформления такого ходатайства и получения необходимых приложений к нему, лицо-заявитель должен обратиться в соответствующее районное (городское) подразделение Госземагентства.

 

Необходимо отметить, что формой ходатайства предусматривается предоставление лицом-заказчиком некоторых сведений. Например, если речь идет о передаче земельного участка в собственность в пределах норм бесплатной приватизации, в ходатайстве заявитель лично подтверждает, что им раньше не было использовано право на безоплатную приватизацию земельного участка по данному виду использования. В обязательном порядке предоставляется также согласие на использование персональных данных.

 

К ходатайству должен прилагаться ряд документов, в частности:

- схема расположения земельного участка;

- справка из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределение их по собственникам земель, землепользователям, угодьям (по данным формы 6-зем);

- согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц, копии (надлежащим образом заверенные) документов, подтверждающих опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или копии документов, удостоверяющих физическое лицо;

- копии (надлежащим образом заверенные) документов и материалов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости (при наличии);
- другие необходимые документы, среди которых и справка о несудимости, она выдается в УВД по месту прописки.

 

Иван Гашенко рассказал о том что одному из клиентов пришлось ехать за справкой о несудимости в Николаев, но мы в этой ситуции бессильны, против закона не попроешь.

 

Более конкретно состав документов, которые должны прилагаться к ходатайству, определяются в каждом конкретном случае отдельно, при непосредственной работе с заказчиком. К примеру, если речь идет о приватизации земельного участка в садовом товариществе, то необходимо будет приложить копию государственного акта на право пользования земельным участком садового общества, копию схемы раздела на земельные участки, справку о членстве в обществе и т.д.

 

Еще раз замечу, что получить ряд специальных документов о земельном участке, которые являются обязательными приложениями к ходатайству, в частности: схему расположения земельного участка, справку из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по собственникам земель, землепользователям, угодьям (по данным формы 6-зем), лицо-заявитель может, как уже было указано выше, в территориальном подразделении Госземагентства области.

 

Что дальше? Шаг за шагом...

 

После регистрации полученного ходатайства, Главное управление Госземагентства в течение месяца рассматривает предоставленные материалы и по результатам рассмотрения готовит проект приказа о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству. Заявителю предоставляется лично, или направляется письмом заверенная копия этого приказа. В случае, если по тем или иным причинам отказывают в предоставлении такого разрешения - заявителя также обязательно информируют об этом, указываются конкретные причины отказа.

 

Следующий шаг, который осуществляет лицо-заявитель - обращается с полученным разрешением на разработку документации по землеустройству к субъекту хозяйствования, который выполняет работы по землеустройству и заключает с ним договор на изготовление землеустроительной документации.

 

В дальнейшем, уже с изготовленной и согласованной в установленном законодательством порядке землеустроительной документацией, заявитель или уполномоченное им лицо должен обратиться к государственному кадастровому регистратору соответствующего районного (городского) отдела (управления) Госземагентства с заявлением о регистрации земельного участка в Национальной кадастровой системе. После проведения государственной регистрации земельного участка, заявителю предоставляется выписка из Государственного земельного кадастра, подтверждающая внесение сведений о земельном участке.

 

После регистрации земельного участка в Национальной кадастровой системе, разработанная и согласованная землеустроительная документация  вместе с копией выписки из Государственного земельного кадастра подается в Главное управление Госземагентства для регистрации им права государственной собственности на запрашиваемый земельный участок в Укргосреестре.

 

Фактически только после регистрации права государственной собственности на затребованный земельный участок, Главное управление Госземагентства приобретает право на распоряжение им. Поэтому только после осуществления всех этих последовательных операций, на основании ходатайства заявителя, Главное управление Госземагентства принимает приказ об утверждении документации по землеустройству и предоставлении земельного участка в собственность или пользование. Лицо-заявитель лично или письмом получает копию принятого приказа.

 

В дальнейшем гражданин или юридическое лицо обращается в Укргосреестр для получения свидетельства о праве собственности на землю, а при передаче земельного участка в пользование - осуществляет государственную регистрацию права на земельный участок в Укргосреестре после заключения договора аренды.

 

Совершенствование законодательства продолжается

 

Следует отметить, что современное земельное законодательство продолжает постоянно совершенствоваться с учетом возникших проблемных вопросов при его применении на практике. Сейчас идет законодательное урегулирование вопроса о возможности введения процедуры о предоставлении на безвозмездной основе выписок из Государственного реестра прав на недвижимое имущество органам исполнительной власти и органам местного самоуправления при проведении государственной регистрации права собственности государства и территориальной громады на земельные участки.

 

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования порядка регистрации вещных прав на земельные участки государственной и коммунальной собственности в связи с их разграничением», который подан на подпись Президенту Украины. Поэтому в ближайшее время страну ожидают очередные законодательные изменения в сфере регулирования земельных отношений.

 

Вступление в действие предложенных законодательных изменений, без сомнения, принесет положительные результаты, которые отразятся на ускорении процесса передачи земельных участков государственной и коммунальной собственности в собственность и пользование граждан и юридических лиц, возобновлении действия ранее заключенных договоров аренды, уменьшении финансового бремени на Государственный и местные бюджеты. А процедура отвода земель станет еще более открытой, прозрачной, комфортной и понятной для рядовых граждан.

 

Записала Татьяна Елефтериади, заведующая сектором взаимодействия со СМИ Главного управления Госземагентства  в Запорожской области

 

По теме: Как ускорить получение справки о несудимости