Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Заживет ли школа настоящим?

Заживет ли школа настоящим?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Заживет ли школа настоящим?Школа учит жить в мире, которого не существует.

Альбер Камю

 

 

 

Только начинает вопрос касаться общего образования, так сразу общественность раскалывается на две полемические части: одни тоскуют за традициями и завоеваниями прошлой (советской) школы, а другие – чуть ли не со свечкой ищут образ школы будущего. И мало кто из них задумывается, что школа – категория реальная и потребности у нее вполне жизненные: «здесь и сейчас» учить, растить, воспитывать.

 

Уроки прошлого


Когда-то ответственность за образование весьма уверенно лежала на плечах несуществующего сегодня советского государства. И оно довольно успешно справлялось с возложенной на него задачей. Под школы возводились просторные светлые здания, и на их порогах детей встречали высококвалифицированные (а главное, работавшие на совесть!) учителя, согласно всем стандартам были оборудованы спортзалы, химические лаборатории, школьные библиотеки изобиловали книгами.

 

Контроль за качеством образования был не на словах, а на деле, то есть школы родителей не обирали, потому что всем необходимым обеспечивало государство. Когда-то даже в голову не приходило ценить эту главную деталь госконтроля.

 

Далее, в задачи школы входило научить думать и понимать, творить, а не повторять. Благополучие страны измерялось не только природными ископаемыми, но и наличием умных людей в стране. Тогда справедливо считалось, что люди делают настоящее и будущее страны, и от интеллектуального потенциала зависит прогресс.

 

Общеизвестно, что лучшей в мире считается финская школа. К тому же финны признают, что многое они позаимствовали у советской школы. Оплаченный государством культурный подъем в СССР позволил выявить множество талантов, благодаря чему и стал возможным технологический рывок. И после полета в космос Юрия Гагарина американцы стали спешно перестраивать свое образование, взяв за основу советские стандарты. В Японии в тридцатые годы прошлого века был сделан заказ на анализ опыта СССР относительно перспектив будущего развития страны восходящего солнца. Как итог, сегодняшнее образование в Японии не только начальное и среднее, но и высшее бесплатное и общедоступное. Там поняли, что если в результате государственного бескорыстия появится хотя бы один новый Эйнштейн, затраты будут оправданы.

 

 

Школа «будущего»?


С идеей «фикс» – построением школы «будущего» – благополучно завершается не одно десятилетие, а ее (школу) постоянно реформируют, сопровождая изданиями вороха совершенно неприменимых к жизни пособий. И не нужно возражать, так как аргумент на поверхности: школа – в ее неизменном виде... С теми же уроками, учебниками, новыми темами и домашними заданиями.

 

Лишь вопросов прибавилось: зачем детям учиться и какая все-таки связь между качеством школьного образования и качеством жизни, уровнем благополучия? Предположим, внедрило государство какой-то образовательный стандарт типа английского или информатики с первого класса, но почему не предупредило, что школа за это с родителей деньги сдерет? Почему из-за образовательных новшеств материально страдают ученики?

 

В чем школа будущего: в платных спортивных секциях, уроках и даже экзаменах? Неужели формирование «новой» школы, а с ней и человека зависит от платежеспособности родителей школьника?

 

Учителя в алчности своей не заметили, как увлеклись, и нарушили грань между гуманностью и аморальностью, и под прикрытием реформирования формируют, формируют, формируют личный бюджет.

 

Из-за этого все больше встречается родителей, которые сами уже заботятся о формировании будущего своему ребенку. Они выбрали более рациональный путь финансовых трат, поменяв формальные «консультативы» и дополнительные уроки за деньги на качественное репетиторство. Для их детей образование стало личной потребностью, а не галочкой в отчетности педагога.

 

Пока учителя думают, сколько они заработают на ученике, и пока государство не изменит сегодняшнего отношения к школе, не верьте – вам врут, что формируется «школа будущего».

 

Реальность


Как видно, сегодняшняя государственная ответственность за образование очень непрочная: на слабоватые плечи не возложишь, может свалится. Кроме разговоров о реформах в образовании – ничего…

 

Скажите, как много школ построено за время независимости Украины? И мне неизвестно. Зато точно знаю, что закрылось очень много. А сколько средств выделяется государством на гуманитарные проекты? Тоже вопрос…

 

Из общедоступного и бесплатного образование стало рыночным. Вот скоро закончится сдача ВНО и десятки тысяч талантливых и просто неглупых выпускников за неимением средств на учебу пойдут раздавать на улицах листовки или станут за кассы «АТБ» и «Ашана». А ведь когда-то их родители беспрепятственно стали инженерами и технологами, агрономами и конструкторами, чтобы быть полезными в народном хозяйстве страны, а теперь, опустив руки от безысходности, позволяют своим детям катиться вниз по социальной лестнице.

Не берусь судить, но подозреваю, что украинское образование не то что посредственное или убогое, как твердят сторонники прошлого, оно, по-моему, только на бумаге как бы есть, формально. Если бы оно было, то среди созданных кем угодно – американцами, англичанами, немцами, французами, голландцами, японцами – информационных технологий, языков программирования и операционных систем нашлось бы место и украинским разработкам. Но их нет.

А теперь подумайте, почему у нас бедные школы и богатые торговые центры.

 

 

Многознание не есть мудрость

Блиц-интервью с директором Департамента образования и науки, молодежи и спорта Запорожской облгосадминистрации Александром Верозубовым.

 

– Равноценны ли по важности ВНО и средний балл аттестата для поступления в вузы?


– Средний балл аттестата и ВНО – разные вещи. Ради среднего балла аттестата ученик тратит силы и энергию на предметы, которые ему не пригодятся в дальнейшей учебе и профессиональной жизни. Но чтобы получить по 20 предметам заветные 11–12 баллов будущий выпускник теряет время на выполнение ненужных заданий. Такое происходит в старшей школе. А в профильной – налицо индивидуализация обучения и свобода выбора, то есть более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами. Выпускники могут продолжать свое образование в соответствии с выбранным профилем. Школе следует идти по пути профильного обучения. Достаточно 5–6 обязательных предметов, остальные – по интересам, привлекательности.

 

Также и золотая медаль сегодня ничего, кроме морального удовлетворения, не несет.

 

Первое ВНО в Украине было написано 8 лет назад, и я положительно к нему отношусь. Даже если выпускник вышел с недостаточно высокими оценками или тот же украинский язык написал средне, зато в области, скажем, естественных наук по итогам ВНО оказался гением. И продолжает дальнейшее образование в этом направлении.

 

– Создается впечатление, что конкурс аттестатов придуман для поднятия авторитета школьного учителя.


– Скажите, что важнее для экономики – знания или авторитет? Думаю, первое. Аттестат никогда не был показателем уровня компетентности выпускника. Повторюсь, на сегодняшний день лишь результаты ВНО – оптимальный контролер уровня знаний абитуриента.

 

– Усложняются ли с годами тестовые задания ВНО или остаются на прежнем уровне?


– Для разработки тестов есть специальная наука – тестология, поэтому неспециалисту в этой области сложно брать на себя ответственность анализировать задания по ВНО.

 

– По Вашему мнению, целесообразно ли оставаться в школе после 9-ти классов? Не лучше ли с училищ и колледжей начать путь к выбранной профессии?


– Нами уже получен проект документа, согласно которому средняя школа станет профильной. Школа уже готова пойти по пути профильного обучения. Со следующего года старшая школа будет работать по направлениям. Профтехобразование – тоже не помеха.

 

– Частенько на родительских собраниях учителя говорят о реформе школы и на эти цели даже собирают деньги. Долго ли еще школа будет реформироваться?


– Реформа школы в стране осуществляется перманентно. Детки в первый класс пошли уже по новым стандартам: в программу начальной школы введен предмет информатики, английский язык.

 

– Какой сегодня госзаказ в высшие учебные заведения?


– В вузах – 30% бюджетных мест и 70% – контрактных.

 

– Вы 36 лет отдали работе в образовательной сфере. Знаете школу вчерашнего и сегодняшнего дня. Скажите, возможен ли возврат к прошлым образовательным ценностям: воспитание человека-творца или самого читающего в мире и т.д.?


– Изменилось время, появились новые ценности. Да и общество стало прагматичнее. Нет, к прежнему школа уже не вернется.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО